24.06.2013 3197 0

Особенности звуковой системы языка и формирование фонетических умений в учебно–методическом комплекте «Гармония»


Центральное место в обучении, особенно на подготовительном этапе, занимает фонетическая работа. Недооценка значения фонетики, недостаточная фонетическая подготовка первоклассников на начальном этапе обучения – одна из существенных причин как графических, так и орфографических ошибок младших школьников. Такое невнимание ведет к тому, что они не слышат звучащее слово, не умеют легко устанавливать последовательность звуков, быстро ориентироваться в звуках «соседях», свободно распознавать ударные и безударные гласные и т.д.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Чтобы решить эти проблемы письменной речи нужно в период обучения грамоте заложить хороший фонетический фундамент. От его качества в значительной степени будет зависеть успешность обучения письму, в том числе и последующего обучения орфографии.

Звуковой анализ в комплекте «Гармония» осуществляется (в основном) по технологии, разработанной Д.Б. Элькониным, т.е. путем многократного проговаривания слова с задержкой на очередном звуке с последующим обозначением выделенных звуков условными знаками на схеме. Условные обозначения систематизируются в таблице, в которой обрабатывается алгоритм характеристики звука.

Слова для звукового анализа не должны даваться написанными или напечатанными – их следует предъявлять устно, т.е. звучащими, а также через картинки, реальные предметы и т.д. Звуковая модель слова не дается готовой, а составляется самим учеником по ходу анализа. При этом очень важно, чтобы ребенок, выделяя тот или иной звук, договаривает слово до конца – это поможет ему не подменить звук, т.е. будет служить средством контроля. Последней операцией анализа должна быть проверка «чтения» по схеме для того, чтобы установить, получилось ли слово. Главная рекомендация учителя: «скажи и послушай слово».

Формирование фонетических умений требует систематической тренировки, для которой я использую различные виды упражнений:
  • соотнесение слова и схемы (выбор того и другого из предложенных вариантов) с пристальным вниманием к месту ударения, к количеству и последовательности звуков, к разграничению твердых и мягких согласных и т.п. («Послушайте слово и найдите (выберите) его схему. Какую схему под какой картинкой поставите?»)
  • выявление (на слух) фонетических признаков, которыми различаются слова: пел-спел, рот – крот, стол – стул, дом – том, нос – нёс, мел – мель и др.; замóк – зáмок, - , стрáны - … («Послушайте пары слов и скажите, чем они отличаются.»)
К названным видам фонетических заданий добавляю еще одно, очень важное, так как на его базе в дальнейшем будут строиться упражнения, развивающие у детей не только фонетический слух, но и основанные на нем графические и орфографические умения. Задание требует: на слух воспринять отрывок и воспроизвести его в виде слоговой модели. Чтобы облегчить ученикам работу, сделать её более обучающей, помогаю им разложить выполняемое умственное действие на составляющие его операции.

Упражнение выполняется так:
  1. Вы орфоэпически читаете, например, знакомую детям стихотворную строчку: Наша Таня громко плачет.
  2. Учащиеся так же, орфоэпически, вслух повторяют ее, чтобы запомнить.
  3. Диктуют себе (снова орфоэпически) и «записывают» предложение черточками, обозначая его начало и конец, отделяя каждое слово, показывая, если надо, большие буквы в других словах.
  4. Диктуют себе еще раз, теперь по слогам, и чертят слоговые дуги над черточками-словами. (Детям может быть удобнее чертить дуги ниже, под черточками, но тогда две модели будут восприниматься изолированно друг от друга. Выберите вариант, на Ваш взгляд, более удачный.)
  5. Наблюдают за чередованием ударных и безударных слогов, указывают ударение.
  6. «Читают» по схеме, проверяя, все ли верно обозначено.
Дополнительно прошу учащихся посчитать, сколько в том или ином слове всего звуков, сколько среди них гласных, сколько согласных. Пусть определяют, какой звук идет после согласного – согласный или гласный, и т.п. Если в диктуемой Вами строке есть предлоги или другие слова-«помощники», их нужно писать отдельно; если при этом предлог без гласного, пусть записывают его короткой черточкой.

Следующим действием в алгоритме фонетического разбора будет деление слова на слоги. При делении слова на слоги правильнее ориентироваться на понимание слога как естественной произносительной единицей, т.е. звук или группа звуков, произнесенных одним толчком выдыхаемого воздуха. Нам известно, что среди авторов букварей, как и среди лингвистов, нет единства в том, где кончается слог – на гласном или согласном. В «Азбуке» Н.М. Бетеньковой, как и в учебнике «К тайнам нашего языка» принят в качестве основного открытый слог.

При переносе слов правильнее ориентироваться на такое слогоделение, но допустимы и разные варианты (ку-сты, кус-ты – первый вариант переноса отражает структуру слога, а другой вариант – членение на части удобные для чтения). Конечно, данное заключение не распространяется на слова типа открыл, где правилен единственный вариант – деление на слоги без отрыва одной буквы от корня. Деление слов на слоги черточками не применяется, т.к. черточки затрудняют восприятие ребенком целостного слова. В необходимых случаях слоги обозначают подчеркиванием их дугами под словом. Также в данном комплекте, кроме традиционно изучаемых правил, уделяется большое внимание пропедевтическому освоению орфограмм.

Центральным местом является формирование у учащихся орфографической зоркости, т.е. умение обнаруживать «ошибкоопасные» места. Не замечая такие места, учащиеся, даже зная те или иные орфографические правила, не прибегают к ним в процессе письма. Поэтому основа орфографической зоркости должна быть сформирована до начала изучения основных орфографических правил, т.е. в первом классе. Уже в период обучения грамоте, кроме традиционно изучаемых правил на основе сформулированного действия звукового анализа и знакомство с «опасными» при письме местами возможно научить детей обнаруживать такие «ошибкоопасные» места (в начале 2-го класса вводиться письмо с пропуском орфограмм – письмо с «окошками». Таким образом фонетическая работа мною рассматривается как база для становления графически и орфографически грамотного письма.
 
МОУ Удельнинская гимназия 
Воеводина Г.А., учитель начальных классов, высшая категория 

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: