Сергей, 03.07.2013 0

Инновационная социально-воспитательная технология целостного развития личности и активного творческого досуга


В статье подробно рассматривается спартианская социально-воспитательная технология. Слово «спартианец» образовано от слова «СПАРТ» (SpArt), которое расшифровывается двояко: 1) как аббревиатура от «Союз Поклонников Активного Разностороннего Творчества»; 2) как производное от английских слов: Spirituality – духовность, «Sport» – спорт и «Art» – искусство.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Главная цель спартианской социально-воспитательной технологии:

  • формирование и повышение ориентации детей, подростков и их родителей на такие черты, издавна присущие россиянину, как любовь к Родине, доброта, великодушие, милосердие, высокая духовность образованность, в сочетании с физической силой, здоровьем, двигательной культурой, талантливостью в различных видах творческой деятельности, т.е. целостное развитие личности;
  • создание «моды» на такое развитие личности;
  • содействие реальным достижениям детей, подростков и их родителей в таком развитии.

О такой целевой установке технологии свидетельствует и ее название – «СТАНЬ СПАРТИАНЦЕМ».

Слово «спартианец» образовано от слова «СПАРТ» (SpArt), которое расшифровывается двояко:

  1. как сокращение, составленное из первых букв русских слов: «Союз Поклонников Активного Разностороннего Творчества»;
  2. как производное от английских слов: Spirituality – духовность, «Sport» – спорт и «Art» – искусство.

Основные задачи спартианской социально-воспитательной технологии:

  • организации увлекательного, творческого, содержательного досуга и общения детей, подростков и их родителей;
  • их приобщение к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту, формирование и развитие мотивации к самостоятельным занятиям, направленным на освоение ценностей физической и спортивно-гуманистической культуры;
  • формирование и развитие ориентации на самосовершенствование, самоактуализацию, гармоничное развитие, активное участие и проявление способностей в разнообразных формах творческой деятельности (научной, художественной, спортивной, экономической, технической, экологической и др.);
  • создание условий для того, чтобы дети и подростки могли попробовать свои силы и способности в этих видах творческой деятельности с тем, чтобы определить свои «плюсы» и «минусы», выбрать ту сферу деятельности, которая им больше всего нравится и в которой они с наибольшей отдачей могут проявить свои способности, наметить соответствующую программу самосовершенствования;
  • выявление творчески одаренных детей и подростков, обладающих уникальными знаниями, физическими, двигательными или художественными, творческими способностями, содействие полному раскрытию и применению этих способностей в науке, искусстве, спорте и других видах деятельности;
  • профилактика наркомании и других аспектов девиантного поведения детей и подростков;
  • содействие социальной адаптации и интеграции, преодолению социального отчуждения детей и подростков группы риска и социально-неуверенного поведения;
  • воспитание гражданского самосознания, патриотического чувства сопричастности судьбам России, гордости за нее, опираясь на примеры жизни и свершений выдающихся соотечественников, которые демонстрировали (демонстрируют) гармоничное развитие личности и высокие достижения в различных сферах творческой социально значимой деятельности;
  • формирование и развитие интереса детей, подростков и их родителей к национальным видам спорта, народным играм и развлечениям, национальным и народным культурным традициям, видам искусства, а вместе с тем воспитание в духе мира, демократии, прав человека и толерантности (терпимости) к представителям различных наций, культур.

Основные формы и методы спартианской социально-воспитательной технологии

Для решения указанных выше задач спартианская социально-педагогическая технология предусматривает комплекс социально-педагогических форм и методов.

Центральное место среди них занимают инновационные формы игровой деятельности, которая, как фундаментально обосновано в психолого-педагогической литературе, имеет огромный гуманистической социокультурный потенциал и является не только эффективным средством социализации, приобщения подрастающего поколения к идеалам и ценностям культуры, но также необычайно привлекательна для детей, подростков, молодежи, других лиц.
 
Известны слова Платона: «Игра – занятие, наиболее достойное для человека» и Ф.Шиллера: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».

Возможны различные формы игровой деятельности. В настоящее время, например, широкое распространение получили ее пошлые, грубые, агрессивные формы, противоречащие критериям нравственности и эстетики. Спартианская технология, разумеется, предусматривает отказ от такого рода антигуманных форм игровой деятельности.

Все более популярными являются также соревновательные формы игровой деятельности, проводятся различные соревнования и конкурсы, в ходе которых выявляются победители и побежденные. Такой подход основан на признании важной позитивной роли соперничества в жизни людей. Оно действительно способно выполнять важные социокультурные функции: при определенных условиях позволяет сравнивать качества (способности) соперничающих сторон, оценивать их по определенным показателям и тем самым побуждает людей к активности, к формированию и развитию, совершенствованию своих способностей.

Но имеются и противники соревновательных форм игры. Полагают, что всякое соперничество, в том числе игровое (например, спортивное), оказывает негативное влияние на личность и социальные отношения: приводит к развитию негативных качеств личности, таких, например, как эгоизм, агрессивность, зависть и др., формирует порочное раз-деление людей на победителей и проигравших, тем самым наносит вред сотрудничеству, содействует разрушению социальных отношений, а потому не должно использоваться в системе гуманистического воспитания. Негативное отношение к соревнованиям (в том числе спортивным) в системе воспитания детей высказывал и основоположник научной системы физического воспитания в России П.Ф. Лесгафт. П. де Кубертен, возродивший древнегреческую агонистику в форме современных Олимпийских игр, вместе с тем категорически возражал против включения в их программу детских соревнований. Негативное отношение ко всяким соревнованиям, включая спортивные, лежит в основе широко используемых в настоящее время идей вальдорфской педагогики и педагогических идей школы Монтессори.

В основе спартианской технологии лежат следующие основные положения по дан-ной дискуссионной проблеме.

1. В процессе социализации детей и подростков целесообразно использовать и сотрудничество, и соперничество, т.е. их гармоничное сочетание.

2. Важно не только (и даже не столько) научить участников соперничества побеждать (такой подход преобладает в настоящее время в теории и практике педагогической деятельности), но также (причем, в первую очередь) воспитать у них систему связанных с ним и гуманистически ориентированных ценностей, знаний, умений, интересов, потребностей, т.е. культуру игрового соперничества. Эта культура предусматривает не пассивное, а активное участие в соревновании, стремление проявить мужество, волю, настойчивость, выложиться «до конца» для победы, но сохраняя при этом ориентацию в первую очередь на высоконравственное поведение.

Если в процессе воспитания детей и подростков не ставится и не решается задача воспитания такой культуры, они оказываются предоставленными сами себе в их отношении к соперничеству, а потому чаще всего у них стихийно формируется поведение в соревновании, не соответствующее, а иногда и прямо противоречащее педагогическим принципам и требованиям гуманистической педагогики и психологии.

3. Следует учитывать возможность не только позитивного, но и негативного влияния игрового соперничества на личность и социальные отношения.

В работах автора спартианской технологии впервые обосновано положение о том, что характер и степень этого влияния существенным образом зависит от способа организации игрового соперничества.

Способ организации игрового соперничества – это принципы подхода к формированию программы соревнования и способа его проведения, состава участников, системы выявления и поощрения победителей (выбор тех ценностей, норм и образцов поведения, которые поощряются в ходе соревнования, характер этих поощрений и т.д.).

Программа соревнования может быть сориентирована, например, на узкую специализацию способностей участников или на их разносторонние способности, система поощрения победителей может быть только моральной или также и материальной, состав участников может быть ограничен только лицами определенного пола, возраста, подготовленности, а может не иметь таких ограничений и т.д.

Способ организации игрового соперничества определяет субъективную позицию его участников и педагогов: какие задачи они ставят в этом соперничестве, что для них является наиболее важным, значимым в соревновании, как, каким образом и для каких целей они используют его, и т.д., а тем самым характер и степень как позитивного, так и негативного влияния игровой деятельности на личность и социальные отношения.

При проведении спортивных соревнований, художественных, научно-технических и других конкурсов обычно применяется такой способ игровой организации соперничества и сотрудничества (назовем его традиционным), для которого характерны следующие основные принципы.

  • Участники соревнования распределяются по группам (с учетом пола, возраста, уровня подготовленности и т. д.), и соревнования проводятся раздельно в этих группах (в частности, лица, имеющие ограниченные возможности – инвалиды, соревнуются отдельно от других).
  • В соревнованиях команд каждая из них, как правило, составляется из представите-лей одной страны, одного региона, города, учебного, трудового, спортивного коллектива.
  • Программа соревнований строится таким образом, что предполагает узкую специализацию участников в каком-то одном виде игровой деятельности (например, в беге, плавании и т. п.) или нескольких ее видах, но в основном требующих проявления «односторонних» (например, физических – в легкоатлетическом десятиборье или интеллектуальных – в шахматах) способностей. При таком подходе спортивное соревнование, например, изолируется от художественных, научных и других творческих конкурсов, хотя и может дополняться культурной программой (концертами и т. п.).
  • По итогам соревнования всем участникам присваивается определенное место, при-чем количество мест равно количеству участников. При определении мест участников учитываются только их результаты и соблюдение правил вида спорта; не принимаются во внимание нравственные аспекты поведения. На одно место не может быть поставлено несколько участников: ставится задача на основе одного основного или ряда дополнительных критериев сравнить их результаты и, учитывая разницу (даже минимальную) по каким-то показателям, обязательно выяснить, у кого результат лучше, а у кого – хуже.
  • Лица, занявшие первое место или несколько первых мест (как правило, три первых), всемерно восхваляются и поощряются (в том числе призами и наградами, имеющими большую материальную ценность), тогда как другим обычно достаются лишь упреки, насмешки и т. п.
  • Предусматривается ограниченный круг форм и методов организации сотрудничества участников соревнования: как правило, это лишь такие формы, как кооперация и взаимопомощь участников «своей» команды, а также общение с участниками других команд.

В соответствии с таким способом организации соперничества и сотрудничества на соревнованиях (например, спортивных), строится и вся подготовка к ним.

Традиционный способ позволяет успешно решать ряд социально-педагогических задач: вырабатывает у участников соревнования стремление к постоянному совершенствованию, формированию и развитию волевых и ряда других психических качеств, улучшению своих результатов, повышает зрелищность соревнований и т. д. Но он имеет существенные негативные аспекты.

Негативные аспекты традиционного способа организации соперничества:

  • развивает у участников соревнования желание любой ценой – даже за счет здоровья и нарушения нравственных принципов – добиться победы, продемонстрировать свое превосходство над другими, завоевать ценные призы, получить другие связанные с победой материальные блага, приобрести славу и т.д.
  • содействует одностороннему развитию участников, ограничивает проявление их творческих способностей,
  • приводит к формированию таких негативных качеств личности, как эгоизм, агрессивность, зависть и др.,
  • затрудняет социальную интеграцию лиц с ограниченными возможностями, поскольку изолирует от лиц, не имеющих таких ограничений и т.д.
  • при традиционном способе сотрудничество не играет существенной роли во взаимоотношении соперников по соревнованию.

Значит, для полноценной и эффективной реализации позитивного потенциала и минимизации негативных аспектов соперничества недостаточно разъяснительной работы, лозунгов, призывов и т.д. Необходим иной способ организации игрового соперничества, который не противоречит, а содействует решению задач гуманистической социализации, позволяет максимально полно и эффективно реализовать гуманистический идеал целостного развития личности, а также предотвращает возможность негативного влияния соперничества на личность и социальные отношения.

Автором спартианской технологии разработан инновационный способ организации игрового соперничества, который удовлетворяет этим требованиям. Для этого (спартианского) способа организации соперничества и сотрудничества в игровой деятельности характерны следующие основные принципы.

1. Инновационный подход к соревновательной программе игр. Она должна включать в себя комплекс таких спартианских состязаний и конкурсов, которые:

  • предполагают не просто следование инструкциям по выполнению заданий организаторов, а творческое выполнение этих заданий, т.е. призваны содействовать проявлению и развитию творческих способностей участников;
  • являются уникальными по сравнению с обычными, традиционными соревнования-ми по тем или иным видам спорта, с художественными конкурсами в различных видах искусства (пении, танцах, рисовании и т.д.) и другими аналогичными соревнованиями и конкурсами;
  • требуют от участников проявления многосторонних качеств и способностей – физических качеств, спортивного и художественного мастерства, юмора и др., их проявления в разных видах творческой деятельности и тем самым позволяют сравнить и оценить уровень целостного (гармоничного и разностороннего) развития участников.
  • должны быть сбалансированы (представлены в равной мере) соревнования, которые требуют от участников физической подготовленности, спортивного и художественного мастерства, творческих способностей, юмора, знаний и т.д., чтобы исключить возможность достижения победы за счет развития каких-то одних качеств и способностей;
  • позволяют принимать в них участие лицам разного пола, возраста, физического состояния и т.д., включая лиц с ограниченными возможностями;
  • должны содействовать приобщению участников к национальной культуре, их патриотическому воспитанию, а вместе с тем воспитанию уважения к ценностям других культур, идеологий, верований.

Запрещается включать в программу игр соревнования, которые угрожают здоровью участников, унижают достоинство личности и т.д.

2. Инновационные принципы определения и поощрения достижений участников игр («спартианские почести»):

  • При оценке выступления участников прежде всего оценивается (на основе четких критериев) их поведение.
  • Принимаются во внимание индивидуальные особенности каждого участника (пол, возраст, наличие инвалидности, ее характер и т.д.).
  • При выявлении победителей отдельных соревнований, конкурсов и Игр в целом учитываются лишь существенные различия в результатах участников. Поэтому количество мест, которые они могут занимать, незначительно (как правило, их не больше пяти) и на каждом месте может быть не один, а много участников.
  • При определении победителей Игр в целом учитывается выступление участников во всех состязаниях и конкурсах, включенных в программу.
  • Кроме того, поощряются: преодоление участником результатов, которые он сам показывал раньше, нравственное поведение, красота действий и поступков, творчество, юмор, активность, физическая культура, спортивное мастерство, эстетическая куль-тура, знания, внешний вид и т.п.

3. Инновационный подход к организации сотрудничества участников игр.

  • Проведение соревнований и конкурсов, в которых отсутствует разделение участников на победителей и побежденных, акцент смещается с результата на процесс игры, придумывание игр, юмор, творчество и т.д.
  • Организация «кооперативных игр» – из всех участников создается новая единая команда и «суммированные» результаты участников этой команды (например, в прыжках в длину или в высоту) сопоставляются с теми, которые все они показывали раньше.
  • Использование «принципа ротации» между командами – обмен игроками между командами – например, участнику разрешается переход из своей команды в другую, которая занимает более низкое место, с целью оказать ей помощь.
  • Положительная оценка соперника. После каждого соревнования (конкурса) слово предоставляется капитанам команд для того, чтобы они сказали, что, по их мнению положительного было в выступлениях их соперников. Запрещаются негативные оценки.
  • Команды со «смешанным» составом. В программу включается хотя бы одно соревнование (например, эстафета) между новыми командами со «смешанным» составом, когда каждая из этих новых команд включает в себя представителей основных команд.


Реализация данных принципов позволяет создать на играх уникальную атмосферу дружбы, сотрудничества.

4. Инновационный подход к составу участников игр. Реализация указанных принципов к программе и определению победителей игр позволяет реализовать такой уникальный подход к составу участников игр, согласно которому в играх участвуют и на равных соревнуются друг с другом лица разного пола, возраста, физического состояния и т.п., в том числе лица с ограниченными возможностями (инвалиды) и те, кто не имеет таких ограничений. Такой состав участников игр содействует их общению и взаимопониманию. Лица с ограниченными возможностями не чувствуют себя «ущербными», «больными», «инвалидами». Разнообразие соревнований и конкурсов, отсутствие жесткой конкуренции при сохранении состязательности, многообразные формы сотрудничества, учет инвалидности при определении победителей, дружественная атмосфера – все это содействует созданию у них положительного Я–образа, адекватной самооценки, ощущения безопасности, психологического комфорта.

Изложенное выше свидетельствует об уникальности спартианского способа организации игрового соперничества. По всем параметрам он отличается от способа, который обычно используется при проведении спортивных соревнований, художественных и других конкурсов. А самое главное состоит в том, что он не противоречит, а содействует решению задач гуманистической социализации, а также предотвращает возможность негативного влияния соперничества на личность и социальные отношения.

Поэтому спартианская социально-воспитательная технология при проведении игр предусматривает именно этот уникальный способ организации соперничества в интеграции с сотрудничеством. Такой подход к организации игровой деятельности лежит в основе Спартианских игр, которые являются важным элементом комплекса форм и методов спартианской социально-воспитательной технологии.

Данная технология предусматривает различные формы Спартианских игр – с учетом условий, сроков и задач их проведения, возраста и других особенностей участников Игр.

Два вида Спартианских игр выделяются на основе учета отличия используемого на этих Играх способа организации соперничества и сотрудничества от традиционного.

Первая разновидность Спартианских игр – «СПАРТ-КРЕАТИВ-ИГРЫ» (СКИ).

Все аспекты организации этих Игр – определение программы, системы определения и поощрения достижений, состава участников и т.д. – строятся на основе спартианских принципов инновационного способа организации соперничества и сотрудничества.

В частности:

  • в программе должны быть творческие спартианские соревнования и конкурсы, а не традиционные спортивные соревнования, художественные конкурсы и т.д.;
  • система определения и поощрения достижений – при определении мест участников (причем, этих мест должно быть мало) сначала оценивать поведение, только существенные различия в результатах, не использовать балльную систему и т.д.
  • состав участников – участие инвалидов, создание условий, чтобы они могли на равных соревноваться с другими участниками и т.д.

Вторая разновидность Спартианских игр – «СПАРТ-СТАРТ-ИГРЫ» (СИИ). При определении программы, состава участников, победителей и т.д. используются лишь некоторые спартианские принципы, например:

  • В программе – традиционные спортивные соревнования по легкой атлетике, футболу и др.) и художественные конкурсы (певцов, танцоров и др.), конкурсы знатоков и т.п., а уникальные спартианские соревнования и конкурсы почти (или совсем) отсутствуют.
  • В программе Игр и традиционные, и новые соревнования и конкурсы, но в отличие от спартианских творческих соревнований и конкурсов они предполагают точное следование инструкциям по выполнению заданий организаторов.
  • Программа Игр не предусматривает инновационные формы и методы повышения ориентации участников на сотрудничество.
  • В программе только несоревновательные игры (без определения победителей).
  • Используемая система определения победителей предусматривает использование балльной системы оценки на основе учета только результатов участников и соблюдения правил – без оценки поведения.
  • В состав участников включаются инвалиды, но они соревнуются отдельно от других участников и т.д.


Определенные разновидности Спартианских игр связаны с различным подходом к программе Игр с точки зрения ее адекватности спартианскому идеалу целостной личности:

«СПАРТ–двоеборье»: Спорт + Искусство (спортивные игры и соревнования + игры и соревнования, связанные с искусством).

«СПАРТ–троеборье»: Спорт + Искусство + Наука/Интеллект (спортивные игры и соревнования + игры и соревнования, связанные с искусством + игры и соревнования, связанные с научным/интеллектуальным творчеством);

«СПАРТ–четырехборье»: Спорт + Искусство + Наука + Техническое творчество (спортивные игры и соревнования + игры и соревнования, связанные с искусством + игры и соревнования, связанные с научным и техническим творчеством);

«СПАРТ–пятиборье»: Спорт + Искусство + Наука + Техническое творчество + Медицина (спортивные игры и соревнования + игры и соревнования, связанные с искусством + игры и соревнования, связанные с научным и техническим творчеством, а также с медициной) и т.д.

Важно отметить доступность в организации Спартианских игр и участия в них. Эти игры могут проводиться (и желательно их проводить) не только в спортивном зале, но и на природе. Для их проведения не нужно иметь дорогостоящее спортивное оборудование;

Для решения указанных выше задач спартианская технология предусматривает использование не только Спартианских игр, но комплекса других форм и методов, основанных на интеграции спорта с искусством, в том числе:

  • создание спартианских клубов, школ, игротек;
  • организацию игровых оздоровительных лагерей;
  • духовно-нравственный Кодекс поведения (Спартианский кодекс чести);
  • систему призов и наград для поощрения высоконравственного и эстетического по-ведения, красоты действий и поступков в соревнованиях, гармоничного и всестороннего развития личности;
  • новое гуманистическое движение «СПАРТ» (спартианское движение) и др.

Кто может, кому интересно и полезно участвовать в акциях и мероприятиях спартианской социально-воспитательной технологии

Одна из важных особенностей Спартианских игр, клубов, игровых оздоровительных лагерей и т.д. состоит в том, что их участниками могут быть лица разного возраста, пола, различной физической, спортивной и художественной подготовки, разных интересов, занятий и т.д., в том числе: дети, подростки и их родители; спортсмены; лица, увлекающиеся искусством (или техникой, наукой и т.д.); лица с ограниченными возможностями (инвалиды) и т.д.
Насколько детям, подросткам и их родителям интересно и полезно участие в спартианских акциях?

  • Спартианские игры, клубы, игровые оздоровительные лагеря и т.д. представляет интерес для тех детей, подростков и родителей, кто любит отдых, развлечение, игры (особенно новые, необычные), а также общение с друзьями и природой, хотел бы участвовать в соревнованиях, но по состоянию здоровья, физической подготовленности и т.д. боится соперничества, опасаясь проиграть и испытать чувство унижения.
  • Участие в спартианских акциях помогает решить и очень важный для каждого ребенка вопрос: в какой сфере деятельности (спорте или искусстве и т.д.) лучше применить свои силы и способности, чтобы это было интересно и полезно и чтобы на основе этого можно было заслужить уважение не только других людей, но и самого себя.
  • Участвовать в спартианских акциях интересно и тем лицам, кто уже избрал для себя определенный вид деятельности (даже профессии), добился в ней успехов, но вместе с тем желает попробовать свои силы и способности в других сферах деятельности или во-обще стремится органично сочетать в своей жизни разные увлечения, добиться успеха в разных сферах деятельности, не связывая себя только какой–то одной из них: чтобы из-бежать «профессионального кретинизма» (выражение К. Маркса), не принадлежать к числу «специализированных идиотов» (выражение олимпийского чемпиона и известного со-временного философа из Германии Г. Ленка) или просто потому, что не любит однообразия. Например, кто-то активно занимается спортом, но хотел бы испытать себя в области искусства, проверить и улучшить свой интеллект, творческие и другие психические способности. Или, допустим, кто-то увлечен искусством или наукой, техническим творчеством, а вместе с тем желает попробовать себя в определенном виде спорта, да и просто укрепить свое здоровье, стать более физически развитым.
  • Спартианские игры, клубы, игровые оздоровительные лагеря и т.д. представляют интерес и для тех детей, подростков, их родителей, кто осознает свои слабости, недостатки (а они есть у всех, ибо идеальных людей не существует), но не мирится с ними, «не ставит на себе крест», а хотел бы стать лучше.


Таким образом, трудно найти человека, которому неинтересно или нежелательно участие в Спартианских играх, клубах, игротеках и т.д.

Опыт внедрения в практику и социальная значимость спартианской социально-воспитательной технологии Спартианская социально-воспитательная технология «Стань спартианцем!» – со-ставная часть нового гуманистического проекта «СПАРТ» (автор – проф. В.И. Столяров), который разработан в 1990 г.

Практическая реализация проекта началась с 1991 г. С этого времени в нашей стране стали проводиться Спартианские игры в школах и других учебных заведениях, а также городские, региональные, межрегиональные и Российские. Так, например, были проведены: Олимпийский турнир Рыцарей Спарта (1991 г., Анапа, 400 школьников из 17 городов страны), олимпийские соревнования школьников под названием Российские игры "СпАрт" (1992 г., РДЦ «Орленок»), Российский турнир по спартианскому многоборью (1993 г., Хвалынск, среди участников — 200 детей из 14 городов России), межрегиональные и Российские Спартианские игры в 1994, 1995 и 1996 гг. в городах Анапа, Дубна, Зверево-2, Москва, Новокузнецк, Смоленск, Хвалынск и др. Основные участники этих Игр – школьники, а также родители со своими детьми.

В настоящее время в Смоленской области, Кемеровской области, Краснодарском крае и некоторых других регионах в Спартианских играх участвуют практически все школы, а также детские дома. В Саратовской области в этих Играх ежегодно принимает участие около 15 тыс. школьников, около 50 летних оздоровительных лагерей работают по спартианской программе. В Нижегородской области с 1993 г. ежегодно в спартианских акциях принимают участие учащиеся более 80 гос. образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

В Москве АНО «Центр развития спартианской культуры» совместно с ГО Центр социальной помощи семье и детям «Зеленоград» (г. Москва) и при поддержке Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы более 10 лет организует Игры «Спартиан-ская семья». В них принимают участие «спартианские семьи». Каждая из них включает в себя взрослых, их детей и детей-сирот. В проведении Игр оказывают помощь волонтеры – инструктора по спартианской технологии, которые подготовлены на базе Центра социальной помощи семье и детям «Зеленоград». Игры «Спартианская семья» сначала проводятся в административных округах г. Москвы, а лучшие команды участвуют в финале. В последние годы в этих Играх принимает участие около 100 команд. В Спартианских играх участвуют также студенты вузов (РГУФКСиТ, МГИМО (У) МИД РФ, МТУСИ и др.), а также учащиеся колледжей: спортивно-педагогического, сферы услуг № 29, технологического, технического, педагогического и др.

Проведена презентация Спартианских игр в других странах.

  • В Болгарии (в гг. Киттен, Бургас и Несебер) – при содействии Министерства обра-зования РФ и Болгарии. Презентацию проводили две группы. 1-я группа (в период с 12 по 26 июля 2004 г.) – студенты РГУФК и школьники г. Москвы). 2-я группа (в период с 26 июля по 8 августа 2004 г.) – сотрудники и воспитанники МОУ Детский Дом г. Железногорск Красноярского края.
  • В г. Севастополь (Украина) – совместно с Московским Молодежным клубом ЮНЕСКО «Единство». В Спартианских играх (28 июня – 6 июля 2004 г.) принимали уча-стие 250 детей, молодежи и взрослых из Москвы и Украины, из которых образовано 11 команд: 7 (Москва), 1(Железногорск) и 3 (Украина).
  • В Болгарии (29 авг.–12 сент. 2005 г.) на базе Детского оздоровительного комплекса «Крайморие». В презентации участвовали студенты и преподаватели РГУФК, а также школьники Москвы и Железногорска.
  • В Греции на Международном фестивале «О, спорт – ты мир! Россия–Эллада: навстречу друг другу на пути к культуре мира!» (19 июля – 2 авг. 2005 г., остров Евиа, Греция). Презентацию проводила группа (20 чел.) учащихся парикмахерского колледжа г.Москвы.
  •  В Венгрии (20-23 июля 2005 г., в молодежном лагере г. Хайдусобосло) – для моло-дежи в возрасте 14-20 лет; участники – 45 чел. из различных городов РФ (Москва, Сургут, Новокузнецк, Солнечногорск, Чита, Омск). Организаторы игр – Л.Л. Довгань и студенты-волонтеры (5 чел.) – выпускники педагогического колледжа, МГСУ и МГОУ.

В различных городах и регионах (например, в Саратове, Смоленске, Хакасиии и др.) создаются также Спартианские клубы и школы.

В настоящее время спартианские формы и методы широко используются в системе воспитания, целостного развития личности и организации досуга детей, подростков, а также других групп населения в 20 регионах нашей страны. Наиболее активная и разнообразная работа в этом плане помимо Москвы проводится в Республике Башкортостан, Краснодарском и Красноярском краях, Кемеровской, Курской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Смоленской, Томской, Тюменской и Ульяновской областях, республике Саха (Якутия) и др.

Более чем 20-летний опыт реализации проекта, спартианских форм и методов доказывает их высокую эффективность, социально-культурную и воспитательную значимость.

Важнейшее значение спартианских форм и методов состоит в том, что на основе включения детей и молодежи в специально организованные игры, соревнования, конкурсы, а затем в деятельность спартианских клубов, школ, игротек, спартианского движения, эти формы и методы постепенно создают педагогически организуемую развивающую среду, которая не только побуждает личность к самосовершенствованию, самоактуализации на основе гармоничного и разностороннего развития, но и создает все условия для этого, обеспечивает помощь со стороны специалистов, т.е. оказывает целостное гуманистическое воздействие на индивида при самом активном его участии в собственном совершенствовании.

Результатом такого взаимодействия специально организованной среды и активности самого индивида является формирование личности, для которой характерны спартианская культура и спартианский образ (стиль) жизни: включенность в процесс постоянного самопреодоления, самоактуализации, целостного (гармоничного и разносторонне-го) развития личности, творческих способностей; достижения в различных сферах творческой деятельности; культура соперничества и ярко выраженное стремление к сотрудничеству; любовь к Родине, терпимость к представителям различных наций, культур и т.п.

Спартианские формы и методы получили позитивную оценку со стороны Минобрнауки России, Росспорта России, Олимпийского комитета России, ОГ ФСО «Юность России», других государственных и общественных организаций.

В 1997 г. Государственный комитет по делам молодежи присудил спартианской программе воспитания и организации досуга молодежи первое место в конкурсе инновационных программ работы с молодежью.

Спартианская программа оздоровления, рекреации и целостного развития личности выиграла открытый конкурс инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий для внедрения в образовательных учреждениях г. Москвы, проведенный в 2002 г. Госкомспортом России в плане реализации федеральной целевой программы «Молодежь России (2001–2005 гг.)» и ее подпрограммы «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в РФ (2002–2005 гг.)».

В 2003 г. автор проекта «СПАРТ» отмечен высшей наградой Российского движения Фэйр Плэй, а в 2008 г. – наградой Международного комитета Фэйр Плэй.

В 2006 г. Центр развития спартианской культуры по заказу Федерального агентства по образованию провел НИР по проекту «Разработка и апробация моделей оптимизации нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений за счет повышения вариативности образования на основе возможностей дополнительного образования детей и подростков» (в соответствии с Государственным контрактом № П4999 от 14 ноября 2006 г.). По результатам НИР Федеральным агентством по образованию рекомендовано внедрение спартианской программы оздоровления, рекреации и целостного развития личности в учреждения дополнительного образования.

В 2011 году городские Спартианские игры «Спартианская семья» включены в план совместных мероприятий ЮНИСЕФ и Правительства Москвы по улучшению положения детей в городе Москве (п. 4.17).

Спартианские формы и методы нашли положительный отклик в средствах массовой информации – на телевидении, в газетах «Учительская газета», «Медицинская газета», «Советский спорт», «Русский инвалид», в журналах «Физкультура в школе», «Теория и практика физической культуры», «Физическая культура», «Физическая реабилитация детей, взрослых и инвалидов» и др.

Комплекс основных мероприятий по внедрению в г. Москве спартианской социально-воспитательной технологии в систему социально-педагогической деятельности с детьми, подростками и семьями по месту жительства:

1. Организация и проведение спартианских акций и мероприятий

  • организация Спартианских игр и подготовки к ним, а также создание спартианских клубов, школ, игротек, игровых оздоровительно-воспитательных лагерей;
  • подготовка спартианского актива для активного участия в организации и проведении всех этих мероприятий;
  • ежегодное проведение конкурса на лучшую организацию социально-педагогической деятельности с детьми, подростками и семьями по месту жительства на основе спартианской социально-воспитательной технологии.

Для реализации этих акций и мероприятий целесообразно создание нескольких экспериментальных площадок, а затем – в случае позитивных результатов – внедрение их в более широком масштабе.

2. Подготовка и переподготовка специалистов

Для использования спартианской социально-воспитательной технологии
в системе социально-педагогической деятельности с детьми, подростками
и семьями по месту жительства:

  • проведение методических совещаний и семинаров для специалистов по организации социально-педагогической деятельности с детьми, подростками и семьями по месту жительства для разъяснения и пропаганды спартианской технологии и обмена опытом ее практической реализации;
  • повышение квалификации этих специалистов на базе ИПК Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма.


3. Научно-методическая работа

  • изучение, обобщение и критическое осмысление опыта организации и проведения Спартианских игр, создания и организации деятельности спартианских клубов, школ, игротек и т.д. с целью уточнения, дополнения, совершенствования программ этих Игр, деятельности Клубов и т.д. и их внедрения в Москве в систему социально-педагогической деятельности с детьми, подростками и семьями по месту жительства;
  • экспериментальная проверка новых программ Спартианских игр и деятельности спартианских клубов, школ, игротек, игровых оздоровительно-воспитательных лагерей;
  • подготовка и издание методических пособий, рекомендаций по использованию спартианских форм и методов в системе социально-педагогической деятельности с деть-ми, подростками и семьями по месту жительства;
  • разработка учебных программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов и т.д.;
  • создание в Интернете специального сайта для пропаганды спартианской социально-воспитательной технологии, обмена опытом и методической помощи в ее реализации.


4. Мониторинг реализации спартианской социально-воспитательной технологии
Указанные направления работы предусматривают диагностику (предварительную – до начала реализации программы – и после ее завершения) уровня мотивации (интересов, потребностей, ценностных ориентаций), развития личностных качеств и способностей, а также реального поведения, образа (стиля) жизни детей, подростков и семей.

Ожидаемые результаты от внедрения в практику спартианской социально-воспитательной технологии

  • повышение в глазах детей, подростков, их родителей привлекательности, значимости, престижа целостного (гармоничного и разностороннего) развития личности, уровня мотивации на такое развитие и достижения в нравственном, культурном, научном, интеллектуальном и физическом развитии;
  • повышение их социальной активности, ориентации на самосовершенствование, саморазвитие, творческой самореализации, участия в художественной, физкультурно-спортивной, научной и другой творческой деятельности;
  • формирование и повышение у детей, подростков, их родителей чувства патриотизма, любви к Родине, а также их приобщение к ценностям культуры мира;
  • снижение уровня девиантного, асоциального поведения детей и подростков;
  • социальная реабилитация и интеграция, преодоление социального отчуждения лиц с ограниченными возможностями (инвалидов);
  • содержательный, активный, увлекательный, творческий досуг детей, подростков, их родителей, адекватный целям гуманистической социализации, нравственного, культурного, научного, интеллектуального и физического развития.


Критерии оценки эффективности внедрения в практику спартианской социально-воспитательной технологии:

Выявляемые на основе мониторинга, психологической диагностики, социологических опросов детей, подростков, их родителей показатели:

  • ориентации на духовно-нравственные и эстетические ценности;
  • ориентации на самосовершенствование, саморазвитие;
  • ориентации на здоровый образ жизни, физическую и спортивную культуру;
  • культуры соперничества и ориентации на сотрудничество как важных аспектов духовно-нравственной культуры личности;
  • интереса к национальным видам спорта, народным играм и развлечениям, национальным и народным культурным традициям, видам искусства;
  • ориентации на ценности культуры мира;
  • уровня целостного (гармоничного и разностороннего) развития личности и, в первую очередь, духовно-нравственного развития;
  •  уровня развития творческих способностей;
  • социальной активности, участия и достижений в различных формах творческой деятельности;
  • уровня физической подготовленности, физического здоровья, здорового образа жизни;
  •  уровня девиантного, асоциального поведения;
  • социальной реабилитации и интеграции, преодоление социального отчуждения лиц с ограниченными возможностями (инвалидов).


Научно-методическое обеспечение спартианской социально-воспитательной технологии АНО «Центр развития спартианской культуры» располагает комплексом опубликованных методических пособий, а также видеофильмов для разъяснения и рекламы спартианской технологии. Ниже приводятся некоторые из них.

Методические пособия:

1. Столяров В.И. Проект «СпАрт»: Духовность. Спорт. Искусство (основные идеи и первые итоги реа-лизации в России) / Методич. материалы для работников сферы физической культуры и спорта и организа-торов досуга. М., РГАФК, Гуманитарный Центр «СпАрт», 1994. – 99 с.
2. Столяров В.И. Спартианские игры и клубы в системе воспитания, образования и организации досу-га школьников // Спорт в школе. – 1997. №№ 33 и 34.
3. Столяров В.И. Спартианские игры и клубы в системе организации досуга, образования и воспита-ния детей и молодежи. М.: РГАФК, 1997. – 141 с.
4. Столяров В.И. Олимпийское образование и спартианская система воспитания // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. шестой. Спорт и олимпизм в современной системе образования: Сб. – М.: Гумани-тарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. – С. 71–233.
5. Столяров В.И. Инновационная спартианская технология духовного и физического оздоровления де-тей и молодежи: Рекомендована Гос. комитетом РФ по физ. культуре и спорту как пособие для специалистов в области физ. воспитания, спорта, культуры, организации досуга. М.: АНО «Центр развития спартианской культуры», 2003. – 335 с.
6. Столяров В.И. Спартианское движение и спартианская технология оздоровления, воспитания и ор-ганизации досуга детей и молодежи // Спартианская библиотека. Вып. 1. Спартианское движение – детище России и международное достояние. М.: АНО «Центр развития спартианской культуры», 2005. – С. 5-128.
7. Столяров В.И. Стань спартианцем – участником нового движения «СПАРТ» (новая социальная раз-влекательно-игровая программа). М.: АНО «Центр развития спартианской культуры», 2005. – 50 с.
8. Столяров В. И. Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности: Пособие для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи. М.: АНО «Центр развития спартианской культуры», 2006. – 247 с.
9. Столяров В.И. Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи: пособие для педагогов и организаторов досуга детей и молодежи. – М., 2008. – 231 с.
10. Столяров В.И. Спартианская педагогическая технология интегративного подхода к организации физкультурно-спортивной работы в школе // Столяров В.И., Бальсевич В.К., Моченов В.П., Лубышева Л.И. Модернизация физического воспитания в общеобразовательной школе. – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры», 2009. – С. 126–183.
11. Столяров В.И., Аллакаева Л.М. Спартианская модель школьного спорта: Методическое пособие. – Уфа, 2001. – 80 с.
12. Столяров В.И., Вишневский В.И. Модели организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, интегрирующих учебную деятельность и дополнительное образование: Методические рекомендации. М.: Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, АНО «Центр раз-вития спартианской культуры», 2007. – 272 с.
13. Столяров В.И., Вишневский В.И. Система массовых спортивных соревнований школьников («Ко-манда-класс») по игровым видам спорта: Научно-методические рекомендации. – М.: АНО «Учебный Центр информационных и образовательных технологий», 2009. – 131 с.
14. Столяров В.И., Стопникова Е.В. Программы и проекты Спартианских игр, клубов, школ, игротек, оздоровительных лагерей (1991–2008): Методическое пособие (серия «Библиотека Спартианского Гуманистического Центра». Вып. 3). – М., 2008. Ч. 1. – 174 с.; Ч. 2. – 163 с.
15. Столяров В.И., Фирсин С.А. Спартианские игры в гуманистической системе воспитания и организации досуга студентов: Пособие для педагогов и организаторов досуга студенческой молодежи. – Сара-тов: ООО Издательский центр «Наука», 2011. – 176 с.

Видеофильмы:

• хроникальные записи Спартианских игр (с 1991 по 2012 гг.);
• методический видеофильм «Стань спартианцем»
• видеофильмы о летних Спартианских лагерях
• видеофильмы о семинарах по обсуждению спартианской программы
• презентации деятельности спартианских клубов и др.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?