Модульное обучение иностранному языку: основные принципы и преимущества


Одной из основных задач современной школы является развитие мотивации учащихся к изучению предметов школьной программы. Что же касается такого предмета, как иностранный язык, проблема появляется постепенно при переходе от младшей школы к средней и так далее. Иными словами, происходит снижение интереса к овладению языком, а это, в свою очередь, отодвигает достижение планируемой цели обучения.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Новые ориентиры в общем образовании рассматривают учение как процесс умственного развития, что позволяет использовать усвоенное на практике, и приводит к созданию динамически структурированных систем умственных действий (при условии использования индивидуальных программ обучения и развития внутренней нравственно-волевой регуляции).

К сожалению, при проведении традиционного урока дети плохо включаются в процесс обучения. Решить данную проблему возможно с помощью внедрения инновационных педагогических технологий в процесс преподавания, способных сделать общее образование гибким, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения.

Одна из таких технологий – технология блочно-модульного обучения. Она имеет следующие преимущества: возможность многоуровневой подготовки, создание условий для развития коммуникативных навыков, тесного контакта с учителем через индивидуальный подход, создание условий осознанного мотивированного изучения личностно значимых учебных предметов, уменьшение стрессовых ситуаций на контрольных и самостоятельных работах.

По мнению таких исследователей данной проблемы, как Крачак О.Е., Шамовой Т.И., Чошанова М.А., Гареева В.М., модульные технологии индивидуализируют и создают условия для самостоятельной познавательной деятельности.

Как известно, обучение эффективно, когда учащийся усваивает учебное содержание в деятельности. Только в этом случае обучение ведёт к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта ученика. Именно модульное обучение позволяет практически решить эту задачу.

Что же следует понимать под модульной технологией? Это реализация процесса обучения путем разделения его на системы "функциональных узлов", а именно, профессионально значимых действий и операций, которые выполняются обучаемым более или менее однозначно, что позволяет достигать запланированные результаты обучения. Сущность модульного обучения состоит в том, что оно позволяет каждому учащемуся полностью самостоятельно добиваться конкретных целей учебно-познавательной деятельности.

Таким образом, реализуется воспитание ученика-исследователя. Это процесс открывает широкое пространство для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск. Делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований, развивается мышление ребёнка. Знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда. Такое обучение характеризуется творческим усвоением знаний, исходя из внутреннего хода развития каждого ребёнка.

Учебное исследование позволяет обучаться школьнику в зоне его ближайшего развития. Опора при таком обучении делается не на те мыслительные процессы, которые уже развиты, а на те, которые находятся в процессе созревания. И таким образом, применение данной технологии позволяет сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию к изучению иностранного языка.

Свое название модульное обучение получило от термина «модуль», который, в свою очередь, является средством этой технологии обучения.

Модуль может представлять собой программу обучения, которая индивидуализируется по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, а также по темпу обучения.

При внедрении модульной технологии в практику от учителя требуется четкое понимание принципов модульного обучения :

  1. принцип модульности, который предполагает:
    • конструирование учебного материала таким образом, чтобы было обеспечено достижение каждой поставленной перед учеником цели;
    • представление учебного материала законченным блоком;
    • интегрирование различных видов и форм обучени.
    В практике преподавания английского языка этот принцип использован при составлении учебно-методических комплексов. Так, современное учебное пособие по английскому языку «Enjoy English» Биболетовой М.З. состоит из отдельных тем (модулей), которые в своей совокупности составляют содержание обучения для определенного языкового уровня;
  2. принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов и осознанной перспективы предполагает разработку разноуровневых дидактических целей — комплексных, интегрированных, частных — на курс, класс — на основе структурирования содержания образования;
  3. принцип динамичности включает идею открытости, которая понимается как возможность видоизменить информацию, формы организации учебно-познавательной деятельности, сделать анализ каждого этапа урока с позиции адаптивности, комфортности ученика;
  4. принцип системности, действенности, оперативности знаний сочетается с вариативностью обучения, означающей разнообразие его содержания, форм и методов, смену учебной деятельности, формирование общеучебных и специальных умений и навыков;
  5. принцип гибкости предполагает направленность обучения на развитие личности ученика через создание условий по формированию индивидуального стиля учебной деятельности;
  6. принцип успешности каждого обучаемого предполагает использование стимулирующего поощрения активной деятельности ученика при работе оценочной системы и означает индивидуализацию обучения на основе результатов мониторинга по определению зоны актуального развития и зоны ближайшего развития;
  7. принцип разносторонности методического консультирования заключается в том, что модульная программа содержит рекомендации учителя, облегчающие усвоение информации (алгоритмы, системы вопросов и т.д.).

После освоения принципов данной технологии мы можем приступить к проектированию модульной программы. Но здесь учитель должен осознать и определить свои новые функции. Их новизна заключается в следующем:

  1. учитель управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний в позицию организатора собственно-познавательной деятельности учащихся, а именно мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания, и добивается положительного отношения к предмету;
  2. учитель организует самостоятельную работу на уроке, включая работу с информационными материалами;
  3. учитель использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организует взаимопомощь;
  4. учитель создает ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику, создает положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества;
  5. учитель организует самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку.

Чтобы построить модульную программу курса, необходимо двигаться в познании от общего к частному. Только после понимания и осознания сущности явления в целом, как системы, можно определить конкретные его проявления. Поэтому реализация модульной технологии требует кропотливой работы над структурированием содержания образования, в основе которой - алгоритм переструктурирования учебного материала (четко определенный порядок использования многообразных форм работы с учебным материалом и форм организации учебно-познавательной деятельности). Далее строится технологическая карта уро¬ка-блока и технологическая карта предметного модуля, включающего завершенный цикл уроков-блоков по конкретной теме, блоку учебной программы, временному отрезку изучения предмета (четверти, полугодия, триместра) и т.д.

Примерная схема модульной программы

Особенно важным моментом в составлении технологической карты модуля является определение ключевых форм организации учебно-познавательной деятельности, прогнозирование форм контроля и предполагаемых результатов. В начале работы с каждым модулем учитель информирует учащихся об объеме модуля, порядке работы с ним и выдает модульную программу или методическое указание, ее замещающее.

К модулю прилагается: «Приложение с упражнениями», «Листок контроля», «Схема уровня знаний», с помощью которой ученики оценивают свою работу. Выполнение модуля осуществляется после предварительного изучения нового грамматического материала. На выполнение учебного модуля, если самостоятельная работа проводится на уроке, учитель отводит определенное время, о котором он заранее информирует учащихся. Если же подобная работа запланирована как домашнее задание, то ученик выполняет его в индивидуальном темпе. Но сначала, конечно, такую работу следует проводить на уроке, чтобы научить учащихся работать с модулями и, в случае возникновения трудностей, оказывать своевременную помощь и давать необходимые пояснения.
Итак, модульное обучение имеет следующие преимущества:

  • почти все ученики работают самостоятельно (некоторые — с определенной «порцией» помощи учителя), достигают конкретной цели учебно-познавательной деятельности — закрепляют знания по определенной теме;
  • работая максимум времени самостоятельно, учащиеся учатся самоорганизации, самоконтролю и самооценке, это дает им возможность осознать себя в деятельности, самим определить уровень освое¬ния знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях и исправить эти пробелы;
  • использование учебных элементов модулей дает возможность развитию таких качеств личности ученика, как самостоятельность и коллективизм;
  • во время выполнения модуля учащиеся обычно не нарушают дисциплину и не отвлекаются на посторонние дела.


Внедряемое в школьную практику обучение с использованием модулей позволяет модернизировать традиционные методы (групповые, игровые, парные, и т.д.) при обучении грамматике, лексике и т.д. Крачак О.Е. отмечает, что модульное обучении также помогает решать ряд задач обучения и воспитания.

В частности:

  • выявление, инициирование, использование личного опыта учащихся;
  • развитие индивидуальных познавательных способ¬ностей учащихся;
  • создание условий для включения каждого учаще¬гося в деятельность, которая соответствует зоне его ближайшего развития;
  • определение индивидуальной программы обуче¬ния;
  • создание условий познания себя, самоопределения и самореализации;
  • дифференциация процесса обучения;
  • сотрудничество учителя и ученика;
  • свободный выбор элементов учебно-воспитатель¬ного процесса;
  • обеспечение положительных результатов в обуче¬нии и воспитании;
  • формирование адекватной самооценки учащегося (своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений);
  • формирование умения ориентироваться в заданиях.

Если говорить о недостатках модульного обучения, то к основным следует отнести следующие:

  • составление модулей — довольно трудоемкий процесс и занимает много времени;
  • невозможность применения данного метода на любом материале: малопригоден для такого обучения эмоционально-образный или описательный материал.


По оценкам исследователей (П.И. Третьякова, И.Б. Се-новский, П. Юцявиченя и др.), модульное обучение позволяет сократить учебный курс дисциплины примерно на 30% без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала. Сжатие учебного материала посредством укрупненного, системного его представления происходит троекратно при первичном, промежуточном и конечном обобщении.

Список литературы

1. Гез Н.И., Миролюбов А.А. Методика преподавания иностранных языков. – М.: Высшая школа, 1982. – 412с.
2. Гостин А.М., Чернышев А.С. Организация обучающей деятельности в открытой гипермедийной среде. // Современные информационные технологии в образовании. - Рязань, 1998. – с.67 – 70
3. Пассов Е.И., Кузовлёв В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. – М.: Просвещение. 1993.
4. Андарало А.И., Шилова Е.С. Новые педагогические технологии – фактор повышения качества образования в университете// Адукацыя i выхаванне, 2002.
5. Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модульное обучение: вопросы теории и технологии.- Алма-Ата, 1980 г.
6. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М., 1998г.
7. Валетов В.В., Пашкас В.К., Мамчиц В.Р. Проблемы организации управления модульной системой обучения //Адукация i выхаванне, 1999.-№12


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: