ОсиповаТ.А.,Щурова С.Г.,Мархель Э.Э, 28.11.2013 0

Факультативные занятия как средство успешной социализации учащихся с ОВЗ


Социальная адаптация и подготовка к успешной интеграции воспитанников эффективно может осуществляться не только на занятиях по профессионально-трудовой подготовке, но путем вовлечения детей в факультативные занятия.

Обсудить статью Опубликовать свой материал
Актуальной проблемой современного российского общества является социализация детей с нарушениями в развитии. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно – развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия для получения образования. Основной задачей специальной (коррекционной) школы – интернат является социально – бытовая, социально – нормативная и социально – трудовая адаптация учащихся с последующей интеграцией их в общество.

Главная цель трудовой адаптации – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду в современных условиях.

Социальные изменения в обществе повлияли на содержание трудового обучения и вызвали необходимость корректировки трудового обучения, с целью реализации вопросов трудовой адаптации выпускников специальных школ.

Какие же корректировки можно внести, чтобы модифицировать ту систему отношений с миром, в которую включается или будет включаться ребенок за стенами школы? Как возможно готовить детей к активной социальной жизни уже в стенах школы, как моделировать социальные отношения?

Мы считаем, что социальная адаптация и подготовка к успешной интеграции воспитанников эффективно может осуществляться не только на занятиях по профессионально – трудовой подготовке, но путем вовлечения детей в факультативные занятия.

Роль факультативных занятий в социальной адаптации воспитанников с ОВЗ

Выпускник подготовлен к успешному вхождению в самостоятельную жизнь, если он внутренне готов к самообеспечению на основе труда; правильно выстраивает свои отношения с окружающими его людьми, что обеспечивает продуктивность его социальных контактов; имеет соответствующую его возможностям жизненную перспективу.

Наличие этих качеств позволяет предполагать, что подросток не будут беспомощным в таких сферах, как профессиональная деятельность, бытовое самообслуживание, семейная жизнь. Успешность самореализации и жизни возможна, когда человек любит и умеет трудиться. (1,13)

Факультативные занятия – это форма учебной работы, состоящая в развитии способностей и интересов учащихся.

В нашей школе разработаны и апробируются программы факультативных занятий:
  1. Декоративно-прикладное искусство.
  2. Художественная обработка древесины.
Программы факультативных занятий получили рецензию на кафедре коррекционной педагогики и специальной психологии « Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовке работников образования».
Программы имеют высокую практическую значимость, учитываются индивидуально – типичные особенности учащихся.

Для успешной реализации программ факультативных курсов созданы необходимые условия: квалификационные педагоги, оборудованные мастерские, оборудование и инструменты, специально отведенное время для проведения занятий.

Цель факультативных занятий - расширение кругозора, углубление знаний учащихся в избранных ими областях знаний и воспитание у них определенных навыков самостоятельной работы.

Социальная адаптация не возможно без полноценного включения индивидуума в общество, в существующую систему отношений в обществе. Образовательное учреждение выступает той средой, где происходит формирование потенциала ребенка, актуализация заложенных в них природой способностей и задатков. На факультативные занятия накладывается определенная важность, именно здесь в условиях особой организации учебной работы (отличной от урока, и от внеклассной работы) возможно создание благоприятной развивающей среды.

Используя исследования Зайцевой Н.В., Зайцева Д.В. приведенные в работе «Из опыта развития творческого потенциала нетипичных детей», выделим структурные компоненты, необходимые для создания коррекционно – развивающей среды на факультативных занятиях. (2;5)
  1. Мотивационно – целевой компонент представлен рядом конкретных задач: обеспечение положительной мотивации и потребности к деятельности, стремление к приобретению общих и специальных знаний и умений, осознание потребностей, целей, задач.
  2. Содержательный компонент включает именно совокупность знаний, умений, навыков общеобразовательного характера, а так же полученных на уроках трудового обучения. Этот компонент включает три основных направления: познавательное, практическое, творческое.
  3. Операционно – деятельностный компонент основан на комплексе умений и навыков организации своей деятельности. Он включает способы действий, операций, а также формы практической деятельности. Данный компонент отражает возможности учащихся в создании чего- то нового и направлен на самоопределение и самовыражение в деятельности.
  4. Рефлексивно – оценочный компонент включает внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценки собственной деятельности и ее результаты. Основной задачей этого компонента является определение достигнутого уровня сформированности свойств и качеств личности, знаний, умений, навыков.
Каждый компонент предусматривает значительную вариативность выбора методов, форм и средств деятельности педагога и учащихся, опору на самостоятельность и самодеятельность. (2;7)

Деятельность, организованная на факультативных занятиях дает широкую возможность организации продуктивного взаимодействия взрослого и ребенка, основанного на принципах творческого сотрудничества. Для успешности взаимодействия необходимо применение педагогических технологий характеризующихся следующим образом: по ориентации на личностные структуры; по характеру содержания; по организационным формам - групповая и индивидуальная; по подходу к ребенку - как педагогика сотрудничества.

Эффективность реализации задач успешной социализации во многом зависит от уровня квалификации и профессионализма учителей профессионально- трудового обучения. Опираясь на учения и исследования ученых-дефектологов по данной проблеме (Дульнев Г.М., Ковалева Е.А., Мирский С.Л., Патроскеев В.Г. и др.), можно сделать вывод, что успех обеспечивается, прежде всего, грамотным подходом педагога к организации учебно-трудового процесса на основе глубокого знания психологии школьников с нарушением интеллекта. Использование коррекционных приёмов по активизации трудового обучения, индивидуальный и дифференцированный подходы к воспитанникам, внедрение в практику работы элементов инновационных педагогических технологий, тренингов, проведение внеклассной и кружковой работы, мероприятий профориентационной направленности, социальной диагностики, постоянное изучение динамики развития позволяет достичь поставленных целей обучения. (3;13)

Опытом работы делится руководитель факультативного курса «Декоративно-прикладное искусство» Щурова С.Г.

Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого, перед школой встает ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентно способным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности.

Учитывая данные факторы, была составлена программа факультативного курса «Декоративно-прикладное искусство» для учащихся 8-9 классов. Цель курса заключается в создании предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно-прикладного творчества, посредством знакомства с различными видами рукоделия.

Обучение учащихся по программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению.

Общеизвестно, что учащиеся с ОВЗ положительно относятся к трудовой деятельности, в процессе которой они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллектив¬ные способы обучения и проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.

Обучая детей труду, всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет метод проектов, элементы которого успешно применяются на факультативных занятиях. (5;34)

Работа по методу проектов: формирует выработку у учащихся четкого механизма понимания профессионально – трудовой проблемы; вырабатывает умения ставить близкие и далекие цели; самостоятельно планировать работу; применять необходимые знания и умения в новых условиях. (6; 124)

Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои, специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую или индивидуальную, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль и заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательно-поисковой деятельности, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.

Так как наши дети не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. На занятиях факультатива мы совместно с учениками в процессе обсуждения определяем тему проекта, ставим цели и задачи предстоящей работы, выбираем направления работы.

На этапе разработки проекта учащиеся осваивают основные операции по изготовлению данного изделия. Учатся работать с журналами мод, рассчитывают себестоимость изделия, сравнивают сумму затрат с ценой изделия такого же типа, которое продается на рынке, определяют, удалось ли сэкономить семейный бюджет, знакомятся с торговыми точками города, в которых можно реализовать продукты своего труда.

В ходе выполнения практической части проекта воплощается идея проекта в конкретном изделии с соблюдением технологии, контроля качества работы.

Творческие проекты, выполненные учащимися на занятиях факультатива, были представлены в конкурсах регионального, межрегионального и всероссийского уровня:
  • Конкурс детского декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Золотой и серебряный росток».
  • 2011, 2010 год – участие в зональном этапе конкурса.
  • 2009 год – дипломом за 3 место в зональном туре конкурса, диплом лауреата конкурса.
  • Межрегиональный конкурс-фестиваль детского ДПТ «Пасхальное яйцо-2011», организованный негосударственным образовательным учреждением Свято-Троицкой Сергиевой Лавры «Детский центр образования «Пересвет».
  • Всероссийский конкурс ДПТ «Семья – ковчег спасения» демографической программы «Святость материнства».
Таким образом, использование на факультативных занятиях элементов проектного обучения создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни. Выпускники коррекционной школы, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни.
Свой опыт работы по факультативному курсу «Художественная обработка древесины» представит Мархель Э.Э.

Мы считает, что главным направлением социализации учащихся с ОВЗ, является воспитание у учащихся интересов и склонностей к столярному делу с учётом их потенциальных возможностей на основе коррекционного характера обучения. Многолетняя практика показывает, что при соблюдении единства известных принципов специального (коррекционного) образования: педагогического оптимизма, коррекционно-компенсирующей направленности и деятельного подхода при обучении и воспитании, а также реализации дифференцированного и индивидуального подхода, можно достичь определённых результатов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Цель факультативного курса: формирование системы знаний и практических умений по обработке древесины и резьбе по дереву.

Задачи:
  • научить учащихся различным приемам работы с древесиной;
  • овладеть приемами работы с основными инструментами по резьбе;
  • развивать способность самостоятельно создавать изделия;
  • воспитывать оценочное отношение учащихся к своим работам и работам сверстников.
Программа факультативных занятий рассчитана на 3 года для 7-9 классов, отвечает экономическим и социокультурным потребностям жизнедеятельности региона, составлена по концентрическому принципу и обеспечивает коррекционную направленность процесса обучения.

В решении поставленных задач используется практико-ориентированный подход. Он позволяет использовать активные методы обучения и воспитания на различных этапах педагогического процесса. В ходе обучения используется широкий спектр активных дидактических методов: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, эвристический и другие.

Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к труду - это важнейшая составляющая комплекса мероприятий, направленных на формирование целостной личности, обладающей качествами, необходимыми для успешной интеграции в социально-экономическую жизнь общества. Положительных сдвигов в подготовке к труду детей данной категории можно достичь только при положительном отношении ребенка к тому, что предлагает взрослый, если ребенок принимает предложение взрослого как собственное, как необходимое.

Актуальность этой программы состоит в том, что выполнение данного вида работ требует минимального использования инструмента – нож, стамеска, отходы древесины, а изделия из дерева с использованием разных видов резьбы пользуется спросом. Хочется отметить, что инструменты по возможности учащиеся изготавливают самостоятельно, а впоследствии по окончанию курса, школы забирают с собой для дальнейшей работы в домашних условия.

Задачи системы факультативной работы следующие:
  1. обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в выполнении изделия;
  2. выработать положительное отношение к посильным видам труда, умение выполнять несложные виды этого труда;
  3. сформировать привычку и положительную установку к определенному виду труда в течение установленного времени (5-6 часов в день) в специальном цехе или мастерской;
  4. выработать твердые навыки выполнения ряда операций в том виде труда, которому ребенок обучался в школе;
  5. по индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно.
Занятия по данному факультативу позволяет сочетать обучение техническим операциям ручной и механической обработки древесины, и влияют на эстетическое и трудовое воспитание учащихся. Учащиеся осваивают профессиональные приемы обработки древесины, практически знакомятся с физическими и декоративными свойствами наиболее распространенных в Красноярском крае древесных пород, приобретают знания в области стилизации и обобщения видимых предметов и явлений в декоративные формы и образы.

Вся программа разделена на 5 видов художественной резьбы: контурная, геометрическая, плоскорельефная, рельефная, объемная.

Вырезая сначала простые элементы, а затем, создавая все более сложные композиции, каждый учащийся вырабатывает свой определенный неповторимый подчерк. На занятиях в полной мере проявляется индивидуальность, что особенно важно в условия конкурентности рынка труда.

От момента задумки изделия до конечного результата учащиеся под руководством педагога проходят несколько этапов:
  • поисковый (выбор изделия, планирование деятельности, сбор и изучение информации)
  • конструкторский (поиск оптимального решения задачи, выбор технологии изготовления, экономическая оценка)
  • технологический (подбор необходимых инструментов, материалов; выполнение запланированных технологических операций, контроль качества)
  • заключительный (анализ процесса и результатов выполнения проектов).
Каждый этап основывается на активной деятельности учащихся в тесном сотрудничестве с учителем. (6; 136)

Не менее важно развивать у учащихся познавательные компоненты трудовой деятельности: умение действовать по плану, организованно, точно и аккуратно контролировать и корректировать свои действия, адекватно применять ранее усвоенные знания, умения, навыки, формировать ценные черты личности: трудолюбие, коллективизм, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость, инициативность и другие, важные в социальном отношении качества (4;24)

Невозможно успешно обучать учащихся, если учащийся сам не видит своих результатов.
Работы учащихся неоднократно удостоены наград на различных конкурсах детского художественного творчества:
  • в конкурсе «Золотой и серебряный росток» среди коррекционных школ
  • в городских выставках декоративно – прикладного и технического творчества в номинации «Рельефная резьба»
  • в краевом конкурсе «Чудесное превращение дерева».
  • Межрегиональный конкурс – фестиваль детского творчества "Пасхальное яйцо 2011". Организаторы конкурса – Негосударственное образовательное учреждение Свято-Троицкой Сергиевой Лавры «Детский центр образования «Пересвет» при содействии Московской Православной Духовной Академии, Сергиево-Посадского отделения Союза Художников России.
  • Четвертый Международный творческий Фестиваль детей с ограниченными возможностями "Шаг навстречу!"
Работы выставлены в Выставочном зале Петербургского Союза Художников. Участники прошли отборочный тур и приглашены на фестиваль в город Петербург.

Введение в процесс образования факультативных занятий в коррекционной школе открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин.
Наличие факультативных курсов в школе, позволяет, во-первых, создать широкий общекультурный, эмоционально значимый для ученика фон усвоения различных направлений образования и, во-вторых, предметно ориентировать его в таких областях деятельности, которые будут содействовать определению его жизненных планов, что позволит учащемуся самоопределиться, расширить социальное пространство и как следствие социально адаптироваться в обществе.

Библиографический список

1.Гнатюк А.А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. Дефектология. – 1986. - №6.
2. Зайцева Н.В., Зайцев Д.В. Из опыта развития творческого потенциала нетипичных детей //Педагогика, 2006, № 5 , с. 11-17
3.Корнеева Е.Н. Взгляд на социализацию с точки зрения возрастной психологии // Ярославский педагогический вестник. 1996. № 2. С.17-23.
4. Мачихина В. Ф. Организационно - педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей/ В. Ф. Мачихина // Дефектология. - 1992.- №4 – С.24-26
5. Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. Дефектология. – 1986. - №1.
6. Сасова И.А. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя.- Москва: Издательский центр Вентана –Граф.- 2008-с.294
7. Старобина Е.М., Агрба М.В.. Организационно – методические основы профессиональной подготовки лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии: Методические рекомендации. Спб., 1997
8. Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. – Москва: Издательство НЦ ЭНАС.- 2003

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?