Индивидуальный подход к детям с отклонениями в развитии на уроках швейного дела в коррекционной школе-интернате VIII вида


Профессионально-трудовое обучение в школе VIII вида является основой подготовки детей со сниженным интеллектом к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, имеющих разные отклонения в развитии.

Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Профессионально-трудовое обучение в школе VIII вида является основой подготовки детей со сниженным интеллектом к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, имеющих разные отклонения в развитии. По результатам диагностики составляется учебно-тематический план на класс и индивидуальный – на слабых учащихся. Для решения многих педагогических задач необходимо определить факторы, мешающие данному ученику достичь более высоких показателей в обучении, а именно:
  • трудности в восприятии и понимании изучаемого материала;
  • практическое выполнение заданий;
  • энергетическое обеспечение трудовой деятельности и т.д.
Недостаточное восприятие и понимание изучаемого материала у отдельных детей объясняется низким интеллектуальным уровнем их развития, речевыми расстройствами, что мешает пониманию чужой речи. Работу я организую внутри класса по группам. В состав группы входят две-три ученицы, которые с трудом усваивают теоретический материал. Во время практических заданий эти учащиеся не испытывают больших трудностей, так как имеют возможность постоянно получать индивидуальную помощь от учителя и товарищей своей группы. Работа с такими детьми требует от меня более четкого и продуманного использования всего арсенала методических средств, применяемых во время объяснения, которое должно быть рассчитано не только на основной состав, но и на слабоуспевающих. Так, на уроке в 8 классе по теме: «Виды синтетических волокон и нитей» я знакомлю учащихся с синтетическими волокнами, из которых делают пряжу и нити.

Рассказ учителя:

«Для получения синтетических волокон не надо разводить овец, коз, выращивать хлопок, лен, использовать древесину. Синтетические волокна получить легче, их можно сделать больше, но по своему качеству, они во многом уступают натуральным. Работать с синтетическими тканями труднее. Чтобы не допустить брак в работе, надо знать их свойства». Для большинства учениц объяснения данного понятия можно было бы изложить короче, но слабоуспевающие учащиеся до специального изучения этой темы плохо представляли себе, что такое синтетическая ткань, хотя само слово «синтетика» им знакомо. Работа на уроке провожу следующим образом:
  • проговаривание понятия синтетические волокна вслух;
  • чтение свойств синтетических волокон и тканей хором по карточкам;
  • чтение надписей на плакатах;
  • запись трудных слов с их объяснением в словарь.
Осуществляя дифференцированный подход к отстающим учащимся я включаю обращенные к ним вопросы походу объяснения. Это повышает умственную активность, улучшает внимание, способствует пониманию, позволяет контролировать процесс усвоения. Возможностям учащихся данной группы соответствуют более расчлененные вопросы.

При объяснении я применяю тесты и разной сложности с учетом индивидуальных способностей детей. Каждый тест разделен на две части. На одной – рисунок или аппликация, на другой – относящиеся к ней вопросы. На тесте их не более трех-четырех. Получив его, ученица рассматривает рисунок, осмысливает прочитанное, далее отвечает на вопросы, стараясь строить полные предложения, используя при этом слова, которые содержатся в данных вопросах. Тесты могут быть самые разные.

Пример.

Определить переплетение нитей.

Что значат позиции на рисунке? Обозначьте их буквами основа – О, уток – У, кромка – К.

С целью привития интереса к предмету, я провожу познавательные и дидактические игры («Цепочка», «Домино», «Лото», сбор деталей изделия, или самого изделия из разрезанных частей по образцу, кубики для составления технических терминов).

Игра «Цепочка»

Суть игры в том, чтобы не прерывалась последовательность правильных ответов. В игру можно включить элемент соревнования между группами.

Алгоритм проведения игры.
  1. Подготовительный этап.
    • ознакомление с условиями игры;
    • деление детей на группы с учетом умственных и физических возможностей.
  2. Проведение игры.
  3. Подведение итогов игры с вручением группам шуточных грамот.
 Например: на уроке ставится задача назвать в правильной последовательности детали швейной машины, через которые заправляется нить. Учащийся 1-й группы называет первую деталь, следующую деталь называет член 2-й группы, потом из 1-й и т.д. При неправильном назывании право на ответ передается другой группе. Выигрывает группа, у которой было меньше «разрывов цепочки», больше правильных ответов.

Игра «Домино»

Состоит из картонных прямоугольников, на которые приклеены образцы разных тканей. Игра состоит в нахождении образца идентичного данному. Прежде чем выставить пластину, учащийся называет вид ткани. Для старших классов применяется более сложный вариант этой игры, когда подбираемые образцы различаются по разным признакам.

Например: должны подбираться ткани одного наименования из образцов, которые кроме того, отличаются цветом и рисунком.

Алгоритм проведения.
  1. Подготовительный этап.
    • знакомство школьников с условиями игры;
    • демонстрация игры более способными учениками.
  2. Проведение игры.
  3. Подведение итогов игры, награждение.
По этому же принципу проводится игра «Лото».

Познавательные игры повышают умственную активность детей. С этой целью использую кроссворды. Задания, с которыми дети сталкиваются при решении кроссвордов, учат их умению самим формулировать вопросы. С помощью кроссворда можно проверить, на сколько усвоен пройденный материал.
Например: Кроссворд (материаловедение + машиноведение)

По горизонтали:
  1. Наука, изучающая состав тканей.
  2. Профессия, связанная с ткачеством ткани.
  3. Наука, изучающая строение машин.
  4. Инструмент, принадлежащий для временного скрепления слоёв ткани.
По вертикали:
  1. Деталь швейной машины, необходимая для наматывания нити на шпульку.
  2. Деталь швейной машины: маховое …
  3. Ручной инструмент, имеющий острый и тупой конец.
  4. Скорость работы электродвигателя регулируется силой нажатия на …
  5. Тонкие скрученные волокна.
  6. Деталь швейной машины, перемещающая ткань под лапкой.
Как уже говорилось выше, что в каждом классе есть ученицы, у которых заметно снижена работоспособность, они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы. Основной путь коррекции указанных недостатков – развитие у обучающихся интереса к практической работе. Педагог должен хорошо знать: какому ученику, какой инструктаж требуется. Одного можно отослать к учебнику или инструкционной карте, другому требуется объяснение учителя с опорой на технологическую карту, третьему – необходим неоднократный показ приемов работы.

Использование технологической карты позволяет более осознанно приступать к практической работе над изделием. Применение технологической карты повышает активность учащихся, обостряет их внимание, способствует развитию умения ориентироваться в задании, планировать свои действия, пользоваться техническими терминами.

На усвоение знаний большое влияние оказывает оценка учителем результатов. Однако, подчеркивая успехи, нельзя умалчивать о недостатках, но это необходимо делать так, чтобы не вызвать у обучающихся угнетенное состояние. Даже в случае полного незнания вопроса целесообразно обнадежить ученика, что на другой вопрос он ответит лучше, а над этим еще нужно поработать.

Дифференцированный подход к детям помогает мне предвидеть все возможные конфликты, чтобы каждый ребенок уходил с урока удовлетворенным.

Организация дифференцированного подхода в обучении, учет динамики развития каждого учащегося в определенной мере реализует идею Л.С. Выготского о том, что «педагогика коррекционной школы должна быть лечебной педагогикой».

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: