Некоторые вопросы использования печатных тестов и интернет-ресурсов для подготовки к ГИА в 9 классе


Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. В связи с введением новых ФГОСов изменились цели образования, разрабатываются новые учебные программы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. И качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Это требует иных подходов в организации учебного процесса, обновления методов, средств и форм организации обучения, разработки и внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у учащихся возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится.

Государственная итоговая аттестация в 9 классе продолжает совершенствоваться. Аттестация за курс основной школы уже второй год проходит не по алгебре, как было многие годы, а по математике, также как и ЕГЭ. В этом учебном году в структуре контрольно-измерительных материалов ГИА выделены 3 модуля: «Алгебра», «Геометрия» и «Реальная математика». Для положительной оценки (сдать экзамен) нужно будет набрать не менее 8 баллов, при этом по алгебре не менее 4 баллов, по геометрии – 2-х, по реальной математике – 2-х. Это означает, что необходимо изучать весь курс математики, учиться применять свои знания, то есть реально освоить все требования Федерального государственного образовательного стандарта.

Все три модуля содержат разные типы заданий: с кратким ответом, выбором ответа и установлением соответствия.

Во второй части работы содержится 5 заданий с полным решением: 3 по алгебре и 2 по геометрии.

Структура экзамена с одной стороны, существенно облегчает планирование работы участника экзамена, с другой вынуждает его находиться в рамках жесткого ограничения во времени.

Каждый участник во время выполнения заданий каждого модуля может выделять больше времени на те задания, которые он может решить: более подготовленный, быстро решив простые задачи, сосредоточится на более сложных, а менее подготовленный сможет все свое время потратить на простые задачи.

Задания части 1 модулей «Алгебра» и «Геометрия» и всего модуля «Реальная математика» проверяют уровень освоения Федеральных образовательных стандартов на базовом уровне. Выделение отдельного модуля «Реальная математика» и небольшое увеличение количества практико-ориентированных заданий подчеркивает важность освоения таких математических компетенций, как умение применять знания в практической жизни и в смежных областях.

Задания второй части относятся к заданиям повышенного уровня сложности и предназначены для дифференциации выпускников основной школы для профильного обучения в старшей школе.

Задания второй части модуля «Алгебра» направлены на проверку владения формально-оперативным алгебраическим аппаратом: умения решать комплексную задачу, включающую в себя знания из разных тем курса алгебры; умения математически грамотно и ясно записывать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования; владения широким спектром приемов и способов рассуждений.
Задания второй части модуля «Геометрия» направлены на проверку умения решить планиметрическую задачу, применяя различные теоретические знания курса геометрии; умения математически грамотно и ясно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования; владения широким спектром приемов и способов рассуждений.

Таким образом, возникает следующее противоречие: с одной стороны, необходимо учить детей решать как можно больше задач за определенный промежуток времени, а с другой нельзя забывать и полном, со всеми объяснениями, оформлении более сложных задач, ведь именно они и дают больше баллов на экзамене. Залог успеха на экзамене – регулярные занятия математикой в течение всего обучения в школе, своевременное выявление и ликвидация возникающих (неизбежно!) проблем.

Таким образом, у учителя возникает необходимость выработать такую систему изучения математики, которая, с одной стороны, позволила бы всем учащимся успешно пройти итоговую аттестацию, а с другой стороны не тормозила бы развитие тех учащихся, которые обладают способностями к математике.

Каждый учитель знает, что без прочного и систематизированного фундамента базовых математических знаний учащихся усвоение ими новых программных разделов вызывает большие трудности. Лишь при регулярном усвоении не менее 85% изучаемого материала возможно «доусвоение» оставшейся его части в ходе изучения последующих разделов. В противном случае в работе с учащимися требуется специализированная (часто дополнительная и внеурочная) коррекционная работа по устранению пробелов в знаниях и действиях.

В связи с этим особое значение для учителя имеет инструментарий, позволяющий регулярно следить за уровнем усвоения всеми учащимися обязательного программного материала.

Одним из таких инструментариев могут оказаться оперативно проводимые и тщательно анализируемые тематические тестовые проверки сформированных математических действий. Базовые умения и навыки чаще всего состоят из одного – двух элементарных действий, поэтому проверить верность сформированности этих умений и навыков достаточно точно удается даже с помощью тестовых заданий закрытой формы - с выбором верного ответа из четырех предложенных.

Но надо понимать, что тесты ни в коем случае не могут заменить традиционную контрольную работу, в которой ученик по мере своих способностей и подготовленности выполняет определенное количество комбинированных заданий, демонстрируя цепочку своих рассуждений. Такая форма контроля соответствует ориентации отечественной школы на максимальное развитие способностей учащихся. Но тематические тесты можно рассматривать как форму «допуска» к традиционной контрольной работе. Времени на это уходит немного, так как каждый тест должен выполняться 10-15 минут, то есть на каждое задание должно уходить не более 2-х минут.

Однако в условиях вступления нашей страны в Болонское соглашение и при внедрении в школах и в ВУЗах тестовых проверок внедрение в процесс контроля тестовых проверок необходимо.

Поэтому я попыталась разработать методику использования имеющихся печатных тестов и интернет ресурсов, позволяющую учащимся 9 класса наиболее полно использовать свои интеллектуальные возможности и успешно сдать экзамен по математике.
 
Задачи, которые были поставлены:

  • Разработать систему тематического контроля знаний учащихся с последующей его корректировкой;
  • Увеличить долю самостоятельной работы учащихся для развития самоконтроля, умения понимать поставленные вопросы и выбора последовательности выполнения предложенных заданий;
  • Дать учащимся вектор развития их информационной компетентности, умения работать с интернет ресурсами;
  •  Оказать помощь в формировании навыков правильной математической речи.

Необходимо было изучить имеющиеся материалы: печатные тесты, тесты предлагаемые в интернете, различные пособия для подготовки к ГИА, отобрать из них те, которые, на мой взгляд, более удачные, более соответствуют идее всего математического образования и содержанию итоговой аттестации, ну и, конечно, более совпадают с моей системой преподавания. После анализа имеющихся материалов планировалось включить их в повседневную работу, скорректировав рабочие программы для всех классов.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для индивидуального развития учащегося, повышения его познавательной активности через широкое применение на уроках математики современных образовательных технологий. Основной педагогической идеей опыта является создание условий для формирования устойчивой, положительной мотивации обучающихся, для их заинтересованности в более успешном прохождении итоговой аттестации, развитие интереса к предмету через организацию активного обучения, а также творческое разнообразие форм и методов деятельности учителя в целях интенсификации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Термином «тест» сегодня называют любую проверку, испытание или проверочное задание практически во всех сферах деятельности человека. Корни тестирования уходят в древние времена. Так, например, более 2-х тысяч лет существует специальная система экзаменов при приеме на государственную службу в Китае; у древних греков «испытание» было обязательным дополнением учебного процесса. В ХIX веке американские психологи разрабатывали тесты способностей, интеллекта, достижений и т.п.. Началом внедрения в учебный процесс тестов достижений (напоминающих современные тесты) можно считать 1845 год, когда в общественных школах Бостона устные опросы учащихся были заменены на письменные экзамены. Но до сих пор в американском обществе не стихают споры дискуссии по поводу возможности оценки знаний с помощью стандартизированных тестов. Более подробно познакомиться с историей и теорией тестирования можно прочитав книгу американских ученых Анны Анастази и Сьюзан Урбины «Психологическое тестирование»(седьмое международное издание было опубликовано в издательстве «Питер» в 2009 году).

Процитирую фразу из книги А.Анастази и С.Урбины: «За пределами базовых умений и навыков тестирование владения предметом неприменимо…» Эту фразу следовало бы брать в качестве эпиграфа к любому сборнику тестов на проверку знаний, умений и навыков.

Итоги проверки каждой тестовой работы оформляются в виде матрицы результатов


п/п Фамилия имя учащегося Номер задания Баллы Оценка
1 2 3 20
1
2
3
… … … … … … … … …
30
Верно
Не верно
Нет ответа

Последняя строка таблицы позволяет учителю выявить вопросы (темы) недостаточно хорошо усвоенные классом, и организовать по ним дополнительную работу. На основании последнего столбца таблицы можно составить таблицу распределения учащихся по количеству набранных баллов.

Кол-во набранных баллов

Количество учащихся, получивших эти баллы

Эти данные можно представить в виде таблицы, диаграммы.

Мною были изучены тесты авторов-составителей Поповой Л.С. для 6 класса, Мартышовой Л.И. для 7 и 9 класса и Бабошкиной Л.Ю. для 8 класса, Ткачевой М.В.для 7- 9 класса по алгебре, тесты по геометрии для 7,8,9 класса автора-составителя Гавриловой Н.Ф. и других авторов – Мищенко Т.М. и Блинкова А.Д. Проведен сравнительный анализ этих тестов и отобраны для работы те, которые показались мне более соответствующими моим целям.

Сравнительный анализ тестов

Авторы Бабошкина Л.С.и Мартышова Л.И.

+

  • есть комментарий для учителя по выполнению заданий и их оценке;
  • есть критерии оценок;
  • есть ответы;
  • указано время на проведение тестов;
  • есть тематические и итоговые тесты;
  • вид тестов приближен к заданиям ГИА;
  • добавлены самостоятельные и контрольные работы;

_

  • тесты к другому учебнику, поэтому некоторые темы не совпадают;
  • всего 2 варианта

+

  • есть вводные тесты по материалу 6 класса ;
  • указано время для выполнения теста;
  • есть ответы;
  • 4 варианта;
  • тесты составлены в соответствии с темами используемого учебника;

Автор Ткачева М.В.

_

  • нет критериев оценок;
  • мало приближены к заданиям ГИА;
  • тесты только тематические

Тесты включаются в рабочие программы учителя.
Тесты являются допуском к контрольной работе, поэтому их необходимо проанализировать и выполнить работу над ошибками.

Не секрет, что академическая успешность учащегося определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Современные ученики прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

А что же имеем мы на данный момент? Учебник, сборник заданий, тетрадь – вот основной набор материалов, которыми пользуются учащиеся и педагоги в образовательном процессе. Результатом применения такого «набора» является снижение интереса к предмету, в частности, к математике. При этом преподаватель выступает лишь «транслятором» знаний.

Предмет математики в курсе общеобразовательной подготовки является наиболее сложным для учащихся, и перед преподавателем встаёт вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения математики.

Важная роль в решении этой проблемы отводится новым современным информационным технологиям. Компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебной деятельности. Их преимущество в том, что они вызывают большой интерес у учащихся. Какая бы сложная и скучная не была бы тема урока, ее невозможно прослушать или просмотреть, если все это сделано во всех красках, со звуком и многими другими эффектами. В детях уже изначально есть любовь к компьютерам, поэтому если эту любовь правильно использовать и переложить на свой предмет, мы все от этого только выиграем. Таким образом, широкое применение ИКТ при изучении большинства предметов, в том числе и математики, дает возможность реализовать принцип «учение с увлечением», и любой предмет имеет равные шансы стать любимым учащимися. А преподаватель при таком процессе будет выступать «наставником», помощником при получении учащимся новых знаний, освоении способов получения этих знаний.

В интернете размещено очень много различных дидактических и методических материалов, но часто нам не хватает времени на их изучение, осмысление, систематизацию и использование в работе. Буду рада, если кому-то пригодится мой опыт.

Если в 6-8 классах я практически не работаю с детьми в Интернете, то с учащимися 9 класса мы выходим в Интернет. Мы работаем с Открытым банком заданий ФИПИ, с сайтом Александра Ларина, проходим он-лайн тестирование на Яндексе.

Хотелось бы дать краткую характеристику используемых мною сайтов.

Открытый банк заданий по математике разработан в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом по математике, действующими учебниками и учебными пособиями, а также на основе опыта проведения экзаменов по математике за курс основной школы в формате ГИА в традиционной форме. Задания, представленные на сайте, соответствуют проекту перспективной демоверсии ГИА 9 по математике, разработанной ФИПИ.

Идеология перспективной демоверсии ГИА 9 по математике и проекта открытого банка согласована с реализуемой концепцией ЕГЭ по математике. Открытый банк заданий по математике позволяет обеспечить согласованную систему государственной аттестации по математике, сделать акценты в математическом образовании, отвечающие задачам, стоящим перед системой образования России.

Открытый банк заданий позволит, в первую очередь, овладеть базовыми математическими навыками ВСЕМ учащимся, также обеспечит возможности получить образование на необходимом уровне учащимся, планирующих продолжение образования в сферах, предусматривающих использование математики (научно-техническая, экономическая и др.) и предоставит возможности реализации творческого потенциала одаренным и мотивированным учащимся.

ЕГЭ и ГИА 2013 на сайте Александра Ларина. Здесь представлены видеоразборы решений тренировочных работ и генератор вариантов ГИА-2013, кроме того здесь очень оперативно появляются все тренировочные и диагностические работы 9, 10, 11 класса из всех уголков России

Посетите персональный сайт Каратановой Марины Николаевны - учителя математики МОУ СОШ №256 г.Фокино Приморского края. Кроме подготовки к ГИА, здесь можно найти материал по всем классам и даже интерактивные программы по другим предметам. Ее сайт носит название «КАРМАН для математика» и, надо сказать, что в этом «Кармане» есть много нужного и для детей и для учителей.

On-line тестирование на Яндексе - здесь можно пройти тестирование и узнать свой результат, а также получить консультацию о содержании экзаменационной работы - ресурс будет интересен не только учащимся, но и их родителям.

Творческая группа «Подготовка выпускника к итоговой аттестации по математике» на сайте Сеть творческих учителей (см. приложение 2).

Все сайты опробованы в работе, их можно использовать для организации учебного процесса. Кроме того можно использовать эти сайты и для домашней работы: так, когда нам нужно было разобрать Демоверсию 2013 года, я не стала ее распечатывать, а предложила учащимся адреса сайтов где ее можно найти и выполнить задания. На всякий случай, конечно, необходимо иметь печатный вариант работы, чтобы не создавать дискомфорт тем детям, у которых, возможно, нет выхода в Интернет или какие-нибудь другие неполадки с техникой. Кроме того можно использовать электронную почту для пересылки домашних заданий как от учителя к детям, так и от детей к учителю.

В заключение хотелось бы сказать следующее: детям трудно перестроиться с традиционных форм проверки знаний на тестовую и одного года работы с материалами ГИА недостаточно, поэтому я твердо убеждена, что тестовые формы проверки знаний нужно использовать как можно раньше, но не делать из них панацею от всех бед, и помнить, что они хороши только на уровне проверки сформированности базовых умений и навыков.

Как результат хочу привести данные о написании учащимися 9 класса, в котором я работаю, Городской предэкзаменационной работы по математике (21 марта 2013) в формате ГИА: из 6 человек писавших работу 3 человека получили оценку «5», 3 человека – «4» (см. приложение 3). Кроме того учащиеся успешно прошли Кенгуру-тестирование, в котором участвовали 76 регионов России, 7866 школ, 110714 9-классников, средний балл по школе 60,6, а средний балл по всем, участвующим 9-классникам, 45,6.

В процессе разработки, апробации и внедрении данного опыта в жизнь неизбежно возникали и будут возникать определенные трудности, как объективного, так и субъективного характера. Часто в целях повышения своей компьютерной грамотности учителю приходится посещать компьютерные курсы.

Кроме того в рабочем графике преподавателей не отведено время для исследования возможностей Интернет, поэтому приходится это время отрывать от семьи.

При превалирующем использовании ИКТ на уроке можно заслонить основные учебные цели, поэтому каждый такой урок требует у учителя значительно больше времени на подготовку, кроме того в компьютерном классе машин на всех учащихся может не хватать и приходится продумывать, как провести смену деятельности учащихся.

Немаловажным фактором является ухудшение зрения и детей и преподавателя, отчуждение детей друг от друга, повышенная утомляемость и ограничение подвижности учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность процесса обучения с использованием компьютерных технологий возможна только в том случае, если созданы необходимые для этого условия. Их отсутствие может привести к нежелательным последствиям.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Бабошкина Л.С Контрольно-измерительные материалы. Алгебра: 8 класс. – М.:ВАКО, 2012 – 96с.
Гаврилова Н.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Геометрия: 7 класс. – М.:ВАКО, 2011 – 96с.
Гаврилова Н.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Геометрия: 8 класс. – М.:ВАКО, 2011 – 96с.
Гаврилова Н.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Геометрия: 9 класс. – М.:ВАКО, 2011 – 96с.
Мартышова Л.И. Контрольно-измерительные материалы. Алгебра: 7 класс. – М.:ВАКО, 2012 – 96с.
Мартышова Л.И. Контрольно-измерительные материалы. Алгебра: 9 класс. – М.:ВАКО, 2012 – 96с.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Омега –Л, 2004. – 215 с. Ткачева М.В. Алгебра. Тематические тесты. 7 класс – М.:Просвещение, 2010. – 124с.
Ткачева М.В. Алгебра. Тематические тесты. 8 класс – М.:Просвещение, 2010. – 80с.
Ткачева М.В. Алгебра. Тематические тесты. 9 класс – М.:Просвещение, 2010. – 63с.
http://ege.yandex.ru/mathematics-gia/
http://alexlarin.net/ege13.html
http://karmanform.ucoz.ru/
http://mathgia.ru/or/gia12/Main
http://www.fipi.ru/view/sections/141

Ефимова Елена Игоревна
учитель математики
ГБОУ СОШ №39
Невского района
Санкт-Петербурга


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: