Гайнанов Руслан Наилевич, 12.02.2013 1

уроки человечности

rusl.1983@bk.ru

Воспитание детей в современном мире, один из главных вопросов. И сейчас значительный интерес для учителя представляют советы В. А. Сухомлинского, которые он даёт в книге "Проблемы воспитания всесторонне развитой личности", предлагая "Азбуку моральной культуры", статья о уроках человечности.


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал
Нравственная глухота, равнодушие, этические беседы, нравственная красота, уроки человечности.

Среди многочисленных дефицитов в нашем обществе дефицит чело¬вечности, пожалуй, самый острый. Сегодня особенно тревожит нравственная глухота, жестокость, равнодушие детей и подростков. Отчего эти качества в самых уродливых формах проявляются в молодых людях? Причин тому много, и одна из них "- незнание и непонимание воспитателями детской души, неумение применять на практике идеи гуманистической педагогики от Амоса Коменского до В.А.Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили и др. Бесполезно призывать к внимательности и чуткости там, где властвуют команды, где от ребёнка, подростка требуются не размышление, понимание, а лишь повиновение. Добро воспитывается только добром, в атмосфере добра, добрыми и внимательными людьми, знающими и понимающими детскую психологию.

В нравственном становлении личности младших школьников значительную роль играют этические беседы. Педагогическое и литературное наследие В.А.Сухомлинского - богатый источник идей, мыслей, знаний, использование которых даст возможность учителю успешно способствовать нравственному развитию учащихся. Как часто, к со¬жалению, ещё встречается в воспитательной работе, ошибка, о которой писал В.А.Сухомлинский: "Недопустимы и механические, необдуманные сравнения ребёнка, сидящего перед вами за партой и являющегося вашим воспитанником, с героями, отдавшими свою жизнь за Родину... В третьем классе учится озорной мальчик Павлик. Однажды, когда надо было сбегать домой, Павлик выпрыгнул в открытое окно - дело было весной. Возмущённая учительница решила "пробрать", проказника. Она подвела Павлика к портрету его деда-героя. Учительница сказала Павлику: "Спроси у бабуси Марии, она училась в одном классе с дедушкой Павлом, спроси, как вёл себя дедушка... Прыгал ли он в окно?" На следующий день Павлик поднял руку, и, получив разрешение передать, что же он узнал от бабушки, сказал изумленной учительнице: "Однажды дедушку оставили одного во всей школе после уроков, за то, что воробья принёс на уроки... Даже на замок закрыли. Он вылез в дымоходную трубу и убежал домой. Класс с восхищением смотрел на портрет дедушки, учительница испытала всю горечь бессилия от своего "воспитательного приёма".

В.А.Сухомлинский, придавал большое значение воспитанию чувств. Он призывал пробуждать в сердцах детей восхищение нравственной красотой, преклонение перед подвигом, считая, что искусство воспитания состоит прежде всего в том, чтобы уже с детских лет человек не только знал, помнил, что такое добро и зло; но и ощущал и переживал в самом себе стремление к добру, правде, чести, духовной красоте и непримиримость ко злу, неправде, бесчестью, уродству.

Неоднократно он писал об искусстве говорить с учащимися, обращаясь к их сердцу, эмоционально пробуждая разум.

Значительный интерес для учителя представляют советы В.А.Сухомлинского, которые он даёт в книге "Проблемы воспитания всесторонне развитой личности", предлагая "Азбуку моральной культуры"
  1. Ты живёшь среди людей. Каждый твой поступок, каждое желание отражается на окружающих, людях. Существует строгая граница: между тем, что можно, и тем, что хочется. Проверяй свои поступки вопросом к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям.
  2.  Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
  3.  Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда немыслима честная жизнь... Учение - твой первый труд. Идя в школу, ты идешь на работу. Трудолюбие - твоя честь и доблесть. Своим трудом ты умножаешь честь семьи, рода и создаешь свое имя. Настоящий человек создаётся только трудом.
  4.  Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь... Бессердечность рождает равнодушие, равнодушие рождает себялюбие, а себялюбие - источник жестокости.
  5.  Не будь равнодушным ко злу. Борись со злом, обманом, несправедливостью. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счет других людей, обкрадывает общество. Самое большое зло - отступничество, измена, предательство.
На основе рассказов, легенд, сказок В.А.Сухомлинского, вкрапленных в его педагогические книги, можно проводить уроки человечности, уроки "осердечивания" ума. Они имеют определённую методику. В основе методики уроков человечности лежат следующие положения: в начале можно рассказать немного об учителе В.А.Сухомлинском, показать его портрет, написать на доске его фамилию, имя, отчество, даты жизни (5 минут), затем выразительно, эмоционально (хорошо, если наизусть) читается его рассказ, легенда, сказка. Для того, чтобы получилась интересная беседа с учащимися, можно использовать различные приёмы: текст З.А.Сухомлинского читается не до конца учащиеся сами, хорошо представив ситуацию продолжающего или письменно отвечают на вопросы (для этих бесед заводятся социальные тетради: дети учатся записывать услышанное, самостоя-тельно отвечать на вопросы). Четвёртая часть уроков человечности беседа на основе использования текста, знаний учащихся по литера¬туре, истории, передач по радио, телевидению, кинофильмов, книг газет, журналов. Это даёт возможность учить анализу получаемой информации, которой так много обрушивается на подрастающее поколение, что дети не умеют и не в состоянии ее понять. Все уроки человечности заканчиваются заданием на дом: рассказать дома историю бабушке, дедушке, родителям, брату, сестре (важно учить общению дома). Второе задание может быть таким, которое обращает внимание учащихся на них самих: спросить у старших, что думают они о тебе, какой ты; поду¬мать о себе самом, о той или иной черте характера (доброта, смелость, отзывчивость и т.д.), найти в словаре смысл того или иного понятия. Об уроках человечности следует рассказать родителям), чтобы не было такого, что на вопрос "Какая я?", заданный девочкой маме, та ничего не ответила. Приходится в таких случаях оправдать маму» ("Ты спросила, когда маме было некогда"), а на родительском собрании по¬просить родителей быть внимательными к детям.

Говоря о методике проведения уроков человечности, хочется от¬метить, что и уроки, воспитательная работа должны проводиться в определённой системе: подготовка, проведение, подведение итогов. Важно при подготовке включать, учащихся в разные виды деятельности: Нарисовать, выучить стихотворение, послушать радиопередачу, посмотреть нужную телепередачу, прочитать книгу, газету, журнал.

Иногда учителя говорят, что в семьях нет газет, журналов. Выход один – нам, учителям, нужно все это уметь.
Тему урока человечности обозначить почти невозможно, так как вариантов один и тот же текст даёт очень много. Готовясь к уроку, учитель продумывает план беседы, цель урока, но во время его проведения; может возникнуть вопрос ) или учащиеся приведут пример, которые потребуют изменения хода беседы, и процесс воспитания пойдет в другом направлении. Поэтому учителям не следует ограничиваться только предложенными нами вопросами для бесед. Кроме того, весьма важно помнить, что уроки человечности требуют от учителя чуткости, умения слышать учащихся, т.е. человечности.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
1 zovaindia • 14:14, 02.04.2013
Спасибо, обязательно возьму на заметку ваш материал при подготовке классного часа.
[Материал]