ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ И ПУНКТУАЦИОННЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

enze.64@mail.ru

Современная методика предлагает достаточно активные методы и приемы обучения. Заниматься выработкой орфографических и пунктуационных навыков необходимо постоянно: при изучении всех разделов языка (морфологии, словообразования, синтаксиса и т. д.) и на всех этапах обучения (объяснения нового материала, закрепление, повторение и т. д.).
Из многолетнего опыта работы с учащимися у меня сложилось твердое убеждение в том, что повышение орфографической и пунктуационной грамотности остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в школе.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Однажды по лесу шёл мудрец. Он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик.

«Что ты делаешь?” – спросил мудрец. » Не видишь, я работаю!” – сердито ответил лесоруб. " Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”, — посоветовал мудрец. " Не мешай, мне некогда, мне работать надо”, — ответил упрямый лесоруб.

Ситуация, представленная в данной метафоре, хорошо знакома всем, кто работает в школе учителем. Зачастую, проводя до тысячи уроков за один только учебный год, сталкиваемся с проблемой лесоруба. Как разрешить её?

Проблема орфографической и пунктуационной грамотности учащихся является одной из ведущих в курсе русского языка. Как научить учащихся грамотно писать, и умело применять орфографические и пунктуационные правила? Эти вопросы постоянно возникают у учителя.

Современная методика предлагает достаточно активные методы и приемы обучения. Заниматься выработкой орфографических и пунктуационных навыков необходимо постоянно: при изучении всех разделов языка (морфологии, словообразования, синтаксиса и т. д.) и на всех этапах обучения (объяснения нового материала, закрепление, повторение и т. д.).

Из многолетнего опыта работы с учащимися у меня сложилось твердое убеждение в том, что повышение орфографической и пунктуационной грамотности остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в школе.

У подавляющего большинства школьников не вызывает особых затруднений формулировка той или иной орфограммы и пунктограммы. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения, а осознанного подхода, оказывается для многих почти неразрешимой задачей. Поэтому необходимо научить детей видеть свои ошибки, то есть добиться определенной самостоятельности орфографического мышления.
Самые основные орфограммы изучаются в 5-6 классах. Поэтому важно не потерять это время, время любознательных. После начального периода обучения детям все интересно в начале среднего звена: кабинетная система, разные учителя, внеклассная работа, новые предметы.

Принимая детей в 5 класс, я сразу стараюсь выявить сильных и наиболее слабых учащихся, чтобы начать с ними индивидуальную работу, нагружая сильных и ища интересную посильную работу со слабыми. Кроме нужных тетрадей, заводим еще тетрадь для дополнительных работ. В тетрадях для дополнительных работ занимаемся контрольным списыванием текстов, где снижается оценка не только за ошибки, но и за каллиграфию.

По-моему, списывание играет большую роль в развитии орфографических навыков учащихся. Это тренировка руки и глаза. Списывание большими порциями, без единой ошибки, иногда с грамматическими заданиями, типа: запомнить, указать, подчеркнуть, выделить. Такой прием эффективен в 5-7 классах. Учащиеся этих классов, если объяснить им смысл предлагаемой работы, занимаются списыванием очень охотно.
Я никогда на уроке не тороплю детей.

В начале урока практикую и «минутки чистописания», где подбираю слова и предложения для новой темы. При изучении новой темы возвращаемся к написанному и находим изучаемую орфограмму и делаем выводы.
Словарной работе я придаю большое значение, использую при этом разные виды словарей.

Кроме орфографической, в русском языке существует и пунктуационная грамотность. Умело и свободно пользоваться знаками препинания школьники смогут лишь тогда, когда не только овладеют какой-то определенной суммой знаний, но и будут хорошо представлять себе природу пунктуации – ее значение, принципы, функции отдельных знаков препинания.

Важным этапом формирования у школьников соответствующих умений и навыков является выполнение пунктуационных упражнений, большинство которых строится на текстах, напечатанных без знаков препинания.
Учитывая особенности возрастного воспитания учеников, считаю важным введение на уроках игр. Игровые методы и приемы позволяют сделать уроки русского языка интересными и содержательными
Например:
Игра "Третий лишний”. В каждом ряду укажите слово, "лишнее” с точки зрения орфографии.
ñреч… нка, девч… нка, печ… нка;
ñотгад… вать, завед… вать, провед… вать;
ñпр… зумпция, пр… зидиум, пр… ложение.
– Поиграем в обгонялки?
За определенное время подберите слова с указанными выше словосочетаниями согласных (чк, чн, чт и т. д.) и составьте с ними примеры. За каждый правильный ответ – один балл. Подсчитайте в конце игры свои баллы.
– Поиграйте с друзьями.
– Разделитесь на две команды, возьмите себе по суффиксу: одна команда – чик, другая – щик. Образуйте с этими суффиксами слова, обозначающие профессию, род деятельности. Побеждает та команда, которая не только больше составит слов, но и сформулирует правило правописания согласных перед этими суффиксами.
– Чья радуга ярче?
– Перед вами текст, состоящий из повествовательных предложений. Добавьте в него вопросительные и побудительные предложения, чтобы рассказ получился ярким, "ожил”

Невидимки бывают не только в сказках. В небе плывут облака. Их несет невидимка – ветер, воздух. За невидимками следят метеорологи. Везде у них есть метеорологические станции, где метеорологи наблюдают за погодой. У них есть помощники – флюгер, показывающий направление ветра, градусник, определяющий температуру воздуха, и влагомер, который устанавливает влажность воздуха. Есть еще барометр, измеряющий атмосферное давление.

Викторина

  1. Объясните, почему не обособляются деепричастия в следующих предложениях:
    • Затем странный человек не торопясь обошел нижние палубы.
    • Швейцар решил идти не спеша.
    • Повертелась лиса у курятника и ушла несолоно хлебавши.
  2. Укажите ошибки в употреблении деепричастных оборотов:
    • Приехав домой, его никто не встретил.
    • Читая повесть, перед нами встает яркий образ предводителя народного восстания.
  3. Составьте предложения с фразеологизмами, указав, какие из них обособляются: сломя голову, спустя рукава, не разгибая спины, держа курс на что-либо, не покладая рук, не долго думая, скрепя сердце, положа руку на сердце.

Основным условием формирования орфографических навыков является изучение орфографических правил. Чтобы писать в соответствии с орфографическим правилом, ученик должен:

  • увидеть орфограмму;
  • установить, какое орфографическое правило необходимо принять в данном случае;
  • решить вопрос о конкретном написании

Творческий диктант.
Составьте предложения со следующими словосочетаниями: отец с матерью, мы с сестрой, масса народу, большинство отдыхающих, много людей, один из многих, поехать в Крым, бежать к морю, плыть к берегу, лететь самолетом, ходить в походы.

Словарный диктант
Посетить зоопарк, веселые медвежата, интересные малыши, съехать с горки, напиться из-под крана, полез на прутья, радостно визжать, черная шубка, вкусное молоко, плескаться в бассейне, схватить добычу.

  1. Найдите четыре слова с безударной гласной в корне слова, проверьте их правописание.
  2. Найдите два слова, в корнях которых согласные буквы не соответствуют звукам, подчеркните эти согласные, подберите к этим словам проверочные.

Для определения у учащихся уровня относительной орфографической грамотности представляется перспективным использование тестов. В английском языке слово тест обозначает "испытание, проба, эксперимент, проверка”. Из всего многообразия тестов можно выделить тесты для проверки знания определений и правил. Например, при изучении темы "Орфография и пунктуация” можно предложить следующие задания:

  1. В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы?
    • пред… стория, с… грать, без… скусный
    • меж… нститутский, пред… юльский, раз… грать
    • сверх… нтересный, подтожить, от… скать
  2. В каком слове на месте пропуска пишется И?
    • врем… чко, б) луков… ца, в) Тан… чка, г) блюд… чко
  3. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Обреченный судьбой на постоянную праздность(1) я (2) уходя иногда из дому(3) бродил где-нибудь до позднего вечера.
    • 1, 2, 3
    • 2, 3
    • 1
    • 1, 3 и т.д.
  4. В этом предложении нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:
    • Тигренок Васька был еще ребенок.
    • Взрослые тигры опасные хищники.
    • Ежик был ручной.
  5. В этом предложении обращение надо выделить запятыми:
    • Скажи мне кудесник любимец богов…
    • Запевает тихо мой ямщик спросонок.
    • Спой ямщик мне песню удалую!

Правильно организовать работу над пунктуационным правилом можно при условии, если учитель будет знать, чем отличается одно правило от другого и что их объединяет. Единого метода или приема работы над правилом нет. Необходимо учитывать, в какой мере рассматриваемое правило является для учеников новым, насколько оно знакомо им. Если пунктуационное правило ученику известно, то работу надо начинать с повторения. Но если правило ученикам незнакомо, то работа над ним обычно проходит три этапа: подготовительный, объяснение пунктуационного правила, применение правила.

Цель подготовительного этапа – создание синтаксической базы для осознания пунктуационного правила. Так, например, с двоеточием после обобщающего слова перед однородными членами учащиеся 5-го класса знакомятся впервые. Осознать употребление двоеточия ученик может при условии, если он будет знать, что обобщающее слово по отношению к однородным членам имеет более общее значение, узнавать в тексте обобщающие слова и видеть место обобщающего слова по отношению к однородным членам.

Объяснение правила начинается с анализа примера. Обобщающее слово заключается в прямоугольник, однородные члены подчеркиваются условными обозначениями. Вот так выглядит пример:
Дети, старики, женщины – [все] смешалось в живом потоке.
Полезно показать, что обобщающее слово и однородные члены являются одним и тем же членом предложения.

После того как дети научаться видеть знаки на правило, объяснять их постановку, можно переходить к новому виду упражнений – расстановке пропущенных знаков.
Например: перепишите, ставя нужные знаки препинания. Начинать нужно с примеров, в которых пропущены только изучаемые в данный момент знаки препинания.
Всюду вверху и внизу пели жаворонки. И все это и река и прутья верболаза и этот мальчишка напоминало мне далекие дни детства. Две девушки доярка Маша и трактористка Настя вели беседу. Бричка бежит, а Егорушка видит все одно и то же небо, равнину холмы.

Затем даются предложения, требующие применения правил, изученных ранее.
– Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:
[ ] , и [ ] . (Знаки препинания не проставлены.)
Вот показалось солнце и залило всю окрестность ярким светом. Вдруг вспыхнула молния и осветила окрестность. Ветер засвистал и поднялась страшная буря. Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птенцы.
Данные методические рекомендации апробированы мною в течение ряда лет на уроках русского языка.

МБОУ «Староваймановская основная общеобразовательная школа»
Актанышского муниципального района Республики Татарстан
Доклад подготовила учительница
русского языка и литературы
Барыева Энзе Башировна


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: