Пижамова Н.В., 16.05.2013 5144 0

Развитие ключевых компетенций младших школьников через решение проектных задач


Статья посвящена новым, нестандартным формам организации учебного процесса в начальной школе, призванным сделать его более разнообразным и эффективным. В частности, большое внимание уделяется теории и практике осуществления учащимися  проектной деятельности, решения ими проектных задач.

Обсудить статью
Опубликовать свой материал
В последнее время в педагогических кругах активно обсуждаются вопросы модернизации российского образования, достижения новых образовательных результатов. Все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников самостоятельности и стремления к саморазвитию. А это предполагает поиск новых форм и методов, обновление содержания образования. "Признанными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение; обучение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения"¹.
 
В проектах образовательных стандартов особое внимание уделяется универсальным учебным действиям на всех этапах общего образования, впервые рассматривается такое общеучебное, универсальное учебное действие, как рефлексия.

Рефлексия учащимися по поводу своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности:
  • осознание учебной задачи (Что такое задача? Какие шаги необходимо осуществить для решения любой задачи? Что нужно, чтобы решить данную конкретную задачу?)
  • осознание цели учебной деятельности (Чему я научился на уроке? Каких целей добился? Чему можно было научиться еще?)
Решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин, с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно. Необходимо осуществлять поиск способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.

Одной из таких форм является проектная деятельность. Однако проектная деятельность играет ведущую роль в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только ее прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

Что такое проектная задача? Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача носит принципиально групповой характер. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

Данный тип задач имеет следующие педагогические эффекты:
  • Обеспечивает сотрудничество детей между собой, определяет место и время для наблюдения за деятельность учащихся в группе и ее экспертных оценок;
  • Учит способу проектирования через специально разработанные задания.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут  быть сформированы следующие способности:
  • рефлексировать (видеть проблему, ошибки, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способов решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, фантазию, помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга, управлять собственным поведением в групповой работе.

Проектная задача ориентирована на применение учащимися способов действий, средств и приемов в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. Результатом такой задачи, во - первых, может быть текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков. Во-вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).

В проектной задаче должна быть описана проблемная ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её решения было несколько.

Проектная задача должна содержать несколько заданий, которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена. Решить задачу - означает создать какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить.

Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала. Описание жизненной ситуации может быть представлено в виде единого текста или отдельных отрывков с множеством различных данных, в том числе избыточных, не имеющих отношения к конкретной ситуации. В то же время информация может быть неполной, недостаточной, что вынуждает детей самостоятельно обращаться к справочной литературе, а, возможно, и к собственному жизненному опыту.

Форму представления результата работы ученик выбирает самостоятельно и может использовать при этом различные текстовые, знаковые, графические средства.

При решении проектной задачи используется работа в малых группах (в отдельных случаях - в парах). При этом проявляются умения планировать ход решения задачи, адекватно распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.

После изучения темы учителю недостаточно провести одну проверочную работу, чтобы составить ясное и полное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков. Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для педагога важно найти, придумать такую ситуацию, которая была бы интересна детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель, и, тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо более полном объеме. Зачастую именно в такой обстановке раскрываются учащиеся, на обычных уроках находящиеся в тени. Проектные задачи являются эффективным средством создания таких нестандартных ситуаций.

По типу проектные задачи бывают предметными и межпредметными, разновозрастными и одновозрастными. В любом случае, главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт». Подобные задачи, как правило, занимают несколько уроков.

В 1-3 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно такие задачи дают учителю возможность наблюдать за способами работы отдельных учащихся и целой группы школьников. К такой работе можно привлекать учителей, родителей, старшеклассников.

Эксперты на протяжении всех этапов наблюдают за процессом решения задачи, ни в коем случае не вмешиваясь в него, и фиксируют свои наблюдения в экспертных листах. В своих публичных выступлениях эксперты отмечают как положительные, так и отрицательные примеры работы групп школьников. Такие выступления проводятся после презентации учащимися результатов своих работ над проектной задачей. Анализ учителем всех экспертных листов после решения проектной задачи дает полную картину того, как строили свою работу школьники на всех этапах принятия решений.

Сколько проектных задач должно быть в учебном году, где их место в учебном процессе? На один предмет приходится, исходя из количества учебных задач и фаз учебного года, минимум 4-5 проектных задач: одна задача (предметная или межпредметная) в фазе запуска, 2 предметные проектные задачи в фазе решения учебных задач и 1 проектная задача (предметная или межпредметная) в рефлексивной фазе.

Межпредметные и разновозрастные проектные задачи, а также время их проведения должны быть согласованы между учителями начальной школы. Для проектных задач должно быть предусмотрено время в календарно–тематическом планировании (образовательной программе) учителей начальной школы. На решение предметных проектных задач требуется два урока, на решение межпредметных задач – по два урока ежедневно в течение недели. Такие «недели проектных задач» в начальной школе становятся кульминационными точками учебного года. В это время учащиеся и педагоги начальной школы имеют возможность подвести промежуточные итоги, продемонстрировать свои результаты, уйти от конкретных уроков и учебных дисциплин. В общей сложности, на решение проектных задач по одному предмету в течение учебного года потребуется 20-30% учебного времени. Однако эти «потери» учебных часов (когда не изучается материал в рамках обычного урока) оправданы тем, что задачи современной начальной школы связаны не только с приобретением знаний, умений и навыков, но и с проявлением этих знаний, умений и навыков в новом качестве.

Таким образом, введение в начальную школу проектных задач как прообраза проектной деятельности потребует и от учителя, и от администрации школы изменений образовательной среды школы, поиска эффективных технологий, которые позволят высвободить учебное время для решения новых образовательных результатов.

Выводы

Одной из главных задач начальной школы является формирование группы детей как учебного сообщества. Местом рождения учебного сообщества является 1 класс. Если учитель откладывает задачу организации учебного сотрудничества хотя бы на год, то возникают дополнительные трудности: ему приходится не только учить детей сотрудничеству, но и переучивать, преодолевать стереотипы фронтального обучения. В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя.

Групповая работа позволяет:
а) детям:
  • получить эмоциональную поддержку;
  • попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
  • приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);
б) учителю
  • использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;
  • сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;
  • вести систематическое наблюдение за формированием учебного сотрудничества в классе.
Разные способы группового взаимодействия учитель может отслеживать с помощью специальных проектных задач, которые можно вводить в учебный процесс уже с первой четверти 1 класса.

Свою статью хочу завершить словами Л. Выготского:
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».
__________________________
¹ Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли. Пособие для учителя/ Под ред.А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.

Используемая литература:
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б. Воронцов, В.М. Заславский и др.– М.: Просвещение, 2011.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: