От проекта к уроку


В начале хочу поделиться с Вами впечатлениями, полученными после выпуска группы, а также рассказать о действиях и настроении детей. Группа состояла в основном из мальчишек и всего несколько девочек. Как свойственно этому возрасту, девочки отдельно от мальчиков и неохотно работали в группах с мальчишками. Пытаясь устранить этот барьер, мы группы делали временными. Ребята видели, что группы создаются в случайном порядке, а не на выбор. Через несколько занятий эта проблема была решена!


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

На первых занятиях у нас возникла еще одна проблема - дети боялись выражать свои мысли, ожидая насмешек со стороны сверстников. Я не настаивала. Давая время присмотреться, освоиться в новом коллективе. В процессе курса дети стали более открытыми. На последнем занятии после демонстрации финального фильма, собранного из фотографий занятий, ребята вспоминали как им было тяжело вначале. И радовались, как они подружились в процессе обучения!

При работе над проектом ребята увлеченно рассматривали проблемы, связанные с местным сообществом, и предлагали пути их решения. Проекты получились разнообразными. Но каждый по-своему прекрасен. От ребят поступали предложения остаться в группе еще. Дети довольны, я со своей задачей справилась.

Заложенные в программе «Учимся с Intel» образовательные технологии критического мышления, кооперативного обучения, проектной деятельности являются основами личностно-ориентированного, развивающего обучения. Использование технологий на обычном уроке в корне меняет роль учителя и процесс обучения в целом.

Метод проектов на уроках информатики

Метод проектов занимает особое место на уроках информатики. Применение данного метода продиктовано особенностью предмета: всегда есть компьютер, и выполнение практических заданий становится неотъемлемой частью урока. В основе этого метода лежит творчество ребят, проявление инициативы и самостоятельности. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практических или теоретических знаний, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания.

Учащиеся, выполняя проекты на уроках информатики, решают не проблему, а выполняют определенные алгоритмы действий, упражнения. Не привычное решение задач, а выполнение творческих проектов, где оформление, способ реализации зависят от ученика и его возможностей.

В информатике проект представляет собой самостоятельное доскональное изучение какой-либо проблемы с презентацией результатов работы — как правило, это компьютерная программа.

Работа над проектом развивает творческую активность учащихся, умения выполнять исследовательские работы, анализировать выполненную работу.

Метод проектов учитывает дифференцированный характер обучения, различные уровни усвоения и формирования компетенции. Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.

В ходе выполнения работы над проектом у учащихся развиваются следующие способности:

• коммуникативная – способность к общению;
• проблемно – поисковая – способность решать жизненные вопросы;
• рефлексивная – способность к анализу совершенной деятельности.

Проект, как правило, представляет собой коллективную форму деятельности. Неформальное общение с товарищами и учителем раскрывает творческий потенциал ребенка и позволяет ему успешно справиться с выполнением проекта. Кроме того, коллективная деятельность такого рода дает ребенку возможность почувствовать свою значимость в коллективе и в то же время научиться ценить вклад других людей в общее дело. Учитель включается в обсуждение и принимает участие в вынесении решения в качестве старшего товарища, который предлагает, а не диктует. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения. Таким образом, проект имеет не только образовательное, но и социальное значение.

Но каждый урок не может быть ориентирован только на интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения.

Проектную деятельность учащихся я применяю на уроках повторения или обобщения пройденного материала, а также во время проведения занятий по выбору (спецкурсов).

У меня сложилась следующая система:

Сначала даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание.

Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика.

После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

Я организую постоянную проверку презентаций с помощью электронного дневника (www.dnevnik.ru), собирая их и выставляя оценки. Лучшие проекты демонстрирую классу. Учащимся очень нравится такая форма сдачи задания через электронный дневник в разделе «Домашнее задание».

С 2010 года мы с учащимися принимаем участие в интернет-проектах:

«Творческий марафон»; «Компьютерное путешествие». Ребята с увлечение выполняли задания и с нетерпением ждали следующего.

В нашей Гимназии ежегодно в апреле проводится научно-практическая конференция «Первые шаги в науку», где обучающиеся могут защитить свои проектные работы. По итогам мы выступили на муниципальной научно-практической конференции «Безопасный Интернет». В результате один из наших проектов был признан лучшим.
Я очень надеюсь на то, что занимаясь проектной деятельностью, оказавшись в неопределенной жизненной ситуации, ученик обязательно найдет выход, примет свое собственное решение проблемы. В этом смысл, ценность метода проектов.

 


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Владимировна3260 • 09:12, 28.09.2014
Хорошая задумка с проверкой домашнего задания через электронный дневник. Спасибо!