Доклад "Знание и понимание ценностей демократического общества и патриотизма" (из опыта работы)


«Человек начитанный, неравнодушный к судьбам своей страны, своего народа, духовно пытливый непременно будет испытывать интерес к тому, кто и как управляет его страной». Н. Федоров


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Нынешнему поколению посчастливилось жить в демократическом обществе, в котором осуществляются народовластие, равноправие граждан, свобода личности. Очень важно у обучающихся формировать понимание ценностей такого общества, чувства гражданственности и патриотизма.

В концепции модернизации российского образования на период до 2015 года сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.

В настоящее время решать эти воспитательные задачи достаточно непросто. Хаотичные явления в обществе, понимание личной свободы как вседозволенности приводит к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость. Требуется срочная помощь молодому поколению, чтобы оно могло осмыслить ценности своего существования: свою историческую миссию, свою социальную роль.

Решение этих важных задач возможно через интеграцию учебно-воспитательной деятельности на уроке и в системе дополнительного образования, усиление роли уроков гуманитарного цикла, обновления форм внеклассной и внешкольной работы, через выстраивание отношения партнерства учебного заведения с другими социальными институтами воспитания.

Воспитание деятельного гражданина - патриота своей Родины, а не стороннего наблюдателя, создание условий для его самопознания и самовоспитания - вот главная цель, над которой я работаю как учитель истории и классный руководитель. Именно классный руководитель наиболее тонко и полно понимает внутренний мир каждого своего воспитанника, его взгляды и жизненные приоритеты.

Важнейшее значение в реализации задач гражданского воспитания имеют классные часы, в ходе которых эффективно использую те педагогические технологии, которые обеспечивают учащимся проявление собственной гражданской позиции, создаю проблемные ситуации, требующие от школьника анализа сложных явлений, воспитываю у обучающихся чувства долга и ответственности.

Ребята узнают много интересного об истории государства Российского, ее символах власти, изучают основной закон – Конституцию на тематических классных часах: «Конституция России», «Государственные символы». Детям нравится участвовать в музыкально-литературных постановках. В такой форме проводилось интересное мероприятие «Овеян славою Флаг наш».

Интересно проходят уроки обществознания, на которых обучающиеся знакомятся с избирательной системой, демократическими принципами и институтами власти в России, оценивают значение выборов в демократическом обществе. У учащихся формируется представление о том, как граждане правового государства могут проявлять свое участие в политической жизни страны, чувство ответственности за свой выбор и его последствия. На сегодняшний день наиболее актуальны методики и технологии, позволяющие учащимся проигрывать различные социальные роли, моделировать образы собственного поведения в жизненных ситуациях. В игровой деятельности они осознают себя в качестве избирателей, учатся выдвигать кандидатов, отстаивают свою точку зрения.

С большим интересом в ходе урока принимают участие в конкурсах и выполняют различные задания. Например, составляют слоганы:

«За нами Россия, с ней победим!
Будущее свое только сами творим!»

Или, например:

«Жить я должен по законам,
Во всем порядок соблюдать,
Людям, обществу, природе
Долг гражданский свой отдать!»

Придумывают эмблемы и лозунги: «Избиратель, не зевай! Голос свой ты отдавай!».

Ребята пишут сочинения, в которых они, молодые, пытаются осмыслить деятельность государства, проанализировать ситуацию в стране по той или иной проблеме и предложить пути решения. Приведу несколько отрывков из сочинений одиннадцатиклассников на тему: «Если бы Президентом выбрали меня…».

«Если бы Президентом выбрали меня, то перед собой я бы поставила цель, как говорится в повести Платонова, сделать из нашего государства «большой светлый дом, жизнь в котором будет достойной»».

А вот строки из другого сочинения: «Семья – основная ячейка общества» - все чаще мы слышим это в повседневной жизни. Главная задача семьи воспитать в ребенке достойного гражданина России. Но все больше это становится проблемой. Родители уделяют воспитанию детей меньше времени, так как заняты поиском достойного заработка. В семье все меньше говорится о семейных традициях, а, значит, о традициях народа, теряется понятие уважения к родителям, пожилым людям. Существует проявление безнравственности в обществе. Молодые не знают, чем заняться, и от безделья начинают употреблять алкоголь, курить, пробовать наркотики. Что несет за собой очевидные последствия.

Решение этой проблемы я вижу в государственном контроле над средствами массовой информации. Я включила бы общественность в открытую борьбу против наркомании, алкоголизма и табакокурения. Для молодежи открыла бы клубы по интересам, спортивные секции, художественные и театральные кружки».

А вот еще строки из сочинения одиннадцатиклассника: «БЫТЬ ПАТРИОТОМ - ЭТО ЗДОРОВО! Только настоящие патриоты могут творить достойное настоящее и будущее своей страны.

Перед Россией стоят сложные задачи. Преодолеем ли мы наши беды и трудности: терроризм, военные конфликты, преступность, безработицу – все это зависит от нас самих.

Нам, молодым, строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будем достойны нашей великой страны, ее многовековой истории, подвигов наших предков!». \

В школе организовано детское самоуправление. Ежегодно проводятся выборы лидера детского объединения «Дружба» и лидера союза старшеклассников. В ходе проведения этого мероприятия учащиеся проигрывают различные роли: выступают в качестве кандидатов в лидеры, агитаторов, избирателей. Выборы проходят по-настоящему: выдвигаются кандидаты, пишутся программы, проводится агитация, готовятся бюллетени для голосования. Учащиеся к этому мероприятию относятся очень серьезно и ответственно, понимая, что от их голоса зависит, будет ли интересной их школьная жизнь.

В процессе такой деятельности формируется устойчивое правовое сознание, которое помогает обучающимся как в обыденных ситуациях, так и закладывает фундамент в формировании активной гражданской позиции.

Особое место в воспитательной работе отвожу героике времен Великой Отечественной войны.

В России нет ни одной семьи, в которой бы и по сей день не звучали отголоски Великой Отечественной войны. Как сохранить в сердцах детей на долгую их жизнь не только историческую значимость Победы 1945 года, но и помочь почувствовать горькую, жестокую цену Победы, страдания и лишения всего советского народа? Как сформировать в сознании детей приоритеты мирной, созидательной жизни, когда и в наши дни прослеживается тенденция решать проблемы и конфликты в мире военным и насильственным путем?

В этом направлении значимыми и интересными для учащихся являются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и детьми войны, которым в ту пору было по 10 – 12 лет. Им есть, что рассказать подрастающему поколению. Именно в минуты общения происходит единение душ разных поколений, испытывающих гордость за страну, в которой мы живем. Эти встречи помогают ребятам правильно воспринимать, понять и осмыслить исторические события, пробуждая интерес к историческому наследию своей страны.

Ребята с большим интересом участвуют в митингах и свечном шествии, посвященных Дню Победы над фашистами. Ежегодно в школе проходит военно-спортивная игра «Орленок», посвященная Дню Защитника Отечества.

В нашей школе стало традицией ежегодно проводить конкурс театрализованной военной песни, где ребята не только исполняют, но и пытаются инсценировать.

Накануне празднования 100-летия замечательного писателя В. А. Закруткина мои воспитанники инсценировали отрывок из его произведения «Матерь человеческая». Постановку юных артистов зрители смотрели со слезами на глазах.

Через актерское перевоплощение ребенок «переживает роль», т. е. испытывает на себе чувства, эмоции героя, испытывает его «образ мысли», близость далеких лет.

Художественно – творческая деятельность помогает ребенку осознать на эмоциональном уровне подвиги русского народа.

Главной гордостью нашей школы является музей. «Гордиться славой наших предков, - писал А. С. Пушкин, – не только можно, но и должно». Экспонаты Великой Отечественной войны хранят память о страшных днях того времени. Вещественные памятники рассказывают о народных традициях, быте Донского края.

С 2003 года наша школа получила статус «казачья». В образовательном учреждении создана и успешно развивается программа развития школы на период до 2015 года как духовно-просветительского центра, в который входят Сусатская средняя школа, Правление Семикаракорского казачьего юрта, Сусатское казачье общество, Сусатская сельская администрация, Свято-Вознесенский храм, д/с «Сказка», Сусатский и Костылевский ДК и ФАПы, Семикаракорская школа искусств, ДДТ, ДЮШС, школьные кружки и секции.

Программа направлена на духовное возрождение – главное условие выживания нашего общества, сохранения российской государственности. Выполнить это условие возможно только объединив усилия церкви, различных организаций, учреждений, отдельных людей – сподвижников, занимающихся духовно-нравственным просвещением, культурным и патриотическим воспитанием молодежи.

В образовательный процесс введены новые предметы: «История Донского казачества» и «Основы православной культуры».

С целью воспитания у обучающихся любви к малой родине на уроках и классных часах знакомлю детей с историческими традициями жителей Дона, особенностями культурной, духовной и нравственной жизни казачества. В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями. Отруби их, и дерево погибнет». Так и народ, не знающий своей истории и культуры, обречен на исчезновение.

Одной из форм изучения родного края являются встречи с интересными людьми хутора, которые способствуют формированию гражданских позиций молодого поколения. Дети занимаются исследовательской работой по изучению истории своего хутора, внимательно изучают родословную своей семьи и гордятся делами своих предков. Узнают о традициях и обычаях Донского казачества не только на уроках, но и, занимаясь в кружках. С большим удовольствием ребята моего класса участвуют в школьном казачьем хоре, который не раз становился победителем районных конкурсов.
Моя воспитанница, Чекунова Ирина, заняла 2 место в районном конкурсе «Любо, казачка!», а юные казачата из моего класса приняли участие в районном конкурсе «Казачок» и привезли три 1 места и одно 3- е в различных номинациях.

Творческая работа «Донская свадебная одежда в XVII – XX в.в.» Антоновой Татьяны заняла 1 место в районном конкурсе «Страницы истории казачества».

Исследовательская работа «Особенности женской одежды на Дону в XVII – XX в.в.» признана лучшей в номинации «Дон - многонациональный» III областного этнографического конкурса «Славен Дон».

Творческая работа «Донская станица» заняла 1 место в районном этапе областного фестиваля искусств детей и педагогов «Вдохновение». Победителями и призерами районного фестиваля «Откуда мы? С Дона!» среди казачьих образовательных учреждений стали две исследовательские и одна творческая работа учащихся старших классов.

Я горжусь победами своих воспитанников – это результат моей педагогической деятельности.

Знакомство с историческими памятниками — наглядный, запоминающийся урок истории. Первые впечатления увиденного в детстве оставляют неизгладимый след в сознании. С этих впечатлений, переживаний начинается любовь к малой родине, гордость за ее историческое прошлое.

Детвора с большим интересом посещает музеи и выставки. Побывали в Ростовском областном краеведческом музее, в музее Донского казачества, Атаманском дворце в Новочеркасске, Азовском музее – заповеднике, побывали в старой казачьей станице Старочеркасской, в музее В. А. Закруткина в Кочетовской, на промкомбинате «Аксинья» в Семикаракорске.

Уделяю большое внимание изучению народных традиций. Ребята узнают, например, как их деды, прадеды готовились добрыми делами к встрече Рождества, Пасхи. Провожу праздники «Коляда», «Проводы Масленицы», «Рождественские посиделки» и др. Их помогают устраивать родители, которые участвуют вместе с детьми в изготовлении костюмов.

История казачества неразрывно связана с православием. Дети нашей школы посещают местный Свято-Вознесенский храм. Каждый понедельник в школу приходит настоятель местного храма, чтобы благословить ребят на учебную неделю. Проводим совместные мероприятия.

На уроках «Основ православной культуры» ребята изучают произведения искусства, приобщаются к высоким духовным достижениям человечества.

Последнее время много споров вызывает введенный в школах курс «Основы религиозных культур и светской этики». Общественность волнуется: Нужен ли этот предмет в школе?
Считаю, что необходимость изучения основ православной культуры продиктована временем. Когда в государстве существовала православная среда, не было нужды этот предмет изучать, так как духовность, нравственность прививались человеку уже в раннем детстве. Сейчас такой среды нет.

В жизни каждого из нас должно быть основание, которое закладывается с детства, на котором строится здание всей будущей жизни. Ребенок должен любить свое Отечество, знать и чтить культуру, историю и обычаи своего народа, почитать родителей, знать, что смерть есть переход в иное бытие, который связан с ответственностью за прожитую земную жизнь. Если этого не происходит, то здание жизни, построенное без основания, на песке, начинает разрушаться.

Сегодня как никогда обществу нужны здоровые, смелые, инициативные и грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. И мы, педагоги, должны быть впереди, направлять и поддерживать инициативу наших воспитанников. Это сложная и длительная системная работа.

Формировать нравственные идеалы и гражданско-патриотические чувства у ребенка не просто. Их нельзя привить в принудительном порядке. На этом пути у взрослого могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нем, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.

 

Егорова Ирина Ивановна,
учитель истории и обществознания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сусатская средняя общеобразовательная школа»


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: