Современный первоклассник. Психолого-социальные проблемы при обучении

Semenovykh@list.ru

С каждым годом в школе появляется все больше и больше неуспевающих детей, которые уже в начальном звене не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как отставание на данном этапе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. А для того чтобы оказывать эффективную помощь и поддержку ребенку, педагогу необходимо знать особенности современных первоклассников и владеть приемами и техниками работы с проблемными детьми.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Да, безусловно, современный ребенок не тот, который был несколько лет, тем более несколько десятилетий тому назад. Современный первоклассник имеет следующие особенности:
  1. У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
  2. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
  3. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение, более высокая самооценка.
  4. Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Нет авторитета.
  5. У современных детей более слабое здоровье.
  6. Они перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие – дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.
Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. К ним относятся: несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и другие.

Почему существуют проблемы в начальной школе?
Причин, по которым дети не успевают в начальной школе, очень много, они плавно перетекают одна в другую, да еще и встречаются, как правило, не изолированно, а в совокупности. Очень условно их можно разделить на биологические, социальные и психологические причины.

Одной из самых распространенных причин ранней неуспеваемости, является тот факт, что часть детей приходит в первый класс, не достигнув уровня школьной зрелости. Это могут быть шестилетние дети, которых родители не захотели больше «держать» в детском саду, или дети, достигшие календарных семи лет, но умственный возраст которых на момент поступления в первый класс слегка меньше.

Второй причиной школьной неуспеваемости в младших классах, тяготеющей к «биологической группе» является то, что в школу приходят соматически ослабленные дети. Их школьная зрелость несомненна, уровень интеллекта достаточно высок, календарный возраст соответствует обучению в первом классе, но... они часто болеют и пропускают занятия, быстро устают. Такие дети, разумеется, должны посещать школу, но нуждаются в специальном режиме и системе реабилитационно-закаливающих мероприятий. Сюда же можно отнести детей с врожденными или приобретенными нарушениями в развитии.

Следующая, биологическая причина неуспеваемости в начальной школе – это леворукостъ ребенка. «Правополушарные» люди обладают особым взглядом на мир, им зачастую присуще тонкое, художественное и интуитивное восприятие действительности.

Следующая «околобиологическая» причина – тот или иной неврологический диагноз. Задержка психического развития, легкая степень умственной отсталости, гипер- или гиподинамический синдром, последствия ММД. Здесь все коррекционные и лечебные мероприятия производятся в тесном контакте с лечащим специалистом.

Две причины могут быть условно отнесены к социальной группе. Одна из них – это педагогическая запущенность ребенка. Причем не обязательно речь здесь идет об опустившихся родителях-алкоголиках или детях, выросших в наркоманских притонах. Педагогически запущенные дети встречаются в совершенно нормальных, очень приличных и даже в очень обеспеченных семьях.

Вторая социальная причина – это плохое обучение в школе. Непрофессионализм педагога, его личные проблемы, проецирующиеся на детей. Конфликт между педагогом и родителями, опять же отражающийся на ребенке. Нездоровая атмосфера в классе, также замыкающаяся на педагоге.

Причиной плохой успеваемости может быть и неправильно выбранная программа для обучения. Например, ребенка с очень средними способностями пытаются обучать по программе для одаренных детей или откровенного, художественно одаренного «правополушарника» запихивают в престижную математическую школу.

Следующая социальная (и отчасти эмоциональная) причина плохой успеваемости – это конфликты ребенка с одноклассниками, неумение или нежелание строить с ними адекватные, дружеские отношения. Ребенок нелюдим или чрезмерно застенчив. Имеет какой-то недостаток внешности или слишком вспыльчив и агрессивен. Его дразнят или избегают, ему не дают проходу, у него нет друзей, он не хочет идти в школу, постоянно испытывает напряжение, переживает – в результате страдает успеваемость.
И последняя, чисто эмоциональная, но довольно часто встречающаяся причина – личный конфликт или просто непонимание между учителем и учеником. Иногда это просто несовпадение темпераментов.

Сейчас одна из наиболее часто встречающихся проблем, которую отмечают практически все учителя: поведенческие проблемы (агрессивные, тревожные, гиперактивные дети). На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.

Портрет гиперактивного ребенка:
  • Очень подвижен, вспыльчив, раздражителен и безответственен
  • Ему трудно долго сидеть на одном месте, молчать
  • У него плохая координация или недостаточный мышечный контроль
  • Трудно концентрировать свое внимание, часто задает множество вопросов
Правила работы с гиперактивными детьми:
  1. Работать с ребенком в начале дня. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка
  2. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки
  3. Быть драматичным, экспрессивным педагогом. Оставаться спокойным
  4. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха
  5. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым
  6. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения)
  7. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее
  8. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции
  9. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. Поощрять сразу же, не откладывая на будущее
Портрет агрессивного ребенка:
  • Нападает на детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки
  • Намеренно употребляет грубые выражения
  • Ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников
  • Очень подозрителен и насторожен
  • Любит перекладывать вину за затеянную ими ссору на других
Правила работы с агрессивными детьми:
  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка
  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения
  3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки
  4. Наказания не должны унижать ребенка
  5. Обучать приемлемым способам выражения гнева. Расширять поведенческий репертуар ребенка
  6. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей. Развивать способность к эмпатии
  7. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях
Портрет тревожного ребенка:
  • Чрезмерное беспокойство
  • Часто ожидают самого худшего
  • Чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности
  • Высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок
Правила работы с тревожными детьми:
  1. Избегайте состязаний и работ, учитывающих скорость
  2. Не сравнивайте ребенка с окружающими. Обращайтесь к ребенку по имени
  3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию
  4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его
  5. Демонстрируйте образцы уверенного поведения
  6. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований
Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не унижайте ребенка

Конечно, каждый учитель знает таких детей в лицо, но не всегда знает, как себя вести в той или иной ситуации, какие приемы и техники педагогического воздействия можно применить для снятия агрессивности, эмоциональных и мышечных зажимов, повышения уверенности, формирования адекватной самооценки у детей.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: