Использование электронных образовательных ресурсов с использованием регионального компонента на уроках биологии

Внеурочные формы работы лучше развивают учащихся
В статье описывается образовательно-развивающая деятельность экологической направленности в МБОУ Гимназии №117 города Ростова-на-Дону.

Школы России с 2011 года стали поэтапно переходить на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Этот переход ознаменовал новую веху в развитии российского образования – к личносно-ориентированной парадигме образования добавились парадигмы личностно-деятельностного и развивающего образования. В этой связи перед педагогами встает основополагающий вопрос: каким должен быть образец современного урока? Какой должна быть его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать?

Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Расскажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня - и я научусь.
Марта Джонс.

На наш взгляд, в этих условиях деятельность учителя должна быть направлена на воспитание в детях широкого восприятия мира, развитие ума и чувства. Нельзя замыкаться в рамках преподаваемого предмета.

Наверное, каждый учитель, приходя на урок, хочет, чтобы его ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали, т. е. имели сформированные познавательные потребности.

Одним из эффективных путей решения этих проблем, на наш взгляд, является информатизация урока. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.

С 2003 года в МБОУ Гимназии №117 города Ростова-на-Дону в работе с обучающимися реализуется образовательно-развивающая деятельность экологической направленности.

С 2007 году в гимназии действует детско-юношеское общественное экологическое движение «Эко-друзья», которое имеет государственную регистрацию, свой устав и герб. Членами экологического движения «Эко-друзья» являются более 85% обучающихся гимназии в возрасте от 8 до 17 лет. В гимназии также организован кружек «Юный биолог».

С использованием в школе компьютерных технологий для педагогов открываются новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса к изучаемому предмету.

Информационно-коммуникационные технологии вносят значительные изменения в организацию процесса обучения учащихся. Происходит боле рациональная организация познавательной деятельности школьников, а это ведет к экономии времени урока, значительно повышается мотивация обучаемого. Здесь важно отметить, что уроки с применением информационно-коммуникационных технологий не заменяют учителя, а напротив, делают общение с учащимися содержательным, деятельным, индивидуальным.
Применение информационно-коммуникационных технологий педагогами гимназии, можно условно разделить на два блока, с точки зрения места их использования: информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности.

Следует подчеркнуть, что приоритетными являются именно внеурочные формы и методы работы, которые обладают более широкими возможностями в развитии обучающихся.

С 2005 года автором созданы и успешно применяются на уроках биологии в гимназии серия электронных учебно-дидактических пособий (ЭУП) к курсам ботаники и зоологии в средней школе, под общим названием "Атласы-определители объектов живой природы Ростовской области". Данные ЭУП основаны на местной флоре и фауне. Пособия являются авторскими разработками и могут служить как учебным курсом для учащихся, так и в качестве дидактического материала для педагогов.

Данные ЭУП прошли отраслевую экспертизу, имеют свидетельства государственного образца.

В своей совокупности все ЭУП представляют собой единый учебно-дидактический комплекс, рассказывающий о живой природе Ростовской области.

В комплексе даны описания более 4000 видов высших и низших растений, беспозвоночных, рыб, земноводных и пресмыкающихся, птиц и зверей, встречающихся на территории Ростовской области, а так же ископаемые животные, интересные факты из жизни этих живых объектов, разработки уроков, дополнительный дидактический материал, электронные варианты книг о жизни животных и растений. В особый раздел выделены учебные пособия по ботанике и зоологии, которые структурированы и по своему содержанию не только соответствуют требованиям учебного стандарта, но и превосходят его. Пособия содержат иллюстрированные и озвученные тесты по различным разделам ботаники и зоологии. Все живые объекты, представленные в атласах-определителях, распределены в строгом научном систематическом порядке, используемом в современной ботанике и зоологии. Списки растений и животных для атласов-определителей взяты из научной литературы по флоре и фауне Ростовской области и проверены ведущими учеными-биологами Южного государственного университета.

Достоинством, новизной и оригинальностью данного учебного комплекса является включение в него разделов «Мои увлечения» и «УМК». Данные разделы не имеются в подобных электронных учебных пособиях по различным школьным дисциплинам, известных к настоящему времени.

Первый раздел призван привлечь детей 11-13 лет к познанию живых существ на уровне интересных, познавательных и развивающих увлечения (фотоохота, филателия, нумизматика и т.п.), и тем самым предложить им альтернативный обычному для них времяпровождению, часто бесцельному, а порой и вредному. В какой-то мере этот раздел служит, как одной из форм гражданского воспитания детей в форме краеведческого познания родного края, так и элементом в профориентации учащихся, так как известно, что подростковые и юношеские увлечения часто могут определять выбор будущей профессии человека. И чем раньше он через увлечение придет к ней, тем крепче будет его уверенность е ее правильном выборе.

Раздел «УМК (учебно-методический комплекс)» также является авторской находкой и предназначен для учителей-биологов, преподающих ботанику зоологию в средней школе. В данный раздел включены конспекты отдельных уроков, образцы разработок уроков по отдельным, вызывающим затруднения темам, статьи и иной дидактический материал, необходимый для учителя на уроках, а также материалы для весенней, летней и осенней полевой практике, предназначенные для педагогов дополнительного образования, работающих в биологических кружках, а также для учителей-предметников, использующих в своей работе ботанические и зоологические экскурсии с учащимися.

Данные электронные учебно-методические и дидактические пособия построены на гипертекстовом принципе подачи учебного материала и богато иллюстрирован и содержат звуковые файлы с голосами многих животных. При его создании учитывались современные научно обоснованные требования к электронным учебникам, учтены гигиенические требования к электронным учебникам для школьников среднего возраста. Электронный учебно-методический комплекс построено в соответствии с современными дидактическими требованиями для электронных школьных учебников, предназначенных учащимся данной возрастной категории. Учебный материал адаптирован к данной возрастной категории учащихся.

Электронные пособия предназначены для учащихся 6-11 классов средней школы, педагогических работников, использующих средства информационных технологий в учебном процессе. Он может быть использована в ограниченном варианте («Атлас-определитель» и «Моя библиотека» с электронными книгами) и студентами биологических специальностей, а так же в ВУЗах при занятиях по фауне Нижнего Дона, а так же всеми любителями природы и животных.

Идея, на которой построены данные ЭУП, является широкое применение принципов развивающего обучения и приобщение обучающихся к исследовательской деятельности.

Использование данных ЭУП позволяет учителям гимназии довести до учащихся огромный поток информации, развивая при этом зрительную память, акцентируя внимание на важных объектах. Сочетание текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения "включает" максимальное количество видов памяти: слуховую, эмоциональную, зрительную. Полученные знания остаются в памяти у учащихся на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения. Применение компьютера и ЭУП в учебной деятельности, безусловно, делает занятия более наглядными и интересными.

Опыт использования данных пособий на уроках ботаники и зоологии, а также во внеурочной исследовательской деятельности обучающихся в кружке «Юный биолог» показал их хорошую эффективность. Обучающиеся с интересом изучают ботанику и зоологию, Они стали более живо интересоваться живой природой, освоили местную флору и фауну на уровне узнавания объекта живой природы.

В результате проведенного анализа эффективности использования данных ЭУП в образовательно-развивающей деятельности установлено, что качество знаний у учащихся повысилось на 35% по сравнению с контрольной группой, у которой занятия проходили без использования ЭУП. Средняя отметка в опытной группе составила – 4,7, в контрольной – 4,3 балла. Степень обученности учащихся (СОУ) опытной группы – 87,5, контрольной – 65,1.

Использование ЭУП во внеурочной образовательно-развивающей деятельности может быть как на занятиях в кружке «Юный биолог» так и в полевых условиях во время выходов на экскурсии в природу. Здесь необходимо отметить, что наибольший эффект дает сочетание использования ЭУП с дистанционными педагогическим технологиями.

Члены кружка «Юный эколог», являющиеся членами детско-юношеского общественного экологического движения «Эко-друзья» гимназии №117, успешно выступают с исследовательскими работами на ученических исследовательских конференциях всех уровней.

За 5 лет использования ЭУП в гимназии №117 с их помощью педагоги подготовили 3 призеров всеросийских исследовательских конференций учащихся «Юность. Наука. Культура» и «Первые шаги в науку», 1 призера и 1 лауреата всероссийского интернет-конкурса «Познание и творчество», 7 победителей и призеров исследовательских конференций и олимпиад регионального уровней, 9 победителей и призеров исследовательских конференций, олимпиад и конкурсов муниципального уровней.

Надеемся, что данные ЭУП будут востребован другими школами, педагогами и учащимися, и внесут свой вклад в процесс экологического воспитания и обучения учащихся.

Бозаджиев В.Ю.
МБОУ Гимназия №117, г. Ростов-на-Дону.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: