Методические принципы обучения немецкому языку как второму иностранному

lvm7709@rambler.ru

Введение в учебные планы школы изучение второго иностранного языка создает принципиально новую ситуацию в обучении языкам. Родной, первый иностранный и второй иностранный языки образуют уникальное явление, которое обязывает рассматривать вопрос о целях обучения второму иностранному языку с учетом реально существующего трилингвизма.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Изучение второго иностранного языка с учетом уже имеющихся компетенций в первом языке является мощным средством расширения общего и лингвистического кругозора учащихся. Приоритетными целями обучения второму иностранному языку в школе являются когнитивно-развивающая и когнитивно-коммуникативная цели. Реализация когнитивно-коммуникативной цели предполагает в первую очередь овладение учащимися чтением аутентичных иноязычных текстов. Умение читать аутентичные тексты относится к числу тех умений, которые не утрачиваются длительное время, а также легко восстанавливаются и даже совершенствуются. Когнитивно-развивающая цель реализуется в процессе обучения чтению аутентичных текстов. Чтение развивает общемыслительные и речевые способности учащихся, обостряет их внимание к языковым формам выражения мысли на иностранном и родном языках.

Ниже предлагаются методические рекомендации обучения четырем основным видам речевой деятельности на немецком языке.

Обучение четырём видам речевой деятельности

Обучение чтению
При работе с текстом необходимо определиться, с какой целью он изучается:
  • для совершенствования техники чтения (5-6 классы);
  • для понимания основного содержания прочитанного;
  • для извлечения полной информации.
Обучая технике чтения, нужно добиваться непосредственного понимания содержания читаемого. В этой связи должны быть продуманы установки на чтение. На данном этапе целесообразно чтение вслух и про себя.

Специфика заданий на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах зависит от вида чтения. Необходимо варьировать способы проверки понимания содержания текста, включая текстовые задания.

Не стоит забывать специфику работы над текстами для домашнего чтения и осуществлять систематический контроль в нестандартных формах, поддерживая познавательный интерес учащихся.

Обучение устной речи
Развитие навыка устной речи играет важнейшую роль. Её целью является вовлечение учащихся разного уровня обученности в иноязычную коммуникацию. Структуры и речевые образцы, грамматический и лексический материал служат достижению этой цели.

Ориентировка:
Введение в ситуацию с визуальной опорой или аудиоопорой. Анализ с помощью контекста, языковой догадки, перевода, таблиц и рубрик, разъяснений учителя.

Активизация:
Чтение по образцу, произносительный аспект, инсценирование, активизация отдельных моментов на письме, восприятие на слух схожих речевых ситуаций с контролем понимания, чтение аналогичных диалогов с пониманием.

Трансформация:
Переработка текста диалога соответственно личности учащегося, его уровню обученности и мотивированности, создание собственного варианта, преломление усвоенных лексических и грамматических моментов в иной речевой ситуации, выход на приближенную к естественным коммуникационным условиям речевую деятельность, как то: беседа, интервью, социологический опрос, проектная работа.

Диалогическая речь
Начиная работать с мини-диалогами, учащиеся отрабатывают структуры и речевые образцы. Парная и групповая беседы, обмен мнениями позволяют использовать в речи эмоционально окрашенные выражения, употреблять выражения уточнения и переспроса, а также научиться аргументировать своё мнение.

Проектные работы позволяют проявиться творческим способностям учащихся, применить свои умения в области иноязычной коммуникации в проблемной ситуации.
Проект для ученика — это возможность максимального раскрытия его творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально и в группе. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы. Результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы— носит практический характер, имеет прикладное значение и ценен для участников.

Проект для учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения, воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки: ставить проблему, определять цель, планировать деятельность, анализировать свою деятельность, делать презентацию, подводить итоги и делать выводы.

Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения знаний и умений, самообучения, исследовательской и творческой деятельности.
Любой проект должен иметь:
  • наличие исходной проблемы,
  • цели,
  • план или документацию,
  • полученный продукт,
  • презентацию.
Предполагая провести работу по проекту, учитель должен хорошо продумать этапы работы:
  1. Какое время понадобится для выполнения проекта?
  2. Что учащийся сможет сделать самостоятельно, а в чём ему потребуется помощь?
  3. Что учащиеся знают и умеют и чему они научатся в ходе работы над проектом?
  4. Какие общеучебные и предметные навыки будут развиваться в ходе работы над проектом?
Только совместная с учителем деятельность в ходе работы над проектом даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся.

В проектной работе задействуются все учащиеся. Распределение ролей зависит от индивидуальных особенностей, уровня обученности и мотивации.
Работу следует вести по плану, это приучает детей к систематизации и организует их речемыслительную деятельность. Научите учащихся фиксировать свои действия, записывать мысли и ходы, чтобы в презентации не забывать про детали.

Монологическая речь
При подготовке общих постеров учащиеся готовят маленькие, а в проектной работе более объёмные презентации, демонстрируя навыки подготовленной и неподготовленной монологической речи.
При обсуждении опросов и результатов интервьюирования предполагается комментирование статистических данных.
При обсуждении и сравнении страноведческого материала учащиеся высказывают своё мнение по отношению к тому или иному явлению в жизни сверстников страны изучаемого языка.
Учащимся предлагается и парная, и групповая работа, соревновательные моменты, большое количество игровых
ситуаций, интервьюирование, творческая проектная деятельность. Всё это направлено на мотивирование учащихся к активной речевой деятельности.

Обучение письменной речи
Обучение письменной речи — одна из главных задач. Учащийся должен уметь писать краткий текст, состоящий из простых предложений. Поэтому задания по развитию навыков письменной речи становятся систематическими. В рамках работы над портфолио учащиеся составляют небольшие рассказы. Важно, чтобы они использовали выученные речевые образцы и грамматические структуры. Перед
написанием, как правило, представлен текст-образец, на который учащиеся опираются. Конечно, некоторые слова учащиеся находят в словаре, но это не правило.

Перед учащимися стоит несколько задач, а именно:
  • научиться в рамках изученных тем орфографическому и грамматическому оформлению письменной речи;
  • уметь выразить свою мысль на немецком языке в письменной форме;
  • формулировать краткое письменное высказывание.
При знакомстве с каждой новой темой учащиеся выполняют упражнения, направленные на тренировку орфографических навыков, для этого предусмотрены упражнения открытого и закрытого типа: ассоциативные, подстановочные, выборочные и т. д.

Обучение аудированию
Как на тестировании, так и в реальной жизни, при контакте с носителями языка, учащиеся могут встретиться с «живым» немецким и могут испытывать психологические трудности при понимании и общении. Чтобы этого избежать необходимо предъявлять для прослушивания аудиотексты, лексико-грамматический материал которых выходит за рамки изученного. В произносительном плане учащиеся должны научиться понимать, основываясь на своих знаниях и языковой догадке, и речь ребёнка, и речь взрослого, если он говорит не очень чётко или непривычно. В данном случае речь может идти только о глобальном понимании, не заостряя внимания на деталях. Вполне достаточно, если учащиеся могут выполнить задания на контроль понимания к этим записям.

Обучение аудированию занимает значительное место и реализуется как в диалогическом общении на уроке (понимание речи учителя, речи партнёра), так и в виде аудиозаписей. Одна из главных задач обучения — обучение аудированию как виду речевой деятельности в рамках развития речевой компетенции.
Проводится целенаправленное обучение разным видам понимания речи на слух:
  • глобальному, с общим охватом понимания содержания;
  • детализированному, с полным пониманием.
Список использованных источников:
1. Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты». 5-9 классы./М.М. Аверин и др. –М.: Просвещение, 2011.
2. Немецкий язык. 6 класс./М.Аверин, Ф. джин, Л. Рорман. -М.: Просвещение: Cornelsen, 2012.
3. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2009. – (Серия «Стандарты второго поколения»).
4. Книга для учителя. 6 класс./ М.Аверин, Ф. джин, Л. Рорман. -М.: Просвещение, 2012
5. Электронный вариант методических указаний «Педагогическая практика по второму иностранному языку»:/ [авт. -сост.: А.В. Гойнаш, Г.В. Нестерчук, О.П. Шкутник]; Брест, гос. ун-т им. А.С. Пушкина. – Брест: Изд-во БрГУ, 2007.
 
МБОУ «СОШ № 42»
г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Учитель немецкого и английского языков
Митриковская Любовь Васильевна 


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: