Деятельностный метод на уроках русского языка и литературы

Деятельностный метод в обучении
Стремительные социальные преобразования, которые переживает наше общество в последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию.
В связи с этим остро актуальным стало создание современного педагогического инструментария, который позволит учителю не на словах, а на деле обеспечить качественную реализацию нового социального заказа.

Обсудить статью (уже 2 коммент.)
Опубликовать свой материал
В законе РФ «Об образовании» так сформулирован запрос общества, государства: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации».

Модернизация образования в России

Сегодня главным документом, определяющим развитие образования в стране, является президентская инициатива Наша новая школа. Она ставит перед учителем множество новых задач, расставляет новые приоритеты, во многом меняет взгляд на взаимоотношение ученика и учителя. В сложившейся ситуации от выпускников образовательных учреждений требуются такие качества, как понимание, конструирование и оценка информации, ее анализ на основе системы теоритических знаний, принятие решений на основе проведенного анализа, проектирование собственной деятельности в соответствии с поставленными целями и реализация построенного проекта, самоконтроль полученных результатов и коррекция выполняемой деятельности, ее самоанализ. Значит, главная задача школы сегодня - не просто вооружить выпускника набором знаний «на всю жизнь», а сформировать у него умение учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Общество требует, чтобы образование соответствовало самым высоким мировым стандартам, а у нас очень много недостатков, об этом свидетельствуют результаты тестов. Низкий уровень грамотности, образованности, заформализованность процесса обучения, отсутствие интереса к предмету. У учащихся не сформированы ключевые компетентности: готовность к разрешению проблемы, готовность к самообразованию, к использованию информационных ресурсов. Модернизация российского образования ставит перед учителем задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использование комплекс средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, а многие педагоги к этому не готовы. Исходя из этого, я выделяю противоречия в условиях, в содержании, в результатах учебной деятельности.

Противоречия в российской системе образования

Противоречия между:
  • фронтальной формой обучения и индивидуальным развитием личности каждого ученика;
  • традиционной методикой формального заучивания и ориентацией на развитие личности ребенка;
  • необходимостью применения инновационных технологий с целью развития личности и недостаточной компетентностью учителей - предметников по данному направлению;
  • необходимостью развития коммуникативной компетентности обучающихся и ограниченными возможностями традиционной системы обучения;
  • необходимостью развивать у учащихся интерес к русскому языку и отсутствием устойчивой учебной мотивации к учению;
  • законодательно установленной целью образования и традиционными образовательными технологиями;
  • декларируемыми развивающими формами образовательной деятельности и системой оценки, связанной с репродуктивными способами получения знаний;
  • потребностью учащихся и их родителей в формировании ключевых компетенций, обеспечивающих общеучебную, общекультурную и методологическую подготовку к реалиям жизни в обществе и невозможностью их актуализации за счет использования информационных (непродуктивных), личностно-отчужденных методов образовательной деятельности;
  • ограниченными возможностями традиционной системы и недостаточным владением педагогом современными технологиями;
  • необходимостью развития у обучающихся умения работать самостоятельно и невозможность его актуализации за счет стандартных уроков.
Отсюда вытекает проблема: противоречия между новыми требованиями общества, касающимися создания условий для развития личности и её самореализации и недостаточностью механизмов удовлетворения данных запросов средствами традиционного обучения.

Тема данной работы: «Реализация деятельностного метода на уроках русского языка». Эта тема актуальна, так как дидактическая система деятельностного метода, отмеченная Премией Президента в области образования за 2002 год, приобретает большую значимость на нынешнем этапе модернизации образования, поскольку ее цели и задачи удачно вписываются в предложенную Правительством России стратегию реформ. Она отражает один из наиболее серьезных подходов к развивающему обучению: технология деятельностного метода нацелена на формирование необходимых в современных условиях качеств и ценностей духовно-развитой личности в процессе профессионального развития.

Цель: создать систему работы для реализации деятельностного метода на уроках русского языка.
 
Задачи:
  • изучить методическую литературу по данной теме;
  • проанализировать особенности организации уроков с использованием технологии деятельностного метода;
  • понять роль дидактических принципов в реализации учебного процесса;
  • изучить типологию уроков деятельностной направленности;
  • рассмотреть обновленные средства для реализации нормы и средства контроля;
  • изучить и ввести в практику своей работы деятельностный метод обучения с целью повышения качества образования.
Формирование компетентности на уроках русского языка.
Формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Ожидаемый результат повышения качества обучения.
Реализация деятельностного метода на уроках русского языка позволит:
  • повысить качество обучения;
  • осознать эстетические ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • формировать коммуникативные, языковые и лингвистические (языковедческие) и культуроведческие компетенции;
  • формировать достаточный объем словарного запаса, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • формировать культурно-нравственные и морально-этические нормы, вплоть до способности к самовоспитанию на основе гуманистических идеалов;
  • применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
  • Формировать коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания.
  • усвоить основы научных знаний о родном языке;
  • формировать деятельностные способности в достаточной полноте, вплоть до способности к саморазвитию.
Сущность моей работы заключается в том, что я изучила литературу по данной теме, познакомилась с теоретическими основами дидактической системы деятельностного метода, рассмотрела основные этапы процесса познания и особенности познавательной деятельности на каждом этапе, проанализировала особенности технологии деятельностного метода, чтобы создать систему реализации деятельностного метода на уроках русского языка, которую в дальнейшем я буду использовать в практике своей работы.

Деятельностный метод в обучении

Способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни лет назад. “Главная цель воспитателя, - считал А. Дистервег, - должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...” Об этом писали П.Ф. Каптерев, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом.

Сфера деятельности задается следующими параметрами:
  • целевыми требованиями (что мы хотим достичь);
  • информацией о состоянии исходного продукта (с чего начнем, на чем базируемся);
  • технологией базового процесса (каким способом мы будем это делать);
  • условиями реализации нормы деятельности (как мы организуем процесс);
  • средствами реализации нормы (с помощью каких средств мы будем достигать цель);
  • средствами контроля соответствия результата деятельности целевым требованиям (как определить соответствует ли полученный результат поставленным целям);
  • допусками соответствия результата деятельности целевым требованиям (каковы допустимые отклонения).
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности мы называем деятельностным методом.

При этом особое значение имеет используемая технология: именно она обеспечивает функциональную связь между всеми этапами процесса достижения цели, задает требования к условиям и средствам реализации нормы, а также критерии для средства контроля. На мой взгляд, на нынешнем этапе развития сферы образования принципиальное значение приобретает именно технологии деятельностного обучения. Исследование актуальных вопросов обучения было проведено в Ассоциации “Школа 2000...” и Центре системно-деятельностной педагогики “Школа 2000...” АПК и ППРО РФ в 2000-2006 гг. В результате был построен предикат учебной деятельности, описывающий процессы формирования деятельностных способностей, которыми должен овладеть выпускник школы, в их полноте. Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов – технология деятельностного метода обучения.
Для планирования и проведения уроков в общеобразовательной школе можно использовать адаптированный вариант технологии деятельностного метода.

Структура уроков введения нового знания

Структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:
  • мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности(«надо») 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») 3) выделяется содержательная область («могу»);
  • актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия В завершении этапа создается интеллектуальное затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими;
  • выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа;
  • построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1)ставят цель, 2) строят план достижения цели 3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник) 4) построение плана достижения цели;
  • реализация построенного проекта. На данном этапе необходимо организовать: 1)решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково; 2) зафиксировать преодоление затруднения; 3) уточнение характера нового знания;
  • первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
  • самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность;
  • включение в систему знания и повторения. На данном этапе выявляются границы применения нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг, т.е. включаются задания на ранее изученный материал, который поможет далее ввести новые знания;
  • рефлексия учебной деятельности на уроке. Организуется рефлексия и самооценка деятельности, соотносятся цель и результат.
Приведенная структура уроков, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменяться в зависимости от типа урока.

Типы уроков деятельностной направленности по целеполаганию:
  • уроки «открытия» нового знания;
  • уроки рефлексии;
  • уроки общеметодологической направленности;
  • уроки развивающего контроля.
Сформулируем основные цели уроков каждого типа.
 
Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов.

Урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структуированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курса.

Урок развивающего контроля

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от технологии традиционного объяснительно-иллюстративного метода обучения является, во-первых, то что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся, кроме того обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельных способностей. Предложенная технология носит интегрированный характер: в ней синтезированы не конфликтующие между собой идеи из концепций развивающего образования ведущих российских педагогов и психологов с позиций преемственности традиционной школы.
Условия реализации педагогической технологии.

Для педагогической технологии, как и для любой другой, должны быть определены педагогические условия её реализации – дидактические принципы. Таким образом, реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
  • принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает содержание и формы своей учебной деятельности;
  • принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения;
  • принцип целостности - предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире;
  • принцип минимакса - школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне;
  • принцип психологической комфортности - создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию педагогики сотрудничества;
  • принцип вариативности – формирование способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений;
  • принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.
Средства реализации нормы и средства контроля

Для достижения педагогической цели кроме рассмотренной технологии при реализации деятельностного подхода на уроках русского языка используются и другие технологии:
  • информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение);
  • кейс-технология;
  • технология, основанная на реализации проектной деятельности;
  • исследовательские и поисковые технологии.
  • технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.

Средства формирования УУД на уроках русского языка

Для достижения поставленной цели учителем словесником используются различные средства формирования УУД. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий, является создание проблемных ситуаций на уроке. Используется также исследовательский подход в обучении, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику. Важно, чтобы знания о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания. В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве. Подобные приемы удовлетворяют потребности в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мысли в устной и письменной форме, способствуют формированию различных компетенций. Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Повышает мотивацию к изучению материала, развивает умение прогнозировать задания: «Верные – неверные утверждения», «Прогнозирование». Важную роль в формировании УУД играет работа с текстом. Это и поиск информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста.

Выделяются несколько приемов работы с текстом: прием составления плана; прием тезирования; прием составления сводной таблицы; прием комментирования; прием логического запоминания; пересказ в парах с опорой на конспект; составление граф-схемы; составление аннотации учебного текста.

Дискуссия, диалоги в устной и письменной форме – средство формирования УУД.
В условиях модернизации образования учитель должен уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы, работу в парах, в команде.

К средствам, формирующим УУД, на стадии рефлексии, помогающей творчески интерпретировать информацию, относится написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворения по алгоритму, письмо по кругу, синквейн.
Для активизации учащихся используются такие приемы, как «Незаконченные предложения», «Плюс-минус-интересно», «Лесенка», «Фантазер», «Линия времени» и др, деловая игра «Точка зрения», «Найди ошибку», «Верю, не верю», «Я – учитель» и др.

Интеграция вышеназванных средств позволит осуществить целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и в конечном счете повысить качество знаний по предмету, создать условия для успешной самореализации личности.
Изменение целевых ориентиров деятельности системы образования требует изменения форм и средств контроля. Контроль результатов деятельности системы образования не может ограничиваться контролем знаний, умений и навыков учеников, а должен смещаться в сторону определения соответствия учебной деятельности форме рефлексии, как научно обоснованному фундаменту развития личности ребенка.

В рамках дидактической системы «Школа 2000…» введен в системную практику отказ от преимущественно внешнего принудительного контроля и переход к процессам самоконтроля, самооценки, обучающего контроля знаний без фиксации в негативном плане отклонения от учебной нормы усвоения материала, что обеспечивает потребность безопасности. Контроль формы деятельности образования должен проводиться не по нормам инспектирования а по нормам экспертизы. Если в ходе инспекции критерием выступает определенный образец, то при экспертизе критерием выступает метод, на основе которого строится инновационная деятельность учителя. Для оценки знаний можно использовать «Электронные приложения», которые обеспечивают учителя объективной, достоверной информацией.

Основными целями электронного приложения к учебникам являются:
  • предоставление учителю объективной экспертной информации об уровне подготовки класса по каждому навыку на основе сравнительного анализа результатов класса и возрастной группы;
  • своевременное выявление положительных и отрицательных тенденций развития каждого ученика и класса в целом на протяжении всего учебного года, что позволит учителю эффективно управлять учебным процессом, учитывая текущую ситуацию в классе и обеспечивая индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • устранение негативных моментов в системе отношений между всеми звеньями образовательной системы как внутри школы, так и за ее пределами, вытекающими из рассогласованности критериев оценивания и отсутствия универсальных средств мониторинга успеваемости;
  • включение компьютера в арсенал педагогических средств учителя, что не только усовершенствует всю его дальнейшую деятельность, но и создаст благоприятные условия для реализации программ по широкомасштабной компьютеризации современной школы.
Заключение

Включение в практику работы деятельностного метода обучения и соответствующей системы дидактических принципов важно не только с точки зрения повышения уровня усвоения знаний по русскому языку, но и как ступень перехода к реализации нового качества образования.

Реализация деятельстного метода на уроках русского языка – необходимое условие для формирования у учащихся способностей, необходимых для успешной самореализации в современном социуме.

В дальнейшем я введу в практику своей работы деятельностный метод обучения, что поможет сделать уроки более эффективными.
 
Гордеева Валентина Ивановна,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ школы №122
Красноглинского района,
г.о Самара

Используемая литература

1. Закон РФ "Об образовании".
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования/Рос. Акад.наук, Рос. Акад.образования, под ред. Козлова В.В., Кондакова. А.М. - М.: Просвещение, 2011.
3. Стандарты второго поколения «Примерные программы по учебным предметам» Русский язык, Просвещение,2010.
4. Петерсон Л. Г., Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…». - М.: 2007.
5. Газета «Школьный психолог», январь 1999, №4.
6. Анисимов О.С «Методологический словарь для управленцев». - М., 2002.
7. Дистерверг А. - Руководство для немецких учителей. - М.: К нигоиздательство, Тихомирова К.И., 1913.
8. Петерсон Л.Г., Агапов Ю. В., Куйбышева М.А., Петерсон В. А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. - М.: УМЦ «Школа 2000…», 2006 С. 46-53.
9. «Школа 2000…», Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Вып.5 – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2005.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 vogatiy • 14:29, 31.08.2014
Статья интересная! Жаль только, что часов на уроки русского языка отводится всё меньше. И часто урок открытия нового знания становится ещё и уроком рефлексии и уроком контроля! Было бы интересно увидеть ваши разработки!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 маргаритка3898 • 13:35, 27.06.2014
Спасибо Валентина Ивановна! Очень интересная и полезная статья!