26.06.2013 2847 0

Некоторые методы активного обучения иностранным языкам с использованием ИКТ


Низкая эффективность использования старых традиционных методов и подходов к обучению иностранному языку очевидна. Уровень «читаю и перевожу со словарем» давно уже вызывает ироничную улыбку. В данной статье описывается опыт использования ИКТ на уроках иностранного языка.

Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Наш век характеризуется стремительными переменами. Совсем недавно проводной телефон казался нам благом, а сегодня интернет творит такие чудеса, в которые несколько лет назад невозможно было даже поверить.

Приспосабливаться к настойчивым потокам перемен жизненных условий нелегко. Долями секунд преодолеваются расстояния между противоположными точками планеты, сняты границы национального общения. Это привело к острой потребности владения иностранными языками, в особенности английским как языком международного общения.

Он необходим для развития и науки и бизнеса - двигателей прогресса, потому общество испытывает большую потребность в организации такого общения. В связи с этми знание иностранного языка перестало быть специальностью, оно превратилось в приложение к специальности. Предполагается, что специалист любого профиля должен владеть иностранным языком.

Низкая эффективность использования старых традиционных методов и подходов к обучению иностранному языку очевидна. Уровень «читаю и перевожу со словарем» давно уже вызывает ироничную улыбку.


Данные изменения предъявляют соответствующие требования к уровню обученности выпускников школ, что, в свою очередь, диктует пересмотр привычных методов обучения иностранному языку.

Новое поколение, выросшее «на информационных технологиях», плохо воспринимает объяснения в форме устной речи. Еще хуже воспринимает печатный текст. И как бы старшее поколение ни сетовало на то, что сегодняшний школьник мало читает, это придется принять и работать, учитывая эту особенность сегодняшнего дня. Каждая школа оснащена компьютерами, во многих школах детей «балуют» интерактивными досками и другими всевозможными средствами обучения, то есть мы сами приучаем детей к новым формам активизации познавательной деятельности. Выступать против времени бессмысленно. Путь один — идти с ним в ногу.

Спор по поводу как обучать присутствовал еще в античном мире. Википедия упоминает 2 противоборствующих взгляда на позицию обучающегося. Одни придерживались мнения, что активность должен проявлять только учитель, ученик же рассматривался как объект пассивного созерцания. Другая сторона отдавала предпочтение большей активности учащегося. Сенека (4 до н.э. - 65 н.э.), например, считал, что «образвание должно формировать в первую очередь самостоятельную личность», он считал, что говорить должен сам ученик, а не его память. Платон (427 - 347) подчеркивал особую важность эстетического развития ребенка средствами музыки, поэзии, танцев, игр, дающих простор творчеству. В.А. Сухомлинский (1918 — 1970) призывал специальными мерами и приемами поддерживать желание учеников быть первооткрывателями.

В СССР этот метод поначалу не приветствовался и даже в 1932 году был запрещен. Но только в 60-х годах появились первые ростки деловых игр, пришедших из США. В 80-е годы игровые методы в нашей стране переживали подъем популярности. Сегодня вряд ли найдется учитель, который не применял бы эти методы на своих уроках.

Метод — способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащегося, направленной на решения учебной деятельности.

Для сравнения вспомним старые методы обучения:

  • структурный – объясняем правила – применяем;
  • функциональный – заучиваем фразы – применяем их в речи;
  • активный – предмет сегодняшнего исследования.

Метод активного обучения - это совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса создающим специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному инициативному и творческому усвоению материала в процессе познавательной деятельности.

Познавательная деятельность имеет следующие составные:

  • мышление;
  • действие;
  • речь.

Не всегда бывают задействованы все виды познавательной деятельности. Лекция или рассказ, к примеру, активизируют только мышление. Диалогическая или монологическая речь – только речь. А вот ролевая игра – все три: мышление, речь и действие.

Чтобы обеспечить познавательную деятельности на уроке требуются следующие условия:

  • создание проблемной ситуации;
  • мотивация;
  • комфортная среда;
  • партнерство учитель — ученик;
  • эмоциональное воздействие.

Хотя в данном методе все составляющие очень важны и выпадение одного звена влечет за собой распад всей цепи, все же создание проблемной ситуации является основополагающей составной. Нет проблемы – не над чем работать.

Мотивация – еще одна важная составная часть. Ребенок должен хотеть узнать и научиться. Только в таком случае можно получить положительный результат.

Мотивация может возникнуть только в комфортной среде, которую должен обеспечить учитель. То есть учитель должнен создать атмосферу доброжелательности, когда ученик не боится ошибиться, а наоборот, ошибается с удовольствием, с чувством юмора, анализируя свои ошибки.

Такая атмосфера может быть только при условии равноправного партнерства. Ученик не должен чувствовать превосходство учителя. Следует, на мой взгляд, также по возможности погасить чувство превосходства одного ученика над другим, что также негативно влияет на создание комфортной среды.

Создание эмоционального фона зависит от мастерства учителя. Его можно передать интонацией, фотографиями, музыкальным оформлением. Презентация – сейчас очень популярная форма создания эмоционального фона. Но считаю: нет ничего лучше движущейся картинки, видеоролика. К каждой теме всегда найдется в интернете коротенький клип для иллюстрации какого-либо события по изучаемой теме. Поэтому в своем блоге я постепенно публикую видеоиллюстрации к темам разных уровней.

Практика:
Пример:
Тема: «Royal London».
Задачи: организация речевой активности и развитие навыков аудирования.
Просмотр видео из интернета "Terrible Tudors":



1.Снятие трудностей (электронные словари)
• Divorced
• Beheaded
• An axe
• Survived
• Flirted
•A chop
2. Предпросмотровое задание: Listen to the song and answer the questions:
• Who was beheaded by Henry VIII?
• Which of his wives flirted with other men?
• What age did Henry VIII die at?

После просмотра дети отвечают на предпросмотровые вопросы.

Далее следуют вопросы по тексту, ответы на которые приводят детей к пониманию того, что особенность Генри VIII повлияла на независимость Британии от Католической церкви.

Работа с видеоклипом: http://moyaschkola.blogspot.ru/p/blog-page_1.html

1. Предросмотровое задание:
T: We have some video of the Queen’s Speech. She is telling something about herself. Unfortunately this video is mute. Could you restore her story? What couldshe tell us about herself and the time she lived in? The course book will help you. For you to understand it better read the passage about Elizabeth I from the textonce more and very attentively.

2. Дети просматривают часть текста учебника о королеве Елизавете I.
3. Учащиеся смотрят вариант без голоса королевы, делая пометки какие кадры они будут комментировать
4. Озвучивание анимации:

В группах дети готовят озвучивание фильма, самостоятельно распределив роль каждого учащегося в группе:

• подающие идеи
• корректирующие грамматику
• записывающие
• выступающие с речью
5. Выступают представители от групп.
6. Дети смотрят озвученный вариант фильма, сравнивая свою информацию с тем, что слышат с экрана, обращая внимание на то, что ими не было упомянуто.
7. После просмотра дети высказываются о том, что не было упомянуто.

Вывод:
Опыт показывает, что использование данного метода является действенным средством повышения мотивации учащихся, создания комфортной среды, а следовательно создания условий для познавательной деятельности, что в свою очередь эффективно влияет на их уровень обученности.

Литература:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Активное_обучение
  3. Коммуникативная методика обучения иностранному языку
  4. http://langtoday.com/?p=14
  5. Традиционная методика обучения иностранному языку
  6. http://inyazservice.narod.ru/6_metodiki_obucheniya1.html
  7. Методы обучения иностранному языку http://langtoday.com/?p=14
  8. Радченко О.В. «Методы активного обученияна занятиях по иностранномуязыку в педагогическом колледже»
  9. http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/statya-
  10. metody-aktivnogo-obucheniya-na-zanyatiyakh-po-inostr

Активные методы обучения

  1. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/60/2512/я

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: