Социализация личности школьника в условиях общеобразовательного учреждения


Данная статья представляет собой исследование и сравнение учебных интересов и способов социализации личности школьников разных возрастных категорий: 1-е, 5-е и 10-е классы. Исследование проводилось социальным педагогом школы с математическим уклоном Санкт-Петербурга. В качестве иллюстрации прилагаются диаграммы и презентация.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал
Одной из основных целей образования является формирование личности, полезной обществу, на основе богатого культурного жизненного опыта. Иначе говоря, формирование социализированной личности. Значит, задачей школы является создание благоприятных условий для успешной социализации учащихся в школе.

На сегодняшний день термин «социализация» получил широкую распространённость, но до сих пор не имеет однозначного толкования. Самое распространённое определение даётся в Российской педагогической энциклопедии, в которой говорится, что социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. В социологическом словаре указано, что социализация – процесс, в ходе которого культура общества передаётся детям.

Социализация – двусторонний процесс: с одной стороны, усвоение ребёнком социального опыта путём вхождения в социальную среду, т.е. воздействие среды на человека; с другой –воздействие человека на среду через его деятельность. Понятие «социализация» тесно связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение». В школе социализация происходит как на уроках, так и после них. Социализация на уроке начинается с отношения к предмету, проявления самостоятельности, толерантности, а также готовности к диалогу и работе в группе.

Был проведён небольшой опрос среди учащихся 1-х, 5-х и 10-х классов. Целью исследования было выяснить и сравнить учебные интересы и предпочтения учащихся разных возрастных групп. Учащимся 1-х классов предложили опросный лист, где они должны были выбрать смайлик, характеризующий их отношение к той или иной учебной деятельности: нравится, равнодушен, не нравится. В качестве ориентиров выбраны слова-действия, отражающие род деятельности: читать, писать, считать, решать, работать в классе, работать дома. На первой диаграмме видно, что подавляющее большинство учащихся 1-х классов с удовольствием занимаются всеми видами учебной деятельности. Наибольший интерес вызывает счёт. Считать нравится 83% опрошенных. Наименьший интерес – работа дома. Только 50% учащихся с удовольствием выполняют задания, рекомендованные для домашней работы. Нравится работать в классе 78% учащихся. Почти столько же, 74%, любят писать и 72% любят решать задачи. Видно, что равнодушных и незаинтересованных очень мало.

Учащимся 5 и 10 классов предложили анкету.
Анкета
Ребята! Администрация школы просит вас принять участие в опросе, изучающем заинтересованность образовательным процессом учащихся основной школы. Поставьте «+» под утверждением, которое точнее отражает Ваше отношение к видам деятельности, указанным в столбце.
№ Вид деятельности Нравится Равнодушен Не нравится
  1.  Изучать русский язык.
  2.  Писать сочинения.
  3.  Изучать математику и точные науки.
  4.  Решать интересные задачи.
  5.  Работать в классе.
  6.  Выполнять домашние задания.
Как видно на диаграмме 5 классов, картина не особенно изменилась. Большинство учащихся заинтересованы предметами и учебной деятельностью. Ответили «нравится» от 38 до 88%. Обращает внимание, что 88% учащихся нравится заниматься математикой. Домашние задания пользуются наименьшей популярностью. Но и их любят выполнять. А диаграмма 10-х классов выглядит иначе. Красный столбик значит – равнодушен. Неужели учащиеся за эти годы растеряли интерес к учебным предметам? Радует, что математика не сдаёт лидирующих позиций. И это характерно для школы, являющейся математической.

Что же происходит? Почему детям становится неинтересно? Может, учителя делают что-то не так? Но если вспомнить азы психологии, то в памяти всплывёт, что у каждого возраста существует понятие "ведущая деятельность". Это деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данной ступени развития его личности. В условиях, когда практически все дети охвачены единой системой образования и воспитания, ведущими становятся следующие виды деятельности: эмоционально-непосредственное общение младенца с взрослыми, орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста, сюжетно-ролевая игра дошкольника, учебная деятельность в младшем школьном возрасте, общественно полезная деятельность и общение для подростков. Учёба опять займёт лидирующие позиции, но позже и в связи с выбором профессии (профессионально-учебная деятельность в ранней юности). Смена ведущей деятельности связана с возникновением новых потребностей и мотивов, которые характеризуют новую ведущую деятельность, предполагающую изменение положения ребенка в системе его отношений с другими людьми. То есть наша ситуация закономерна и физиологична. У учащихся начальной школы, в нашем случае, уже хорошо сформировалась учебная деятельность как ведущая. У учащихся 5 классов она остаётся ведущей. И социализация у детей этих возрастов должна удачно проходить через урок. Они рады учиться, готовы слушать и слышать. А учащиеся более старшего возраста требуют особого внимания, так как учебная деятельность их интересует значительно меньше. Для них важно общение со сверстниками, самоопределение.

В связи с этим хочется отметить, что не только процесс обучения, но и свободное время играет ключевую роль в развитии личности подростка. Это процесс расширения возможностей путём приобретения знаний, навыков, это и использование приобретённых способностей для общения, совершенствование в культурной и творческой деятельности. Большую роль играет семья и другое социальное окружение. Досуг подростка, как и ребёнка другой возрастной группы, должен быть организован. Во внеурочной деятельности в школе подросток должен иметь возможности реализовать уже имеющиеся навыки и способности. В этом возрасте как никогда актуальна коллективная проектная деятельность: как предметная, так и социально-ориентированная. То есть для подростков инструментом социализации является в основном внеурочная деятельность во всех её проявлениях.

Литература
1. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. Том I (А-Л) / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - 608 с.

2.Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах. Джери Д., Джери Дж.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 ГИА • 06:34, 15.02.2015
Спасибо