Интеграция общего и дополнительного образования как воспитательный фактор


Согласно Концепции модернизации российского образования образовательное учреждение должно "формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования". Под компетентностью понимается способность, необходимая для эффективного выполнения конкретных действий и достижения требуемого результата в конкретной области деятельности. Компетентность включает специальные знания, навыки, способы мышления, а также принятие ответственности за свои действия.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это — особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Наиболее эффективный метод, позволяющий наиболее полноценно решать вопросы повышения качества образования через расширение предметных областей, внедрение интегрированных образовательных программ и разработки специальных проектов работы с детьми — это интеграция общего и дополнительного образования в рамках ОУ. Впервые идея интеграции общего и дополнительного образования детей как ведущая тенденция развития школьного образования прозвучала в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Модернизация образования предполагает интеграцию общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей в единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и формам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка. Индивидуальная траектория развития обучающихся, свобода выбора, развитие детской одаренности, вариативность программ и их практическая направленность – являются принципиальными ориентирами интеграции общего и дополнительного образования детей.

Школа полного дня – это школа, которая имеет возможность реализовать интеграцию общего и дополнительного образования. Само понятие «полный день» относится к режиму учащихся, которые после уроков остаются в школе и благодаря этому имеют возможность посещать занятия педагогов дополнительного образования. Наиболее важной и специфической особенностью в работе школы полного дня является сочетание в нем обязательных для учащихся мероприятий со свободно избираемыми. Это позволяет избежать многих сложностей в организации учебного процесса, обеспечить свободный выбор учащихся по интересам, построить гибкий режим, учитывающий семейную ситуацию и индивидуальные особенности каждого ребенка. Школа полного дня обеспечивает максимальное раскрытие способностей ученика, его всестороннее психосоциальное развитие через коллективную совместную работу с учениками и учителем, через общение и дискуссии с другими учениками. Главной задачей школы полного дня является использование всех имеющихся ресурсов школы, социума, семьи для воспитания социально ответственной личности. Работа школы полного дня строится с учетом интересов семьи, возможностей школы, специфики дифференцированной работы с учащимися, стремлений и интересов самих учащихся.

Таким образом, школа полного дня имеет возможность наиболее эффективно формировать ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

В наше время востребована личность, обладающая креативностью, умеющая творчески решать задачи, с которыми сталкивается в жизни. А для этого требуется овладение коммуникативной компетентностью, потому что многие задачи решаются только в процессе общения. Поэтому в проекте Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования одной из ключевых компетенций является коммуникативная компетенция.

Коммуникативная компетентность трактуется как овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Актуальность деятельности по формированию коммуникативной компетентности учащихся обусловлена результатами диагностик, которые показывают, что ученики не всегда умеют чётко выразить мысль, их речь недостаточно выразительна, образна. Есть проблемы в ведении диалога (в умении строить высказывание, использовать аргументы и пр.). Т. е. дети практически не умеют общаться ни между собой, ни со взрослыми.

Сейчас, на примере одного из учащихся нашей школы (ученик 2 класса), я расскажу вам, как ведется работа по формированию коммуникативной компетенции в нашей школе и каковы ее результаты .

В сентябре 2010 г. мальчик был зачислен в 1-й класс МОУ НОШ № 19. Сразу после поступления педагоги, работающие в классе, начали наблюдать за детьми в урочное и внеурочное время, для того чтобы впоследствии составить индивидуальный портрет каждого ребенка на начало учебного года. Наблюдения за ребенком показали, что он не умеет общаться ни с детьми, ни со взрослыми. На любое замечание он отвечал агрессивным поведением: детей толкал, обзывал, специально раздражал одноклассников, часто винил других в своих ошибках; со взрослыми огрызался, вступал в спор, отказывался выполнять правила, а замечания из дневника пытался стирать ластиком. И всегда на его лице была злорадная усмешка. Через некоторое время после начала обучения одноклассники перестали приглашать мальчика в совместную деятельность: игровую и трудовую. На уроках он часто занимался посторонними делами, играми.

Проблема была сформирована следующим образом: слабо развитые коммуникативные умения, агрессивное поведение.

Проведенные психологом вводные диагностики по адаптации среди учащихся 1-х классов подтвердили, что, у ребенка присутствует высокий уровень тревожности (рисунок «несуществующего животного»).

  • зубы — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание);
  • наличие выступов (угловатая прорисовка волос, рогов), затемнения линии контура. Это также свидетельствует об агрессивности, защите от окружающих.


При выполнении методики «Нарисуй свое имя» мальчик использовал цветные карандаши темных тонов, которыми нарисовал большую обезьяну. Данный тест подтвердил наличие тревожности, агрессивности.

Рисунок «Моя семья» свидетельствует о дискомфорте ребенка в семье и признаках конфликтных семейных взаимоотношений, в которые вовлечен и художник.

Цветовой тест Люшера показал, что у него доминируют плохое настроение и неприятные переживания.

На основании результатов, полученных после диагностик, психологом были даны рекомендации родителям и педагогам. Одной из них для педагогов была: повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе ("У тебя это получится", "Ты это умеешь хорошо делать"). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.

Для выполнения данных рекомендаций мы решили вовлечь мальчика в творческую деятельность, т. к. заметили, что во время творческих процессов он чувствует себя достаточно уверенно и комфортно. К тому же, благодаря педагогам дополнительного образования, у него были выявлены вокальные и хореографические способности. Дальше началась совместная работа классного руководителя, воспитателя и педагогов дополнительного образования. После первого внеклассного мероприятия («Астрахань многонациональная») ребенок показал, что у него есть и актерские данные. Поэтому мы старались задействовать его в каждом внеклассном мероприятии, давая ему роли положительных героев, которые готовы помогать другим. Мальчик работал с удовольствием и с полной отдачей. Он вкладывал в свои роли все чувства и эмоции, поэтому его герои были живыми, реалистичными.

  • «Астрахань хлебосольная» (конферансье)
  • «Осенняя катавасия» (образ: пугало)
  • «В гостях у Гигиены» (центральная роль: Айболит)
  • Новогоднее представление (сказочный персонаж Емеля)
  • «Волк и семеро козлят» (старший козленок)
  • «Жила была Улица» (главный герой-дворник)

Помимо театральной, хореографической и вокальной деятельности (работа педагогов д/о) с ребенком регулярно проводилась работа и на воспитательных занятиях. После прочтения коррекционных сказок Панфиловой М.А. «Лесная школа» и терапевтических сказок под ред. Хухлаевой О.В. и Хухлаева О.Е. мы с детьми проводим обсуждение прочитанной сказки. Ребята отвечают на вопросы, проигрывают наиболее значимые сценки. Когда тематика сказок касалась проблем коммуникативности, отвечать на вопросы предлагалось именно этому мальчику. Часто его просили представить себя на месте обиженного зверька и рассказать о том, как бы он повел себя в данной ситуации. Проигрывая сценку из сказки Хухлаевой О.В. и Хухлаева О.Е. «Ежик Вася», он изображал не вредного ежика, а волшебника, который помог ежику Васе научиться общаться с другими зверями. После инсценировки именно этот ребенок подвел итог этого занятия и сделал вывод о том, как нужно себя вести в коллективе. И подобная работа велась на протяжении всего учебного года. В новом учебном году такая совместная деятельность педагогов продолжается.

Такая работа дала свои результаты. Невооруженным глазом стал заметен личностный рост ребенка. Сегодня уже нельзя сказать, что мальчик агрессивен, конфликтен, не умеет общаться с другими детьми. Все это, конечно, еще не ушло окончательно, но положительная динамика видна. Наблюдая за ним сейчас, можно сказать, что конфликтных ситуаций с детьми практически не бывает, более того, благодаря творчеству ребенок завоевал уважение одноклассников и в результате проведенного в сентябре диагностического исследования ("Изучение межличностных отношений в группе методом социометрии") он, по мнению детей, является одним из лидеров класса. Нет у него сейчас и ярко выраженных приступов агрессии (диагностика "Кактус"): рисунки стали добрыми, светлыми, яркими, ушли темные тона. И это же подтверждает его недавний поступок: после выступления в экологическом спектакле у Егора оказалось несколько шариков, хотя у всех остальных было только по одному, а кто-то остался вообще без шарика. Мальчик сам предложил детям поделиться своими шариками, от чистого сердца и без сожаления. Это первая ступенька к тому выпускнику начальной школы, которым бы его хотели видеть родители и педагоги по окончании нашей школы.


Диагностический инструментарий использованный в работе:

• Проективные методики:

  • «Рисунок несуществующего животного»
  • «Нарисуй свое имя»
  • «Моя семья»
  • «Кактус»
  • Цветовой тест Люшера

• «Изучение межличностных отношений в группе методом социометрии»
• Тесты по развитию речи
• коррекционные сказки Панфиловой М.А. «Лесная школа»
• терапевтические сказки под ред. Хухлаевой О.В. и Хухлаева О.Е.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: