Опыт реализации проектной технологии в начальной школе


Одна из технологий, которую я использую — проектная технология — это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков. Использование этой технологии в начальной школе имеет свою специфику. Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них — исходи из ребенка. Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок — тем проще проект.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения.

Какие задачи воспитания и социализации решаются в процессе формирования проектной деятельности младших школьников?

Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка. Социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью общества.

Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний, у детей формируются навыки социального поведения и интереса к другому, как источнику познания.

Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе могут быть успешно реализованы:

I. Творческие проекты. Продуктом которых будут являться: выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки.

II. Исследовательские проекты (4 класс) – по структуре напоминающие подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, статьи в классной газете.

Я хочу вам рассказать как у нас проходила работа над проектом «КТО НАС ЗАЩИЩАЕТ».

Предмет, класс:

Окружающий мир, 3 класс.

Краткая аннотация проекта:

В жизни каждого человека случается немало радостных событий. Но, к сожалению, порой бывает и так, что нам необходима чья-то помощь и защита. Находясь дома или в школе, мы знаем, к кому обратиться в трудную минуту, - это наши родители, учителя, друзья. Но, оказавшись один на один с огромным городом, посёлком, никто не застрахован от различных опасностей. Угрозы могут подстерегать повсюду - в общественном транспорте, кино, театре, просто на улице. Преступники любыми способами пытаются нарушить покой в нашей жизни. На чью помощь мы можем рассчитывать в таком случае? Учащимся предстоит ответить на этот вопрос, который обеспечивает «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего.

Планируемые результаты обучения:

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
  • личностные
  1. воспитание чувства гордости за свою Родину;
  2. освоение доступных способов изучения материала (интервью, наблюдение, запись, получение информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  3. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  4. формирование мотивации к творческому труду, работе на результат;
  5. активное освоение различных способов познания окружающего;
  • метапредметные
  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • предметные
  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье;
  3. умение находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС.

Основополагающий вопрос:

Благодаря кому мы можем жить и работать спокойно?

  • Какие специальные службы защиты населения были созданы для обеспечения безопасности повседневной жизни?
  • Проблемные вопросы:
  • Какие специальные службы защиты населения были созданы для обеспечения безопасности повседневной жизни?
  • Есть ли примеры воинской славы в вашей семье?
  • Какие праздники, славящие наших защитников, наше Отечество, мы чтим?

Подтемы проекта:

  • «Виды и рода войск в Вооружённых Силах России»
  • «Воинские звания военнослужащих, погоны»
  • «Военные корабли и самолёты»
  • «История и деятельность полиции»
  • «История и деятельность пожарной охраны»


Учебные вопросы:

1. Узнать о нашей армии.

  • Какие виды и рода войск есть сегодня в Вооружённых Силах России?
  • Какие воинские звания носят наши военнослужащие и как это узнать по их погонам?
  • Чем замечательны военные корабли и самолёты России?

2. Узнать о полиции.

  • Каковы основные виды деятельности полиции?
  • Каким вы хотели бы видеть сотрудника полиции?

3. Узнать о службе пожарной охраны.

  • Зачем нужна пожарная охрана?
  • Когда и как появилась пожарная охрана?
  •  Как выглядит современный пожарный?

План-памятка:

Название проекта. Какова его идея? (я хотел узнать…)
План работы над проектом (что решил сделать, к кому обратиться, где прочитать, что посмотреть, куда сходить?)
Что нового узнал и чему научился при выполнении проекта?
Кто и как помогал в осуществлении проекта
Получилось ли все, что задумал.
Нужно ли улучшить проект и как.

Мы с ребятами провели анализ результатов работ участников проекта. К качеству оформления работ мы подошли дифференцированно. Если мы видели, что ученик сам написал работу, при защите показал свою увлеченность подтемой, то несмотря на погрешности в оформлении ставили высшую оценку.

Хочу заметить, что при работе над проектами я столкнулась с некоторыми проблемами, над решением которых работаю, и это для меня мой личный исследовательский проект. Вот некоторые проблемы:

  • Тематика проектов, предложенная авторами комплекта «Школа России», интересна, разнообразна. Но, на мой взгляд, перегружена. Например, по каждому предмету предложено по 6 проектов в год. Скажу честно, далеко не все проекты по данным темам заинтересовали детей и меня, да и слишком велико их количество. Я считаю не совсем реальным и полезным использование такого количества проектов. Также смущает и то, что в одну четверть детям предлагают заниматься несколькими проектами разной тематики. Думаю, что в будущем буду предлагать школьникам одну многоаспектную тему, взятую на одну четверть.
  • Вторая проблема, с которой я столкнулась — это погружение в тему проекта. Ведь от того, как это пройдет, зависит половина дела. Важно, чтобы это было максимально интересно, неожиданно, а тематика должна быть разнообразной, актуальной и интересной детям.
  • Конечно, при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо подключение родителей к детскому проектированию. Основная цель данного привлечения – сотрудничество, содействие, партнерство с собственным ребенком. Вы спросите ну и какая же здесь проблема? Далеко не все родители представляют, что такое проект, что должно получиться в результате проекта у ребенка, как правильно помочь сыну или дочке в реализации проекта. Многие решают, что нужно сделать доклад, скопировав информацию из Интернета, в лучшем случае, заучив наизусть материал. Я на родительском собрании «Формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения» объясняла сущность проектного метода, попыталась раскрыть формы участия родителей в этой деятельности. А для того, чтобы как можно больше родителей поняли, как надо работать над проектами и как правильно помогать детям, планирую провести совместные с родителями классные часы, где в конце четверти мы бы подводили итого успеваемости и демонстрировали защиту лучших проектов.


И в заключение хочу отметить, что проектная деятельность обогащает не только школьников, но и педагогов, ведь совместная подготовка проектов позволяет почувствовать истинную общность, партнерство с учениками, пережить творческий подъем, подняться на новую ступень.

Комар Галина Александровна, 
учитель начальных классов 
МБОУ СОШ №1,
г. Лосино-Петровский


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: