Толерантность – основа общения участников дидактического процесса


Статья затрагивает проблему толерантности в общении учителя и ученика, демонстрирует важность уважительного отношения педагога к детям. Автор считает, что залогом успешного взаимодействия участников дидактического процесса является их умение терпимо и вежливо относиться друг к другу.

Современные методы преподавания позволяют не только активизировать учебную деятельность, но и вывести на совершенно новый этап культуру общения участников дидактического процесса.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
В педагогике и психологии решением данного вопроса занимались многие ученые, среди которых П.И. Пидкасистый, И.А. Зимняя, А.А. Радугина, Р.С. Немов, Б.Ц. Бадмаев, Н.В. Кузьмина, Э.Ф. Зеер и многие другие. Необходимость перехода отношений между учителем и учеником с авторитарной позиции на демократическую вызвана поиском новых форм социальной организованности в образовательной сфере. Прогресс в этом направлении сегодня весьма заметен. Гуманизация отношений между участниками дидактического процесса, в основе которой лежит мотив сотрудничества, представляет ученика, в первую очередь, субъектом целостного педагогического процесса, а не пассивным объектом.

Равноправие между учителем и учеником в плане личностного общения не означает, что учитель становится на одну ступень со своим подопечным; однако он признает учащегося индивидуальностью, способной выражать свои чувства и мысли, не боясь, что они могут отличаться от мировоззрения взрослого поколения.

Сегодня невозможно рассматривать культуру общения участников дидактического процесса, не указав того, что основой современных межличностных отношений в образовательном процессе является толерантное восприятие окружающего мира. С позиций данного подхода, толерантность является результатом сознательного выбора и может быть определена как принцип взаимодействия человека с другими людьми, исходящий из понимания, принятия и уважения многообразия бытия, признания неизбежности сосуществования индивидуальных различий.

Межличностная толерантность в образовательном пространстве выделяет человека с собственным мнением, мировоззрением, уважающим и признающим право другого воспринимать чужие мысли иначе, готового уважать чужое мнение. Именно межличностный уровень толерантности имеет наибольшее значение при общении участников дидактического процесса.

Но, к сожалению, в настоящее время ощущается весьма существенный дефицит уважения и терпимости обоих субъектов образовательного процесса. В повседневной педагогической практике мы нередко сталкиваемся с проявлениями педагогической интолерантности разной степени, которая проявляется в безразличии к «собственному мнению» ученика, а порой и в откровенном и жестком обесценивании его мнения, унижении его «неправильных взглядов», в результате чего общение между учителем и учеником сводится к элементарному вопросу-ответу.

Это можно расценивать как непрофессионализм учителя, низкий уровень культурной осведомленности о практике воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем, не стоит забывать, что в современном образовательном пространстве роли учителя и ученика в плане межличностного общения равнозначны, поэтому воспитывать в себе культуру общения, постоянно обогащая свое культурно-информационное пространство, – это дело всех участников дидактического процесса.

Поведение, интонация, взгляд, мимика, жесты, реплики и многое другое отражают систему отношений «учитель-ученик». Однако одной из основополагающей составляющей межличностных отношений является общение. Именно посредством словесного выражения своих мыслей мы воспитываем подрастающее поколение. Беседы и диспуты между участниками дидактического процесса – это один из распространенных методов в практике межличностных взаимоотношений, который влияет на развитие высших эмоций, вырабатывает устойчивые нравственные и эстетические привычки и нормы поведения, способствует формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, дисциплинированность, гуманизм.

Формой сотрудничества между учителем и учеником выступает совместная деятельность двух участников дидактического процесса, построенная на демократических принципах и направленная на достижение общих целей, главной из которых является реализация себя как личности. Именно на уровне общения учителя и учащихся происходит взаимодействие, в процессе которого формируется коммуникативная культура, являющаяся важнейшей составляющей общей культуры личности.

Потребность стать значительным, о которой не раз в своих работ работах упоминает Д. Карнеги, присуща всем людям. Поэтому устоявшийся стереотип в сознании учителей, согласно которому они выше и умнее учеников, необходимо искоренять или, по крайней мере, делать его ориентированным на коллег. Педагогика сотрудничества призывает учителя быть не только высококвалифицированным специалистом в области научного знания, но и активно участвовать в жизни учащихся, быть помощником, соратником, старшим другом в поисках жизненной истины. Тогда учащимся захочется не только приобретать знания, умения, навыки, но и творить, овладевать в совершенстве профессиональным мастерством.

Педагогическое общение – это целая система взаимодействия педагога и воспитуемого, которая должна быть эмоционально комфортной для обоих участников дидактического процесса. Владение технологией общения помогает педагогу сформировать правильную модель поведения в конкретной ситуации. Неверная форма педагогического общения может привести к конфликту, поэтому важно правильно избирать систему приемов коммуникации (психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и т.д.).

Снятию коммуникативных барьеров помогает, прежде всего, нахождение правильных форм общения, среди которых наиболее распространенными является общение на основе увлеченности совместной деятельностью, общение на основе дружеского расположения, общение-диалог, общение-дистанция. Правильно выбранный стиль педагогического общения является залогом результативной учебно-воспитательной работы.

Исходя из собственного опыта работы классным руководителем, я могу подчеркнуть, что одним из правильных путей нахождения «общего языка» с учащимися является организация общения-диспута на учебных занятиях, внеклассных мероприятиях, классных часах. Перед учащимися ставится определенная проблема, пути решения которой они находят, вступая друг с другом в дискуссии, споры, что в итоге приводит к истине. Роль наставника определяется в данном случае как направляющая, не навязывающая свое собственное мнение, а, наоборот, позволяющая участникам дидактического процесса сформировать свою собственную мировоззренческую позицию в сложившейся ситуации.

Одной из первых предпосылок к успешному общению участников образовательного процесса является формирование учителем основы демократизации: воспитание чувства «мы», введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми, демонстрация собственной готовности к общению, передача учащимся понимания их внутреннего состояния, изменение стереотипных негативных установок относительно межличностного общения с ученическим коллективом.

 Не стоит забывать, что все учителя, по мнению Я.А. Коменского, в какой-то степени «садовники, любовно выращивающие растения в саду, архитекторы, которые заботливо застраивают знаниями все уголки человеческого существа, скульпторы, тщательно обтесывающие и шлифующие умы и души детей, полководцы, энергично ведущие наступление против варварства и невежества». Поэтому вырастить благоухающие цветы (учеников), построить прочное архитектурное сооружение, наполненное жизнью, красотой бытия, совершить поход во имя толерантной личности, признающей других равноправными участниками окружающего мира, под силу только настоящему учителю, «идущему в уровень с современным ходом воспитания» (К.Д. Ушинский).


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: