Внутришкольная система оценки тематических планируемых результатов освоения курса математики в начальной школе

alenushka2074@mail.ru

Название инновационного проекта: «Внутришкольная система оценки тематических планируемых результатов освоения курса математики в начальной школе в свете введения Федерального Государственного Образовательного Стандарта».
Вид инновационного проекта: система диагностических материалов по разделу «Математика» в начальной школе на этапе введения ФГОС.
Область применения: оценка предметных результатов освоения учебной программы с учётом уровневого подхода


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения обозначена цель образования: формирование предметных и универсальных способов действий, а так же опорных систем знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание основ умения учиться, способностей к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач.
ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным.

В проекте «Внутришкольная система оценки тематических планируемых результатов освоения курса математики в начальной школе в свете введения Федерального Государственного Образовательного Стандарта» представлен универсальный тест, содержащий задания по всему курсу начальной школы.

Цель контроля: оценить предметные результаты освоения учебной программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте. Мы выделили базовый уровень как точку отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися. Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут и отличаться.

Базовый уровень достижений демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно».

Повышенный уровень свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Высокий уровень свидетельствует о способности учащихся применять полученные знания при решении нестандартных заданий, отличаются глубиной осознанного материала, сформированностью интереса к данной предметной области.

Тест составляется по всем разделам за весь курс по предмету математика обучения в начальной школе. Выполняется два раза в год: стартовая диагностика и итоговая. Учащиеся выполняют только те задания, с которыми они могут справиться.

Для оценки динамики формирования предметных результатов ведётся внутришкольный мониторинг, полученные результаты фиксируются. Результат каждого ученика сравнивается только с его же собственным результатом. На основе результатов универсального теста выстраивается индивидуальная траектория обучения.

При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему ученики могут быть вовлечены в проектную и исследовательскую деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.

Если ученик не смог выполнить базовый уровень, учитель на основе полученных результатов может чётко определить проблемное поле каждого ученика, отследить динамику, выстроить эффективную индивидуальную работу с учеником, обеспечив освоение базового уровня. Всё это будет способствовать освоению системных знаний.

Новизна и оригинальность проекта заключается в том, что универсальный тест составлен с учётом базовых знаний за весь курс математики начальной школы без разбивки на классы, что помогает увидеть целостную картину на содержание курса. Выполняется как стартовый перед изучением раздела, и как итоговый в конце года. На следующий учебный год тест повторяется, что даёт возможность отследить динамику каждого ученика по каждому разделу. Таким образом, можно отследить и уровень освоения базовых знаний в долговременной памяти учащихся.

Алгоритм обработки результатов
  1.  Выдели в тесте (уровень 1) задания, которые соответствуют изученным темам. Выполнение этих заданий является обязательным и соответствует базовому уровню.
  2.  Проверь тест (уровень 1) Если правильно выполнены все задания базового уровня, которые уже изучены на данном временном отрезке, следовательно, опорная система знаний освоена, что соответствует оценке «удовлетворительно». На этапе внедрения может быть установлена другая рамка в зависимости от особенностей класса, например, 50% выполненных заданий. К концу периода обучения (окончание 4 класса) процент выполненных заданий должен составлять 80- 100%, что будет свидетельствовать об усвоении учащимся базового уровня.
  3.  Переходим к проверке уровня 2. Данные задания относятся к повышенному уровню сложности. Баллы, полученные за правильное выполнение этих заданий, суммируется (метод сложения) к базовому уровню. В зависимости от особенностей ученика, его индивидуальности, уровня развития процент выполнения заданий может колебаться от 60 до 85%.
  4.  Переходим к проверке уровня 3.Данные задания относятся к высокому уровню сложности. Процент выполнения заданий- 85 – 100%
  5.  Вносим в сводную таблицу результатов количество выполненных заданий.
Количество баллов, набираемых учащимися по классам:
Количество баллов по классам с учётом базового уровня Количество баллов по классам с учётом заданий повышенного и высокого уровня:

1 класс 7 баллов 10 баллов
2 класс 16 баллов 19 баллов
3 класс 32 баллов 44 баллов
4 класс 52 баллов 68 баллов
6. На основе полученных результатов выстраивается индивидуальная работа с учеником. Тематические планируемые результаты дают основание увидеть конкретные узкие проблемы в овладении учебного материала каждого ученика; повторяемость заданий помогает отследить насколько сохраняются базовые знания в долговременной памяти, наблюдать динамику каждого ребёнка, выстроить эффективно работу с классом по повторению, закреплению, изучению материала по данному разделу на следующий учебный год. По завершении начальной школы можно увидеть не только динамику предметных результатов, но и решать вопрос о построении дальнейшей учебной траектории, выстраивать планы на будущее.

Эффективность, результативность инновационной разработки:
  •  Учащиеся классов Григорьевой А.А. и Бойко Н.В. показывают положительную динамику качества обучения и степени обученности по математике.
  •  Стабильно высокими остаются результаты независимой оценки качества знаний по предмету в форме городского и областного тестирования (выше 95% выполнения работ учащимися)
  •  Учащиеся являются активными участниками и победителями мероприятий, конкурсов, олимпиад по предмету: городские и областные олимпиады, интеллектуальные марафоны, международная игра – конкурс «Кенгуру», Всероссийские олимпиады и конкурсы (http://www.mir-konkursov.ru, http://www.prodlenka , http://www.farosta.ru, http://www.nic-snail.ru)
  •  Опыт распространяется среди педагогов города и области и имеет высокую положительную оценку.
  •  Проект имеет статус опытно – эксерементальной работы, и прорецензирован на областном уровне.
Бойко Наталья Валерьевна, Григорьева Алёна Анатольевна
Образовательное учреждение: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия «Новоскул» города Великий Новгород


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: