Фёдорова Лидия Богдановна, 11.06.2013 0

Опыт применения образовательной методики Щурковой Н.Е. и Маленковой Л.И. в школе


Дефицит нравственности сегодня – это очень актуальная проблема. Этот дефицит нужно восполнять!Только тогда наша страна будет иметь будущее. Я глубоко уверена в том, что решать эти проблемы в первую очередь должны учителя-словесники и на уроках, и во внеклассной работе. Свои уроки я так и называю: «Уроки для души».


Обсудить статью Опубликовать свой материал
Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребёнку учиться. Эта мысль когда-то давно прозвучала у Г.Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи». Современному обществу нужны молодые люди, обогащённые научными знаниями, готовые к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению, способные адаптироваться в нашем сложном мире. Современное общество не только сложно, но и становится все более бездуховным. (Такой вывод позволяет мне сделать многолетнее наблюдение: современные дети становятся всё более жестокими, нетерпимыми друг к другу, мало уважают старших, варварски ведут себя по отношению к окружающему миру.) И меня, как учителя, это не может не волновать. Дефицит нравственности сегодня – это очень актуальная проблема. Этот дефицит нужно восполнять! Ведь России нужны не только высокообразованные люди, но и высоконравственные. Только тогда наша страна будет иметь будущее.

Я глубоко уверена в том, что решать эти проблемы в первую очередь должны учителя-словесники и на уроках, и во внеклассной работе. (В своей педагогической практике я не отделяю урочную деятельность и деятельность классного руководителя. Для меня эти понятия гармонично слились.) Учителя- словесники имеют гораздо больше возможностей говорить о нравственных ценностях, чем другие предметники. Свои уроки я так и называю: «Уроки для души». На своих уроках я учу детей мыслить, чувствовать, сопереживать, высказывать своё мнение, уважать мнение другого человека. Произведения классиков и наших современных писателей – это богатейший материал, на примере которого я учу детей искренности, добру, справедливости, умению встречать и преодолевать трудности, которыми наполнена современная жизнь. Моя задача: вырастить детей, как минимум, интеллектуалами, как максимум, интеллигентами.

Мой принцип: идти к детям нужно не своим предметом, а вместе с детьми идти к предмету. Что нужно сделать для того, чтобы ученик стал активным участником процесса обучения? Педагогическая наука предлагает большой выбор образовательных технологий, различных методов и приёмов обучения.

Побывав на курсах повышения квалификации в ТОИПКРО по теме «Современные образовательные технологии в условиях модернизации образования» и «Реализация функций классного руководства в рамках национального проекта «Образование», хотелось найти такую методику, которая помогла бы работать и с определённым классом, и с отдельным ребёнком.

Сегодня я готова поделиться опытом применения образовательной методики Н.Е. Щурковой и её ученицы и продолжательницы Л.И. Маленковой. Мне посчастливилось лично побывать на заочных курсах Н.Е. Щурковой, а с Л.И. Маленковой мы встретились на 3-дневном семинаре в 2007 г., когда она приезжала в Томск. Работая вместе с ней в творческой группе, я окончательно убедилась в том, что, используя данную методику, можно соединить воспитательный процесс и обучение. Дело в том, что данная методика очень хорошо перекладывается на уроки русского языка и литературы. Овладев этой методикой, легко готовлю внеклассные мероприятия и разрабатываю более интересные и разнообразные уроки.

Цель данной методики – инициировать духовную энергию детей, стимулировать максимальное выражение своего «я» «здесь и сейчас» в этой жизни, в данный момент творческой деятельности.

Методика Н.Щурковой и Л.Маленковой строится на 3-х характеристиках: «человек разумный», «человек моральный» и «человек творческий». Своё общение с детьми я строю в соответствии с этими характеристиками.

Данная методика учит самостоятельно мыслить, делать свой нравственный выбор, а это как раз то, чего я добиваюсь на своих уроках. Любой диалог с детьми, по настоятельному совету Л.И.Маленковой, я строю следующим образом.

Сначала идёт пролог. Он нужен для создания необходимой обстановки комфорта, располагающей к групповому взаимодействию.

В качестве пролога я использую музыку, красивое стихотворение, которое читаю сама или заранее подготовленный ребёнок; это может быть мудрое изречение, видеосюжет, интересная картина, флеш-ролик. (В конце концов, можно просто посмотреть в окно на падающий снег.)

Например, прежде чем начать разговор о нравственных исканиях героев «Войны и мира» Л.Н. Толстого или героев «Тихого Дона» М.Шолохова, я предложила детям прослушать «Интервью с Богом» (флеш-ролик). С этого ролика можно начать любой классный час на нравственные темы. У меня даже родители на родительском собрании были потрясены от увиденного и услышанного.

А вот подготовить детей к восприятию темы «Древнерусская литература» в 7 классе мне помог флеш-ролик «Русь», который дети после этого в течение двух недель просили включить ещё, настолько он их впечатлил.

Пейзажные зарисовки «Мелодии осени» под музыку Е.Доги располагают к восприятию поэтических текстов (например, пейзажной лирики А.Пушкина или Ф.И.Тютчева).

Создав необходимый настрой, я перехожу к инструкции, то есть сообщаю правила игры (если это внеурочное мероприятие) либо тему урока и план работы на уроке.

Следующий элемент технологии – распределение ролей. Здесь лучше будет, если каждый ребёнок получит слова, с которых он начнёт своё словесное поведение. Для этого я готовлю специальные карточки либо пишу на доске заготовки.

Затем наступает игровая кульминация (а на уроке я это называю «моментом истины»). Она отражает момент духовного поиска решения и практического выхода из ситуации. Это очень важный момент свободы выбора.

Обязательный момент ролевой игры, а теперь я делаю это на уроке – это рефлексия. Удобно пользоваться шаблоном: «Сегодня на уроке я узнал… почувствовал… понял…» Я заметила, что на уроках русского языка дети чаще используют глаголы «узнал» и «понял», а на уроках литературы – «почувствовал». Значит, дети на моих уроках не остаются безразличными, что-то происходит в их душах, и нравственные ценности не обходят их стороной.

В «Собрании пёстрых дел» Н.Щурковой есть замечательная игра «Разброс мнений». Суть её в том, что детям предлагается высказаться по определённой теме:

«Что вы думаете о…?»

«Считаете ли вы, что…?»

Для этой цели я сделала заготовки – карточки с фразами, которые служат началу речевого поведения. Порой детям трудно сформулировать мысль, а здесь готовая подсказка.

Например:

«Мне кажется, что…»
«Я никогда не задумывался над этим вопросом, но я думаю…»
«Я считаю, что…»
«В этом вопросе меня больше всего смущает…»
«По данному вопросу могу сказать следующее… » и другие.

Такая подсказка не только вынуждает ребёнка думать и говорить, но и чувствовать себя увереннее. Эти заготовки хранятся у меня в конверте, и я могу их достать в любой момент. Эту игру я использую при дискуссиях на уроке. Например:

Причастие – это особая форма глагола или самостоятельная часть речи?

  • Дон Кихот – чудак? безумец? или герой?
  • Нужно ли читать книгу?

Источником таких дискуссий чаще всего являются актуальные школьные проблемы:

  • Нужна ли школьная форма?
  • Курить или не курить?

Это может быть любой разговор о только что произошедшем в классе. Я заметила, что мои дети, а это уже 8-й класс, стали многие обходиться без заготовок, выучили их и пользуются ими на других уроках.

(МЕТАПРЕДМЕТ: образец речевого поведения и на других уроках)

В методике Н.Щурковой – Л.Маленковой есть одно важное правило. Каждый участник диалога имеет право на своё суждение. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов!

Это привело к тому, что дети стали терпимее друг к другу, в классе гораздо меньше стало конфликтов. Дети перестали бояться высказываться вслух и ошибиться. У меня в классе есть девочка, которая поначалу старалась отмолчаться и не принимать участие в диалоге. Какой же была моя радость, когда к концу 6-го класса она заговорила, стала чувствовать себя увереннее, а дети прониклись большим уважением к ней!

Я ещё раз убедилась в том, что данная образовательная технология помогает раскрыться каждому ребёнку. Тогда ребёнок чувствует себя успешным.

Очень эффективной я нахожу игру «Последствия». Я её использую часто, потому что рефлексия показала, что дети мало задумываются о последствиях своих слов и поступков. Например, такая ситуация. Ученик уже неделю ходит без домашнего задания. Какие последствия может иметь этот поступок через месяц, год, 5 лет, 25 лет? Распределяем роли, проигрываем ситуацию. Оказалось, что даже в 10 классе, построив логическую цепочку, многие удивились такой перспективе: оказаться ни с чем и ни с кем в старости. Эта игра помогает мне не уроках литературы при оценке и характеристике героя. Например, при анализе пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», а именно сцены: Митрофан на уроке, мы с детьми пришли к выводу, насколько страшны такие Митрофанушки для будущего страны. Постепенно дети пришли к пониманию того, что отличительной особенностью человека является способность предвосхищать события, предвидеть будущее путём логических операций, анализа событий, поступка, слова.

Одно из направлений в работе по методике Щурковой-Маленковой является «человек творческий». В детях необходимо воспитывать художественный вкус, манеры общения, внешнего вида, прививать культурные формы отдыха. Художественно-эстетическое образование – это образование средствами искусства. Мне очень близки слова В.Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.»

Решать эту задачу мне помогают социальные партнёры (сеть учреждений нашего села): ЦКиД, ДШИ, Центральная библиотека, школьный музей, с которыми я давно и тесно сотрудничаю.

Взаимодействие с социальными партнёрами помогает решить не только направление «человек творческий», но и «человек моральный» и «человек разумный».

Считаю большим плюсом то, что большинство ребят определили сферу своих увлечений.

Использование технологии Н.Щурковой – Л.Маленковой в работе с классом и в учебном процессе позволили стать победителем ежегодного школьного конкурса «Класс года», а также представители нашего класса вошли в состав команды-победительницы Международных интеллектуальных игр «Эрудиты планеты» в Москве.

 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?