28.03.2013 0

Приемы активизации внимания, мыслительной деятельности учащихся на уроках математики


Обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков.

Д.Пойа

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа.


Обсудить статью Опубликовать свой материал
Мастерство учителя во многом зависит от его умения целенаправленно управлять мыслительной деятельностью учащихся, активизируя её. Осуществлять такое управление можно, опираясь на психолого-педагогические знания.

Закономерности внимания
Внимание к деятельности может возникнуть и усилиться под влиянием одного или нескольких из следующих условий:
  • относительной интенсивности раздражителей;
  • их относительной новизны;
  • неожиданности их появления;
  • контраста между ними;
  • ожидания определённых событий или впечатлений;
  • при наличии положительных или отрицательных эмоций.
Необходимыми условиями длительного сохранения внимания являются:
  • посильность выполняемой деятельности;
  • наличие соответствующих знаний, умений и навыков.
Внимание к деятельности усиливается, если
  • имеют место активные умственные усилия;
  • углубляется понимание соответствующего материала
  • возрастает уверенность,
  • возникают новые идеи открытия.
Внимание ослабляется, если:
  • задание непосильно,
  • теряется уверенность,
  • работа совершается в чрезмерно быстром или медленном темпе,
  • она сводится к однообразным операциям,
  • выполняемая работа слишком проста.
В методической копилке учителя всегда должны быть приемы, методы, формы работы, которые бы вносили элементы неожиданности, новизны, занимательности в деятельность учащихся, которые бы способствовали возникновению и усилению внимания и активности мыслительной деятельности.

Все компоненты учебной задачи (ее подача, решение, ответ) могут быть иногда необычными для учащихся. Поэтому считается занимательной такая задача, в которой содержатся элементы занимательности либо в форме подачи задачи, либо в сюжете, либо в способе решения, либо в иллюстративном материале к задаче. Иногда занимательность для учащихся заключается в неожиданности ответа задачи или в выделении элементов игры при ее решении и т.п. При составлении занимательных заданий помогает прием замены обычного на «необычное». Например, обычно предлагается задача, которую надо решить. Необычно: предлагается решение, по нему надо сформулировать задачу. Обычно: ученики при выполнении упражнения что-то пишут. Необычно: ученики при выполнении не пишут (например, передвигают специальные квадратики). Обычное задание: раскройте скобки, и не совсем обычное: восстановите запись.

Учебные задания занимательного характера в теме «Действия с десятичными дробями»

1. Из чисел 1,2, 3 составьте все возможные десятичные дроби и расположите их в порядке возрастания.
2. Восстановите запись … + … = 0,7. Кто больше составит за 1 минуту?
3. Из чисел 2,67; 3,75; 3,43; 3,51; 2,43 выбрать четыре числа и составить равенство
… + … = … + …
4. Из чисел 0,8; 1,6; 2,9; 3,7 составить равенство  -  = .
5. Стрела.

0,03 0,04

Найдите сумму дробей, записанных в двух соседних клетках, и запишите результат в третью и т.д. Какая дробь будет в девятой клетке?
Вначале попытайтесь угадать, каким будет результат, и через 15 сек. его запишите. Кто точнее?

6. Уловите закономерность 0,1; 0,2; 0,3 …
Сумма нескольких первых чисел этого ряда равна 4,5. Сколько слагаемых в этой сумме?
7. Поставьте знаки + или -, чтобы равенства были верными
а) 8,7 * 3,9 * 3,6 = 1
б) 7,1 * 11,5 *10,4 =6.
8. В следующих примерах только одно правильное. Узнайте устно, какое.
1) 3,8 ∙ 1,87 = 4,5106
2) 2,5 ∙ 13,7 = 342,5
3) 18,3 ∙ 5,8 = 106,14
9. Какое число надо записать в клеточку, чтобы можно было устно найти сумму
а) 2,78 + 3,57 + 
б) 0,53 +  + 0,29 + 
10. Восстанови запись
1) 5,3 + 2,1 +  = 10 2)  + 9,3 – 6,1 = 5
3)  + 1,1 +  = 2,1 4) 0,3 ∙ ∙ 10= 6
5) 1,7 ∙0,1 ∙ = 17 6) ∙ 0,2 ∙ 5 = 0,9
7) ∙ 0,5 ∙ =3
11. Поставь запятую так, чтобы равенства были верными
1) 71 + 5 = 121; 2)123 + 123 = 1353
3) 53 + 47 = 10; 4) 17 + 243 = 413
12. Тестовые вопросы.
На доске записано число 0,36
1) Назовите десятичную дробь а) большую 0,36, б) меньшую 0,36
2) Представьте в виде произведения
3) Представьте в виде суммы а) двух равных слагаемых, б) двух неравных слагаемых, в) трех равных слагаемых.
4) Назовите дополнение а) до 1, б) до 10
13. Тестовые вопросы.
На доске записаны числа 0,5 и 0,16
1) Сравнить;
2) Назвать число между ними;
3) Два числа меньше обоих;
4) Два числа больше обоих;
5) Сумма
6) Произведение
7) Среднее арифметическое.
14.
Запишите в клетки квадрата числа 0,7; 0,7; 0,7; 5; 5; 5; 0,4; 0,4; 0,4 так,
чтобы произведение чисел по любой горизонтали и вертикали было равно 1,4.
15. Задумайте десятичную дробь. Умножьте её на 2, произведение умножьте на 5. В полученной дроби перенесите запятую на один знак влево. Получится задуманное число. Почему?
16. Витя Верхоглядкин записал число 7. Потом умножил его на некоторое число. К его удивлению, в произведении получилось число, меньшее 7. Может ли такое быть?
17. Придумайте два числа, чтобы их произведение было равно а) 0,5; б) 0,111 и чтобы ни в одном множителе не встречалась цифра 1.
18. Что больше
0,3 ∙ 3,45 ∙ 0,4 или 0,6 ∙ 3,44 ∙ 0,2 ?
19. «Прыжки по кочкам»
*2,5 *0,5 *0,8
23

«Кто быстрее «допрыгает» до финиша, при этом постарайтесь не «свалиться в болото»!» (это задание очень нравится моим ученикам. И если в конце урока остается несколько минут, они сами просят в эту игру поиграть. На подготовку игры надо совсем немного времени, достаточно нарисовать «кочки» в своих тетрадях.) Вообще, соревновательный эффект очень хорошо использовать для усиления внимания к выполняемому заданию. Например, на уроках приходится решать много примеров, но если сказать: «Теперь сами выберите пример и его решите, но выиграет тот из вас, у кого значение получится наибольшим (наименьшим)», то активность и интерес сразу возрастают.
20. «20 секунд на размышление»
После прочтения задачи, прежде чем приступить к решению, учитель предлагает: «Скажите, какой будет ответ. Выигрывает тот, у кого ответ будет ближе к полученному результату».

Необходимые знания по математике, умения и навыки учащиеся приобретают только путем самостоятельных интеллектуальных усилий, а учитель, опираясь на различные методы и средства, учитывая психолого-педагогические закономерности, только направляет учащихся, организует учебный процесс. Если учебная деятельность выполняется путем активных усилий и при этом достигается отчетливое понимание изучаемого материала или решаемой задачи, то такая деятельность становится для учащегося все более интересной и привлекательной. Значит, чтобы повысить интерес учащихся к уроку, необязательно подбирать какой-либо особо интересный материал. При изучении любой темы достаточно добиться активной мыслительной деятельности учащихся над изучаемым материалом.

Л и т е р а т у р а
1. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики. – М.: Просвещение,1990.
2. Шуба М.Ю. Занимательные задания на уроках математики. – М.: Просвещение,1995

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?