Психологический аспект развития речи у школьников младшего возраста

super.Larisagridina@yandex.ru

Психологический аспект развития речи предполагает овладение системой взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений и навыков. Что, в свою очередь, предполагает знание фактов, понимание их смысла и значения, умения объяснить их, опираясь на ранее полученные знания, поэтому должна быть разработана система, направленная на развитие речи используя психологический аспект.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Годы обучения в начальных классах – это целый период нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития. Этот период эффективен только тогда, когда ребенок живет полноценной жизнью. Меняя содержание и методы обучения, можно активно влиять на темпы развития внимания, памяти ,мышления. Выявлять их скрытые резервы. В начальной школе в центре внимания должно быть не столько содержание того, что изучается, но и ученики, их умственный труд, их мышление. Поэтому учитель должен быть подлинным мастером-художником, поэтом, певцом педагогического процесса, используя психологический аспект восприятия и запоминания. Закладывая основы глубоких и всесторонних знаний, обучая детей умению учиться, учитель формирует активность и самостоятельность во всех видах учебной деятельности. Совершенно очевидно, что такая работа с младшими школьниками невозможна без предварительного овладения ими важнейшими логическими операциями.

Психологический аспект развития речи предполагает овладение системой взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений и навыков. Что, в свою очередь, предполагает знание фактов, понимание их смысла и значения, умения объяснить их, опираясь на ранее полученные знания, поэтому должна быть разработана система, направленная на развитие речи используя психологический аспект.

Ознакомившись с идеями ведущих ученых, таких как П.Я. Гольперин, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.И. Доровской, П.П. Блонский, мы пришли к выводу, что развитие психологического аспекта младших школьников начинается с развития памяти. Чтобы ребёнок воспринимал информацию, его нужно заинтересовать На уроках русского языка мы используем рифмовки, которые нацелены на облегчение запоминания сложных для малышей языковых понятий. Процесс запоминания – компонент научения (упражнения) через наблюдение восприятия. Включающий долговременную память о действиях учащихся. Процесс запоминания включает в себя упрощённую форму восприятия ребёнком информации в данном случае по теме «Изучение звуков».

С первых дней обучения грамоте дети знакомятся со звуками и их классификацией. Для того, чтобы ребенок мог легко запомнить звуки и классифицировать их, мы используем упражнения-запоминайка разработанные нами и успешно применяемые в течение ряда лет. Ниже приведём примеры следующих упражнений.
1) Изучение гласных (на физических разминках):
А – у, а – у, а – у, я тебя зову.
О – о, о – о, о – о, как это не легко.
Ы – ы, ы – ы, ы – ы, в воздухе шары.
Э – э, э – э, э – э, эхо вдалеке.
И, е, е, ю, я – вместе дружная семья.
Звуков два имеют, только не всегда.
Если мы – в начале, звуков будет два.
Если после гласной, тоже будет два.
Вот какая дружная, умная семья.
При изучении сонорных с помощью хлопков:
Мы устали лишь немножко, й – р - л - м - н - хлопки вправо, влево
йрлмн (2 раза) – хлопки вперед.
Отдохнем совсем чуть-чуть й – р - л - м - н - хлопки вправо, влево
йрлмн (2 раза) – хлопки вперед.
Нам поможет лишь речевка й – р - л - м - н - хлопки вправо, влево
йрлмн (2 раза) – хлопки вперед.
Вас запомнить наизусть й – р - л - м - н - хлопки вправо, влево
йрлмн (2 раза) – хлопки вперед.

При изучении парных согласных (когда слышат звонкие согласные, голову поднимают вверх, глухие – вниз):
Б-п – Боря – пой: ое – ей, ое – ей.
В-ф – Валя – факел зажигай: ая – яй, ая – яй.
Г-к – Гоша – кистью нарисуй: ую – юй, ую – юй.
Д-т - Даша – только не зевай: ая – яй, ая – яй.
Ж-ш – Женя – шапку надевай: ая – яй, ая – яй.
З-с – Зина – солнце нарисуй: ую – юй, ую – юй.

Работа со словами - исключениями с помощью рифмовок

Адъютант такой субъект,
Всегда смотрит на объект,
Нет ли там инъекции
Для ума и лекции.

Батальон съел весь бульон,
И сказал им почтальон,
В павильоне есть лосьон,
Если будет компаньон,
То дадут нам медальон.

В городе Ижоры,
Живет прожорливый обжора.
Если он в мажоре,
То кушает крыжовник,
И пьет всегда боржоми.

Шорох, шорты, шомпол, шоры,
Капюшон, трущоба, шов,
Если шока не хотите,
То пишите с буквой о.
О-о-о-о и Печора с буквой о.

Когда езжу на коне,
Визжат девчонки в стороне,
Дребезжит посуда.
Позже можешь поезжать
И девчонок выручать.

Запомни!
Жюри, брошюра, парашют с буквой «ю» в одном доме живут.

Жюри держат брошюру в руках,
А парашют летает в облаках.

Цыган на цыпочках сказал цыпленку цыц.

При использовании данных упражнений у детей развивается не только память, но и речь, а развитие речи неотрывно от развития мышления и само способствует ему.
Известно, что психологический аспект развития речи происходит не сам по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребенка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. В качестве критериев психологического аспекта выступают самостоятельность мышления, быстрота и прочность усвоения учебного материала, быстрота ориентировки при решении нестандартных задач, умение отличить существенное от несущественного, различный уровень аналитико-синтетической деятельности, критичность ума.

Выводы

Результаты диагностики позволяют сделать следующие выводы:
  1. во-первых, полученные данные подтверждают результативность обучения для овладения общеучебными навыками и умением совершать логические операции с понятиями.
  2. во-вторых, обеспечивают высокий уровень знания русского языка (словарный запас, умение понимать и грамотно конструировать предложение на уровне понимания, а не механического заучивания.
  3. в-третьих, наиболее информативным в плане диагностики развития словесно-логического мышления и для других параметров, является не общий уровень выполнения теста, а целевой анализ выполнения отдельных его частей.
Литература

1. Блонский П.П. Развитие мышления школьника. – М.: Просвещение,1985.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский – М.,1996.
3. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренных детей /
4. А. И.Доровской. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
5. Ожегов С.И., Шведова В.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, В.Ю. Шведова. – М.: Технология,2003.
6. Педагогический энциклопедический словарь / Ред. Б.М.Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.-528с.:ил.
7. Психологический словарь / под. ред. В.В.Давыдова. – М.,1996.
8. Эльконин Д.Б. развитие устной и письменной речи учащихся. М.: ИНТОР, 1998.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: