Воспитание гражданина

laangel@list.ru
Смена ценностей подрастающего поколения, нежелание и неумение вести диалог двух или нескольких культур с акцентом на Российскую действительность побудило обратить внимание на нравственные и патриотические вопросы воспитания детей в комплексе: на уроках английского языка, во внеклассной деятельности и в классном руководстве. Только в аспекте подобного рассмотрения можно поставить задачи и получить определённые результаты в области патриотического воспитания.

Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Обобщение педагогического опыта Баклановой Любови Александровны,
учителя английского языка высшей категории (стаж работы 30 лет), практического психолога (стаж работы 21 год), МОУ «СОШ № 65 с углублённым изучением английского языка», город Пермь


Свою педагогическую задачу я вижу в воспитании патриота России, «ориентированного на приоритет национальных российских ценностей при уважении к ценностям других культур; стремящегося в разумных пределах сочетать личные интересы с интересами общества, государства и других людей; способного правильно выбирать жизненные цели» (Н.Д. Никандров). Моя миссия – воспитание учащихся в интернациональном духе, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих терпимость, уважительное отношение к языку, традициям и культуре других народов.

Воспитание гражданского самосознания является сердцевиной воспитательной системы школы. Содержание этого процесса - совместная деятельность взрослых и детей по изменению условий жизни, когда происходит историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

В наши дни Россия переживает духовный кризис, который выражается в «угасании» патриотических чувств, смене нравственных ценностей. Недостаточно значимы стали традиции и обычаи семьи. Современные дети испытывают большое влияние средств массовой информации, Интернета. Но не только музыка и шоу программы должны интересовать наших детей. Такие темы как патриотизм, любовь к родине, уважение к семейным традициям, к своей и другим культурам должны обсуждаться и в семье, и в школе. Это побудило меня задать себе вопрос: «Как помочь ребёнку самоидентифицироваться и уважительно относится к родной и другим культурам?»

Необходимо было разработать систему урочной и внеурочной деятельности: определить цели и задачи, содержание (усиление гражданско-патриотического компонента), методы, приёмы, способы деятельности, которые должны приводить к планируемому результату - воспитанию гражданина, любящего свою Родину и достойно представляющего родную культуру.

В диалоге культур важную роль играет знание иностранного языка, которое позволяет взаимодействовать с представителями другой культуры на более качественном уровне. Мои ученики должны достичь функциональной грамотности во владении иностранным языком (ИЯ) - уровня В2-С1. Для этого я создаю условия на уроке и во внеурочной деятельности для максимального развития коммуникативных способностей обучающихся, психологической и лингвистической готовности к общению на ИЯ. Знания, полученные мною во время курсовой подготовки, помогают мне при достижении поставленных целей.

Главным в своей педагогической деятельности я считаю не только обучение, но и воспитание гражданина своей Родины, способного вести успешный диалог с представителями других культур.
Эту цель я реализую через решение следующих задач:
  • воспитывать патриота своей семьи, школы, города, страны;
  • формировать мотивацию к изучению английского языка как средства общения с представителями другой культуры;
  • развивать коммуникативную компетенцию.
Свой опыт педагогической деятельности по теме «Воспитание гражданина на уроках английского языка, во внеурочной деятельности и классном руководстве» я обобщила на городских и районных научно-практических конференциях, на заседаниях городской проблемной группы по классному руководству. Я учу детей занимать и отстаивать гражданскую позицию, стараюсь пробудить в детях неравнодушие, соучастие и сопереживание, способствую развитию эмпатии.

Дети не готовятся к будущей жизни, а живут «здесь и сейчас». Важно создать условия, при которых они смогут проявить себя, сделать осознанный выбор, научиться взаимодействовать в социуме, имея свою позицию. Поэтому я личным примером показываю, как можно выразить свою позицию. Я откликнулась на трагические события в стране и мире. Моя работа «Нет терроризму! Ключи к социальному обществу» была представлена на конкурс телекоммуникационных проектов «Личность и общество в России» и размещена на сайте школы. Она вызвала волну поддержки, которая вылилась в акцию газеты Кировского района «Время Закамское». Газета опубликовала статьи, составленные на основе сочинений моих учащихся из разных классов. Моя победа в городском конкурсе «Династии в образовании» в номинации «Из века в век» показала ученикам, что нужно знать свои корни. Мои ученики также проявили интерес к своим родословным и подготовили материалы к научно-практической конференции.

Мой опыт педагогической деятельности показывает, что изучаемая на уроках тема интересна в том случае, если она имеет личностный смысл для ребёнка и социально-практическое значение. Организую работу на уроке так, чтобы учащиеся «пропустили каждую тему через себя», структурируя содержание с акцентом на российскую действительность, активизирую чувства и эмоции, чтобы материал остался в памяти и стал жизненным опытом ученика.

Решая задачи формирования поликультурной личности, ее гражданской позиции, пробуждения интереса к российской и европейской культуре, гордости за свою страну я использую современные образовательные технологии: проектную, технологию «Развитие критического мышления через письмо», дистанционные образовательные технологии. В проектной деятельности я использую метод обучения в сотрудничестве, который предполагает парную и командную работу. Я нахожу ей применение в классах, где много детей - лидеров с холерическими проявлениями характера. Условия сотрудничества ставят их в новые рамки взаимоотношений.

При использовании приемов и методов данной технологии, идет развитие речемыслительной деятельности учащихся. Постановка конкретной проблемы даёт возможность высказать и отстоять свою точку зрения на письме, аргументируя, сравнивая и сопоставляя. Также учащиеся выражают свои чувства и переживания к происходящим в мире событиям, пишут об этом письма на языке. Для того чтобы их письма могли прочесть люди, которым они адресованы (родственникам погибших в авиакатастрофе и в «Хромой лошади»). Результатом является сборник писем и эссе учащихся за много лет.

Каждая тема базового курса заканчивается проектом. Традиционно совместный проект разрабатывают и реализуют ученики разных классов. Например, при изучении темы «Страны изучаемого языка. Символика» ученики 6 класса вместе с учениками-волонтёрами из 9 класса, которые побывали в Англии или Америке, выполняют совместный проект-презентацию с фото- и видеоматериалами. С 2005 года я являюсь координатором социокультурной практики учащихся в Лондоне (London Сity Business School и Westminster University. Ежегодно участники практики представляют свои отчеты-презентации в школе № 65 и гимназии № 31.

Такое общение учащихся разного возраста, разных учебных заведений служит передаче и приобретению социокультурного опыта, мотивирует младших школьников на изучение английского языка, для того, чтобы использовать язык в реальных ситуациях общения при посещении англоязычных стран. В такой деятельности я вижу не только развитие коммуникативной компетенции учащихся, но и развитие умений толерантного взаимодействия учащихся между собой, умений уважать культуру других народов, достойно представлять свою культуру в диалоге культур.

Тематика школьных проектов разнообразна: «Интересные люди моего района», «Традиции моей семьи», «Моя родина - Уральские горы», «Мои соседи по Уралу», «Интернациональная Россия».

Положительными результатами проектной деятельности я считаю:
  • расширение тематики проектов;
  • увеличение количества социальных проектов;
  • увеличение количества проектов с применением ИКТ;
  • увеличение количества учеников, участвующих в различных конкурсах;
  • повышение коммуникативной иноязычной компетентности.
Таким образом, в ходе проектной деятельности учащиеся получают возможность участия в совместном планировании деятельности, прогнозировании её результатов. Это способствует развитию коммуникативных и организационных умений учащихся, умению работать в разновозрастной команде. Возможность осуществлять творческую, поисковую, исследовательскую деятельность при работе с иноязычными текстами способствует развитию интеллектуальных возможностей, формированию навыков работы с информацией с применением ИКТ. Использование ИКТ даёт возможность поддерживать интерес учащихся, мотивировать их на совместную работу, так как визуализация материала, непосредственная работа, выполняемая на компьютере или интерактивной доске, позволяет активизировать деятельность учащихся.

В своей деятельности я успешно использую учебные Интернет-программы, они позволяют совершенствовать навыки учащихся по всем видам речевой деятельности. Я выступаю в роли тьютора сетевой дистантной образовательной программы Британского издательства OUP Oxford "HOT TIPS”, http://www.oup.co.uk информирую учителей методического объединения школы и учащихся 6-11 классов обо всех новых публикациях и новинках сайта BBC Learning English (БИ БИ СИ Обучение английскому) http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/

Для повышения качества знаний необходимо, чтобы все участники образовательного процесса - родители и учащиеся - чувствовали ответственность за образование. Для этого, встречаясь в начале года с родителями и учениками, в процессе совместного целеполагания, мы планируем конечный предполагаемый результат: чему научатся дети, какие приращения произойдут в развитии личности ребенка и какими методами это будет достигнуто, а самое главное, как научить ребенка учиться в течение всей жизни. Я считаю, что родители – партнёры процесса образования: совместно с педагогом они создают условия ребенку для осознанного выбора дальнейшей образовательной траектории. Для стимулирования повышения индивидуального результата учащегося мы составляем рейтинг успеваемости, вместе с детьми обсуждаем проблемы, возникающие в процессе овладения иностранным языком, и совместно разрабатываем способы их решения. Таким образом формируется гражданская позиция учащегося, когда он делает осознанный выбор способов и средств достижения образовательного результата.

Мною ведётся диагностика уровня обученности каждого ученика в течение 5 лет. Для этого я применяю разработанный мною пакет текущего, промежуточного и итогового контроля (по всем видам речевой деятельности) для учащихся начального, среднего и старшего звена, который содержит тесты, контрольные работы. Результаты каждого учащегося отражены в бланках мониторинга. Мониторинг позволяет довести до каждого ученика понимание необходимости постоянного самосовершенствования. В качестве примера в Показателях критериев представлен бланк мониторинга, в котором отражена динамика индивидуальных учебных показателей учащихся на протяжении 3-х лет по одному из видов речевой деятельности – говорению (диалог, монолог). Результаты мониторинга дают возможность анализа учебных достижений и рекомендаций для каждого ученика.

Знания, полученные на курсах повышения квалификации «Проект концепции долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы», помогают мне в работе по совместному с учащимся планированию достижений каждого ученика. Результатом такого взаимодействия является стабильное повышение качества знаний учащихся и развитие ответственности детей за свой образовательный результат.

Я разработала и применяю контрольно–измерительные материалы (тесты, контрольные, самостоятельные работы, задания для творческих работ) для измерения уровня сформированности умений по видам речевой деятельности; в том числе, материалы для компьютерного тестирования. В целях оптимизации образовательного процесса такой вид контроля очень удобен. Это даёт возможность оценить знания учащихся и сразу получить результат. Каждый год происходит пополнение материалов.

Продемонстрировать иноязычную коммуникативную компетентность учащиеся могут, принимая участие в олимпиадах, успешное выступление мотивирует их на дальнейшую работу над языком. Мои ученики принимают участие во Всероссийской олимпиаде по английскому языку; в региональной Оксфордской олимпиаде (учебный центр "Welcome”); в Международном игровом конкурсе «Английский Бульдог» ( ЦОК «British Bulldog» ООО «Центр продуктивного обучения» г.Санкт-Петербург); Дистанционном конкурсе «Чеширский кот» (Центр дистанционного образования «Эйдос», г.Москва); Международной олимпиаде по основам наук (представительство Чехии в г. Екатеринбурге); Олимпиаде «Олимпус» (ООО «ИРШО» г. Калининград). Выполнение заданий олимпиад способствует развитию мотивации на дальнейшее изучение иностранного языка, своей и иноязычной культуры. Задания олимпиад предполагают не только наличие знаний, но и нацелены на развитие мышления, умение предъявлять и защищать свое мнение, свою гражданскую позицию, поэтому я заинтересована в том, чтобы мои ученики принимали активное участие в олимпиадах различного уровня.
Для повышения языковой компетенции во внеурочное время поддерживаю интерес к предмету через разнообразные мероприятия: инсценировка сказки, литературного произведения; конкурс эссе, переводов, конкурс газет, конкурс чтецов на английском языке, концерты для родителей.

Умение презентовать свое творчество, проявить себя в том виде творчества, который тебя интересует – важный показатель успешности ученика. Учителю нужно увидеть этот интерес в ученике и помочь ему проявить себя. А родителям важно увидеть успешность своего ребенка.

Систематическая работа по развитию мотивации к изучению английского языка привела к тому, что в 2010 году четверо моих учащихся успешно справились со сдачей международного экзамена IELTS при ПГНИУ.

Активно участвуя в экспериментальной работе школы по реализации муниципальной модели профильного обучения, я разработала авторские элективные курсы и программы спецкурсов по английскому языку (уровень «С») для школы с углублённым изучением английского языка. (Уровень А - базовый, уровень В - профильный, Уровень С - углублённый). Программы курсов имеют рецензии и успешно используются коллегами из школ района.

Разработанная и апробированная мною авторская программа «Моя родина здесь!» для учащихся 1-11 классов способствует формированию и развитию умений представления культуры малой родины. В Программе глубже раскрыты имеющиеся в учебном плане темы о России, предусмотрены темы о Кировском районе города Перми (представлено 38 лексических тем).

Для роста мотивации к предмету в ходе урока решаю психологические и социальные задачи, считаю коммуникацию на языке состоявшейся, если снято чувство страха использования иностранного языка, и когда ученик больше думает над тем, что сказать, а не как это выразить, поэтому на моих уроках царит доброжелательная атмосфера, которая способствует раскрепощению детей.

Для развития умения рассуждать я применяю технологию критического мышления через письмо, использую форму эссе. За долгую педагогическую практику у меня появился сборник работ учащихся – эссе на различные темы. Радует, что учащиеся умеют обосновать свою гражданскую позицию, чувствуют ответственность за своё образование, умеют выразить сочувствие, благодарность другим людям, готовы прийти на помощь. Моя методика работы по написанию эссе заинтересовала партнёров из Америки в рамках культурно – образовательного обмена с Хоутон Колледж (Houghton College). Я была приглашена работать со студентами колледжа, преподавать в течение семестра 2009-2010 года методику написания эссе.

Очень эффективным стал Международный проект «Креативное письмо» совместно со школой в Фармвилле, штат Вирджиния, США (Farmville, state Virginia, the USA), целью которого является обучение ведению личной переписки по европейским стандартам. Два года мы с учениками 8-9 классов принимали участие в международном проекте «Международный урок Пермь (Россия) – Farmville (США)». Проект продемонстрировал высокий культурно-языковой интерес обеих сторон. Учащиеся проявили себя настоящими патриотами, с гордостью говорили с американскими сверстниками о своей школе, Кировском районе города Перми, Пермском крае.

Мои ученики принимают активное участие в Неделе иностранного языка в школе: оформление газет, литературные переводы, участие в концертах и викторинах по странам изучаемого языка, Светских балах предусматривает демонстрацию языкового уровня и способствует росту мотивации к изучению английского языка.

Таким образом, создаваемые условия способствуют достижению функциональной грамотности в овладении иностранным языком, наблюдается устойчивая позитивная динамика достижений в урочной и внеурочной деятельности обучающихся за последние три года. Всё большее количество детей проявляет интерес к изучению английского языка и посещает заочные школы «English Plus», «Britanica». Наблюдается рост мотивации к изучению предмета путем создания условий для учебного сотрудничества, увеличивается количество учеников, выбирающих экзамен по английскому языку в форме ЕГЭ, а также международный экзамен IELTS.

Я уверена, что в обучении и воспитании подрастающего поколения важно уделять внимание семейным духовным ценностям, традициям школы, изучению особенностей своей малой родины.

Воспитывать патриотизм нужно через любовь к своей семье, школе, городу. Как классный руководитель веду цикл классных часов на тему «Моя семья замечательна тем, что…». Положительным результатом является желание детей рассказать о родителях, родственниках, семейном древе, проиллюстрировать традиции и увлечения семьи. Ученики вместе с родителями включились в проектную деятельность. Результатом стало создание презентаций - виртуального фотоальбома «Профессии в моей семье». Как продолжение появился семейный Проект «Традиции моей семьи. Профессии семьи. Хобби. Фирменное блюдо», который диагностировал профессиональную ориентацию каждого ученика и раскрыл богатство традиций каждой семьи. Совместная деятельность детей и родителей вызывает у детей чувство гордости, сопричастности и желание продолжить дело родителей, таким образом вырабатывается умение сделать выбор своей будущей профессии, желание быть нужным людям. А это - гражданская позиция.

Метод проектов, метод обучения в сотрудничестве использую в классном руководстве. На классных мероприятиях мы обсуждаем наши проблемы, планируем деятельность и результаты. Для достижения 100% посещения классных встреч опираюсь на разработанный совместно с детьми Кодекс класса, который предусматривает:
  • уважение друг к другу;
  • уважение к времени, своему и времени других;
  • выполнение правил групповой или парной работы;
  • желание учащихся «спешить делать добро».
Совместная деятельность на мероприятиях класса накладывает ответственность за себя и за других, приобретается драгоценный индивидуальный социальный опыт толерантного поведения в классе, школе. Активное участие в жизни коллектива раскрывает границы творчества, рождаются идеи новых проектов, таких, как: школьный проект «Не забывайте учителей», благодаря этому проекту ребята класса имеют возможность поддерживать тёплые отношения с учителем-ветераном Колузаевой Валентиной Тимофеевной; проект класса «Добрый человек» позволяет каждому проявить свою толерантность. Акция «Чистый город», начавшаяся в городе и районе несколько лет назад продолжается до сих пор. Дети с желанием прибирают территорию школы, а также берег реки Кама.

Я разработала программу клуба «Корни». Первыми проектами родителей и детей стали проекты «Семейное древо», «Самая старая фотография семьи». Сейчас члены клуба ведут поисковую деятельность, работают совместно с учителями - ветеранами школы. Применяя метод обучения в сотрудничестве, я развиваю умение работать в команде, воспитываю толерантность и ответственность не только за себя, но и за всю команду. Умение держать слово, поддержать другого ученика даёт возможность самоутвердиться в группе и классе.

Как результат постоянной работы, направленной на создание комфортного микроклимата для учёбы и общения, для развития лидерских и организаторских качеств учащихся, а также в результате совместной деятельности всех участников образовательного процесса - в классах, где я была классным руководителем, 100% успеваемость, 2 золотых, 4 серебряных медалиста, много участников региональных олимпиад по различным предметам.

Трижды в год провожу психологическую диагностику и коррекционную работу - СПТ (социально-психологические тренинги). На данный момент, по результатам тестирования уровня адаптации детей и социометрического обследования, микроклимат в классе благоприятный, что создаёт условия для успешного обучения и общения. Администрация школы и учителя отмечают, что в классе царит дух взаимовыручки и поддержки. Творчество и «фонтан» идей не даёт коллективу стоять на месте. Через приём общения «Тёплые письма» происходит эмоциональное сближение, разрешение скрытых конфликтов, устанавливаются доверительные отношения.

Большую помощь в сплочении коллектива класса оказывают родители. Сделав четыре выпуска, отмечаю, что только в тесном союзе с родительским коллективом можно достичь намеченных целей при условии выработки единых требований ибо родители являются партнёрами в процессе обучения и воспитания детей. Главное в этой деятельности – вера в их компетентность и доверие в совместной работе, тогда проявляются творческие способности родителей класса при реализации общих целей.
 
В работе с родителями также использую нетрадиционные формы, такие как тренинговые упражнения «Воспитывать - значит сотрудничать», «Общее семейное дело», «Позитив с утра», «Ситуация дискомфорта – путь к успеху!», которые вывели родителей на уровень дискуссии и раскрыли положительный родительский опыт. Тематические классные часы направлены на развитие нравственности: «Чувство долга», «Ответственен перед собой», «Даю слово!», «Я защищу тебя!», «Тебе нужна моя поддержка!»; на развитие патриотизма: «Я – частица мира», «Мой дом», «Традиции», «Мои соседи», «Подарки», «Школа среди сосен», «Горжусь тобою, Пермь!» С целью выстраивания поло-ролевых отношений в детском коллективе, я прежде учу мам позволять сыновьям заботиться о них, создавая такие ситуации не только в День 8 Марта, а ежедневно: «Записка для мамы», «Звонок маме на работу», «Ужин для мамы». Мальчики защищают проект «Лучший подарок для одноклассницы», а девочки - «Лучшее увлечение для одноклассника». Проявление заботы, творчества, тренировка публичного выступления ведёт к раскрытию личности и ее способностей, формируется чувство ответственности за тех, кто рядом.

В силу возрастных особенностей класса, постоянно проявляющейся проблемой становится создание в коллективе комфортной обстановки, посильное решение которой адресую самим детям под моим контролем. Любую ситуацию все вместе учимся анализировать. Это формирует толерантность, умение слушать и слышать другие точки зрения, а значит, уважительно относиться друг к другу.

Выпускники-активисты всегда являются организаторами мероприятий в школе. Практически каждый ученик может «примерить» на себя роль лидера и организатора. Детям, с которыми я работаю, всегда предоставляю возможность встречи с такими выпускниками – волонтёрами. Совместное «проживание» событий школы позволяет правильно расставить личностные приоритеты, улучшить успеваемость и скорректировать отношения с учителями и одноклассниками, приобрести достойный авторитет старшеклассника. Практика в организации, подготовке и проведении мероприятий в классе и школе, по словам выпускников, даёт прекрасный опыт активной студенческой жизни с практикой организатора и «генератора» идей. Коммунарские сборы детей, проводимые в нашей школе, выезды на турбазу с тренингами личностного роста, на которые я также выезжаю с детьми своего класса, способствуют сплочению разновозрастных отрядов, совместному воплощению творческих идей. На коммунарских сборах в творческих выступлениях отрядов формируются ценностные мировоззренческие позиции нравственного характера, дети учатся сопереживать, помогать, ценить умения других. Гордость школы – наша команда КВН, являющаяся в течение ряда лет победителем среди школьных команд, она пополняется учениками на конкурсной основе. Среди участников команды КВН – 8 моих учеников.

Свой педагогический опыт я обобщила на городской научно–практической конференции «Язык и духовность» в докладе «Воспитание гражданина на уроках английского языка, во внеурочной деятельности и классном руководстве» и на районной научно-практической конференции «Пути модернизации современного урока с позиции компетентностного подхода в образовании», на городских и районных семинарах, а также представлена через мастер-классы.

Продолжение своей психолого-педагогической деятельности вижу в наставничестве молодых педагогов, в обучении выпускников школы, ныне студентов ВУЗов Перми.

Мой опыт патриотического воспитания представлен на сайтах: Педсовет.org, Прикамский Народный Собор; Социальная сеть работников образования; Сообщество Взаимопомощи учителей; Научный Информационно-аналитический журнал «Образование и общество» №4, 2010 год, а также в Хрестоматии «Образовательная среда современного общества», С-Петербург, 2013 год.

Мой многолетний опыт по обучению и воспитанию детей показывает, что только во взаимодействии педагога, ребёнка и родителей, через проектную деятельность, через рефлексию своей деятельности, в совместном творческом поиске, происходит, с одной стороны, становление и развитие профессионального мастерства учителя, с другой стороны, максимальное раскрытие потенциала ученика, его личностное самоопределение и становление гражданской позиции.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: