Григорьева Ольга Николаевна, 07.02.2013 0

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАДАЧ С ЧУВАШСКОЙ ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ФАБУЛОЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО МАТЕМАТИКЕ

olga_grigoreva2011@mail.ru

В Федеральном законе РФ «Об образовании» обращается внимание на важность и необходимость введения национально-регионального компонента, который предполагает разработку, принятие и внедрение его в образовательных учреждениях. В «Средней общеобразовательной школе № 10 имени лётчика-космонавта А.Г. Николаева» г. Чебоксары Чувашской Республики созданы все условия для изучения учащимися родных языков, других предметов краеведческой и этнокультурной направленности. Учителя и обучающиеся обеспечиваются учебниками и учебными пособиями на основе обобщения передового педагогического опыта.


Обсудить статью Опубликовать свой материал
С первого класса применяются различные эффективные формы организации учебно-воспитательного процесса на этнокультурной, поликультурной основах.

На уроках и внеурочной работе по математике реализация национально-регионального компонента является достаточно сложной проблемой, так как в методике преподавания данного предмета она впрямую не изучалась, и рамки предмета «Математика» не позволяют в полной мере раскрыть особенности национальной культуры Чувашии. В частности, познакомить учащихся с декоративно-прикладным искусством Чувашии, с особенностями чувашской национальной одежды, с символикой национального орнамента, памятниками архитектуры желательно во внеклассной работе по математике (например, при проведении различных математических соревнований: олимпиад, математических боёв, конкурсов, турниров, решении ребусов, кроссвордов и т.п.). Кроме того, актуальной остаётся необходимость разработки методических рекомендаций по интеграции регионального и федерального компонентов образования.

Некоторые примеры задач с чувашской историко-географической фабулой, которые можно предложить учащимся, приводятся ниже.
ЗАДАЧА 1. Общая численность чувашей в Российской Федерации составляет 1,5 млн. чел., из которых 0,8 млн. чел. проживает в Чувашской Республике. Вычислить процент чувашей, проживающих на территории Чувашской Республики.
ЗАДАЧА 2. Река Большой Цивиль, имеет протяжённость на территории Чувашии 172 км. Какой будет длина этой реки на карте Республики масштабом 1:50000?
ЗАДАЧА 3. Пловец плывёт против течения реки Сура и встречает плывущую по течению реки пустую лодку. Продолжая плыть против течения ещё t минут после момента встречи, он затем поворачивает назад и догоняет лодку в s метрах от места встречи. Найдите скорость течения реки.
ЗАДАЧА 4. Озеро Большое Лебединое, расположенное на территории Чувашской Республики, занимает площадь 30 га, что составляет ¾ площади озера Чёрное. Вычислить площадь озера Чёрное.
ЗАДАЧА 5. Найдите сумму n первых членов геометрической прогрессии, если b1 = 6, q = 1, n = 100. В ответе вы получите среднегодовое количество осадков в Чувашии.
ЗАДАЧА 6. Площадь озера Большое Лебединое составляет 30 га, а озеро Белое в 0,6 раза больше. Найти общую площадь двух озёр.

Разумеется, данные задания являются примерными и по аналогии преподаватель математики может составить и другие в соответствии с программой курса.

Необходимо отметить, что реализация национально-регионального компонента на уроках математики и во внеурочной деятельности, основанная на историко-культурном материале способствует не только повышению интереса к математике как к предмету, но и открывает возможности для решения основных задач духовно-нравственного и патриотического воспитания, приобщает детей к творческой деятельности, оживляет материал, в результате чего происходит формирование шкалы социальных ценностей поликультурной личности с активной жизненной позицией.

О.Н. Григорьева, учитель математики СОШ № 10 г. Чебоксары
Чувашской Республики

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?