Система заданий и упражнений по развитию связной речи старшеклассников учереждений 8 вида средствами иновационной деятельности

olga.16.62@mail.ru

Дети с ОВЗ в силу своих психофизических возможностей
не могут правильно строить диалог, объяснять, рассуждать, заполнять
необходимые деловые бумаги. А всё это происходит из-за того, что
их словарный запас беден. Поэтому в своей работе в старших
классах логопед должен уделять внимание развитию связной речи.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Основная задача коррекционной школы VIII вида состоит в том, чтобы научить учащихся с отклонениями в развитии адаптироваться в современных жизненных условиях. Учащиеся с отклонениями в умственном развитии в силу своих психофизических возможностей не могут правильно строить диалог, объяснять, рассуждать, заполнять необходимые деловые бумаги. А всё это происходит из-за того, что их словарный запас беден. Поэтому в своей работе в старших классах логопед должен уделять внимание развитию связной речи. Коррекционная направленность в первую очередь проявляется в области речевого развития учащихся, поскольку важнейшая цель логопедических занятий состоит в том, чтобы формировать речь как
средство общения. Особенно это важно для старшеклассников, так как это связано с их профессиональной подготовкой, в дальнейшем устройством на работу и адаптацией в трудовом коллективе. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического, последовательного, развернутого изложения, которое осуществляется последовательно, грамматически правильно. Связная речь - это сложная форма речи. Даже в старших классах нашей школы многие учащиеся испытывают затруднения при её овладении, т.к. становление речи у умственного отсталых детей осуществляется замедленными темпами. Это связано прежде всего с тем, что умственно отсталые учащиеся довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи. Поэтому этот процесс и затягивается вплоть до старших классов школы VIII вида. Одной из причин нарушения формирования связной речи у умственно-отсталых детей является слабость и быстрая истощаемость их речевой деятельности, а также особенности мотивации. У умственно отсталых учащихся нарушается как смысловой уровень, так и языковый уровень связной речи. Смысловой уровень речи оказывается нарушенным в той или иной мере у умственно отсталых учащихся. Чем более сложным по степени самостоятельности является задание, тем больше оно связано с необходимостью смыслового программирования высказывания, тем труднее оно выявляется.

Поэтому пути повышения эффективности обучения разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельности. Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработки и внедрение педагогических технологий.

Я в своей работе больше использую объяснительно-иллюстративные технологии.
Теоретическая основа технологии. Теоретическая основа данной технологии- это просвещение обучающихся. При подготовке к занятиям логопед озадачен поиском наиболее эффективных и наглядных вариантов изложения материала. Практически информация сообщается в форме монолога логопеда. Объяснительно-иллюстративные технологии основное внимание сосредотачивают на необходимости достижения результата в усвоении знаний, т.е. на чисто внешних показателях, внутренние показания, связаны с изменения и происходящими в сознании человека, развитие его интеллектуальных способностей. Цель данной технологии: это развитие личности ученика. Внутренняя мотивация данной технологии всегда связана с процедурой получения знаний, их объёмом, глубиной и прочностью. Важным условием целенаправленной работы по развитию способностей является организация собственной учебно-познавательной деятельности ученика. Структура деятельности включает шесть компонентов: цель, мотив, действие, средство, результат.

Плюсы и использовании данной технологии при обучении учащихся:
  1. Организационная чёткость педагогического процесса.
  2. Систематический характер обучения.
  3. Идейно-эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся.
  4. Разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения.
  5. Продуктивные приёмы по использованию технологии.
  6. Чётко формируется цель, тема занятия.
  7. Подробный анализ результатов работы, обязательно выводы в конце занятия, обобщение, выделение главного.
  8. Материал используется различный.
  9. Наличие четкой позиции логопеда, свободное владение материалом, ответы на вопросы.
  10. Информация предоставляется в виде таблиц, образов,
  11. Разнообразных средств наглядности.
  12. Размышление учащихся вслух.
  13. Проблемная ситуация ставится и решается с учащимися.
  14. Активизирующий вопрос приводит к диалогу, дискуссии с учащимися.
  15. Можно использовать игровые ситуации, соревнования.
  16. Организуется групповая и индивидуальная работа. Используются паузы, дающие время на обдумывание.
  17. Систематическое одобрение, похвала учащихся, доброжелательность, юмор, улыбка, умеренные жесты, мимика.
  18. Создание обстановки доверия.

Педагогические технологии объяснительно-иллюстративного способа сегодня остаются базовыми в обучении умственно отсталых учащихся. Поэтому эти технологии наиболее продуктивны в логопедической работе по развитию связной речи у умственно отсталых учащихся. Система заданий и упражнений по развитию связной речи у умственно отсталых учащихся. Умственно отсталые учащиеся излагают свои мысли очень ограниченно. В связи с этим ведется на занятиях работа по развитию фонематического слуха, правильного произношения, обучению правильности построения предложений, связному устному высказыванию. Делается это путём проговаривания всех этапов работы, активизации пассивного и активного словарей учащихся. При работе с этими детьми требуется особый подход. Прежде всего все разъяснения должны вестись на доступном языке и сопровождаться показом таблиц, схем, предметов, сопровождаться ответами на поставленные вопросы, сочинением подписей под серией рисунков, работой с деформированным текстом. Для связной речи в старших классах больше всего используют задания по составлению рассказа по сюжетной картинке. При развитии связной речи ставятся следующие задачи на занятиях в старших классах:
  1. Овладение рассказыванием по картинке.
  2. Социально-личностное и эмоциональное развитие (социальное восприятие, социальные представления, выделение и осознание различных уровней и видов социальных отношений.)
  3. Познавательное развитие (развитие восприятия, формирование представлений)
  4. Развитие эстетических предпочтений (естественные радости от общения с людьми)
  5. Моторное развитие (овладение выразительными движениями, формирование произвольных, основных и мимических движений).
На своих логопедических занятиях иногда в старших классах с высоким уровнем развития по классификации Певзнер включаю несколько звеньев в работе над картинкой. 1. Формирование мотивационного аспекта восприятия.
В структуре этой работы выделяется направление, предполагающее ознакомление с деятельностью по написанию картины художником.

Восприятие художественного образа.
Это анализ наглядно-представленной ситуации, выделение в ней главного, второстепенного, существенного. При общении с учащимися использую метод свободного диалога, стараюсь поддерживать любые высказывания ученика. Иногда для повышения эмоционального состояния восприятия с картинкой можно сопровождать прослушиванием литературных произведений. Задаю вопросы типа: «О чём художник хотел нам рассказать?», «Про что нарисовано?». В работе с такими темами, как «Серая Шейка», «Волк и Журавль», «Встретим скворцов», «Дедушка Мазай и зайцы». Где темы состоят из серии картинок учащимся дается задание прежде всего расположить в правильной . последовательности картинки, а потом уже составить план рассказа по серии сюжетных картин. От учащихся требуется не только понять содержания картин, но и правильно, точно передать его смысл. Главное воспитать у учащихся желание правильно выражать свои мысли. При работе с картиной проводится и словарная работа. Происходит расширение словарного запаса учащихся, уточнение значения тех слов, которые учащиеся употребляют в неточном, а иногда и в неправильном значении. Составленный план по серии сюжетных картин и словарь к нему записывается на доске В работе использую темы «Времена года», «Хлеб», «Родная Земля - кормилица», «Перелётные птицы», «Лес, парк. Деревья в нашем парке», «Ягоды», «Грибы», «Кустарники». При развитии умения и навыков анализировать текст даю задание прочитать 3 текста и определить их тему. Задаю вопросы типа: Как вы думаете, о чём хотел сказать автор в каждом тексте? Найти в тексте предложения, в которых сформирована основная мысль.

Задание. Прочитать текст и найти в нём часть, которая не соответствует заголовку. Придумать к тексту заголовок, который объединил бы все предложения.
Для развития связной речи у учащихся старших классов даю задание по пересказу небольших рассказов. Например: использую художественную литературу М. Пришвин «Лисичкин хлеб», А. Митяев «Мешок овсянки», М. Глинская «Хлеб», А.Н. Алещев «Осень наступила», Л.Н. Толстой «Старик и яблоки» и другие.

Использую в работе со слабыми учащимися работу над предложением. Учащимся даются такие задания:
1. Составить предложения по картинке и записать их в тетради. Подчеркнуть слоги с твёрдыми согласными одной чертой, а слоги с мягкими согласными - 2 чертами.
2. Чтение предложений.
3. Выделение в предложении слов с данным звуком.
4. Произношение предложений целиком.
5. Ответить на поставленный вопрос.

Обучение рассказыванию по пейзажу.
Этот тип заданий очень сложный для наших учащихся. Работа по обучению рассказыванию по пейзажу основывается на использовании изобразительной деятельности (рисования, аппликации) Работа по пейзажу включает отработку мыслительных операций по анализу картины, как целостной системы, так и анализ отдельно взятого объекта на ней. Так как у умственно отсталых учащихся низкий уровень самостоятельности, недоразвитие познавательной активности, работа с пейзажной картинкой проводится индивидуально. Даю задание типа:
  1. Дорисовать рисунок с целью расширения его содержания (в соответствии с картиной).
  2. Подбор цвета для закрашивания листа бумаги (в соответствии со временем года).
Логопедическая работа по развитию связной речи в старших классах помогает формированию умений воспринимать и воспроизводить текст, учащиеся пытаются создать собственное высказывание. На логопедических занятиях ставятся задачи, связанные с формированием элементарного осознания общей структуры текста (начало, середина, конец) основанные на применение символических средств (различных графических изображений). Однако в работе с умственно отсталыми учащимися по развитию связной речи успехи учащихся остаются различными, что
обусловлено сложностью и вариативностью структуры интеллектуального и речевого дефекта. Многие учащиеся называют только предметы, изображенные на картинке, не все учащиеся узнают предметы по описанию на картинке, необходима помощь учащимся при составлении описаний отдельных предметов или объектов по картине (по различным схемам - планам, которые были разработаны специально для описания природных явлений, животных, людей). Учащиеся более активно работают на занятии, если использовать прием коллективного составления рассказов по картинке. Учащиеся со сложными речевыми дефектами не конструируют собственные высказывания, а повторяют рассказанное ранее другим учеником.

Работа по развитию связной речи очень сложный и длительный процесс в логопедической работе, поэтому её надо начинать ещё с 1 класса. И опыт показывает, что учащиеся с проблемами в речевом развитии после специального обучения, с использованием этих заданий на логопедических занятиях к старшим классам часто уже в процессе прослушивания, делают добавления, констатируют ошибки, выражают желание рассказать ещё раз. Но для учащихся с глубокой степенью умственной отсталости эффективны только не сложные задания в работе над предложением и составлением предложений по картинкам, расположением картинок в определенной
последовательности. На логопедических занятиях рассказ следует оценивать не только, как передачу информации, но и как он воздействует на учащихся, вызывает эмоциональный отклик. Поэтому на занятиях желательно проводить обсуждение и анализ рассказов учащихся, составленных самими учащимися.

Список информационных источников
1. М.А. Поваляева. Справочник логопеда. «Феникс» Ростов. 2002г.
2. Школьный логопед №5 за 2008 «Развитие устной и письменной речи при изучении лексики на уроках русского языка в 9 классе»
3. Л.Г. Кобзарева, М.А. Резунова, Г.Н. Юшина. Коррекционная работа со школьниками с ОНР. ТЦ «Учитель» 2001 год.
4. Р. И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. Москва. ВЛАДОС. 1999г.
5. А. К. Аксёнова. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» Москва. ВЛАДОС 1999г.
6. Логопедия. / под ред. Волковой. Л. С. Москва. 1995 год.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: