О курсе адаптации к школе "Введение в школьную жизнь"


Ребёнок пришёл в первый класс. Как с самых первых дней создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Н. К. Поливанова и Г.А. Цукерман), который поможет детям безболезненно адаптироваться к новой жизненной ситуации.

Обсудить статью
Опубликовать свой материал
В новом учебном году я в очередной раз работу с первоклассниками начала с этого курса, рассчитанного на две недели. И с ещё большей убеждённостью могу сказать, что он просто необходим ребятам, которые впервые перешагнули школьный порог.

Курс "Введение в школьную жизнь" создан для того, чтобы, «в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника». Это курс адаптации к школе, своеобразное посвящение в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и с самим собой.

По форме, по манере общения данный курс построен как обучение навыкам учебного сотрудничества. Усилия детей должны быть сосредоточены на освоении отношений: на выработке умений договариваться между собой, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, как это делают настоящие школьники. Таким образом, цель курса «Введение в школьную жизнь» - создать у ребёнка представление о школе как о месте, где он будет принят весь целиком, со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами.

По рекомендации авторов на наших занятиях присутствовали родители (ежедневно по 4-5 человек), что делало атмосферу первых дней в школе более домашней, спокойной, доверительной. Во время занятий родители вели наблюдения за работой групп и отдельных учеников, помогали детям в выполнении заданий, мне в проведении игр. Большую помощь они оказывали и при подготовке к занятиям: готовили дидактический материал, рисунки, листы с заданиями.

Знакомство детей с новым школьным миром организовывалось на чисто дошкольном материале – дидактических играх на классификацию, рассуждение, запоминание, внимание, конструирование.

Введение в школьную жизнь: методические рекомендации

В первую неделю ежедневно проводилось по три урока, на которых решались определённые задачи.

Например:

День первый. Знакомство друг с другом
  • Работа в группах, выработка умения сотрудничать.
  • Режим дня школьника.
  • Введение знака «Я» - поднятая рука.

День второй. Вводится ритуал приветствия учителя и друг друга
  • Знак «Хор», противопоставление его знаку «Я».
  • Знакомство с «волшебными столбиками» как средством для оценивания работ.
  • Самооценка.
День третий. Работа в парах. Знак «Мы»
  • Выработка умения слушать своего соседа,
  • внимательно относиться к его высказываниям и
  • оценивать работу соседа, взаимооценка.
Таким образом, каждый день все задания и игры подчинены одним задачам. И как итог, в конце дня мы встаём в круг, и каждый ребёнок одним-двумя словами говорит, что сегодня понравилось больше всего. И детям предлагалось заполнить в «Книгу школьной жизни» листок, который мы называли «листком настроения». Для этого каждый получал лепесток цветка, бабочку, рыбку или ещё какую – нибудь другую фигуру, и предлагалось раскрасить её таким цветом, какое у него сейчас настроение. Из лепестков мы склеивали один общий цветок, бабочек приклеивали на лесную полянку, рыбок поселили в аквариум.

Рассматривая картины, я получала для себя информацию об эмоционально-психическом состоянии детей и в беседах старалась выяснить причину плохого настроения первоклассника: рано встал, забыл пенал, на перемене поссорилась с подругой, мало отвечал на уроках.

Очень понравилось в курсе то, что ежедневно ребята получали задания для всей семьи: продиктовать рассказ о самом главном событии дня, порассуждать с родителями, можно ли прожить без ссор и драк, придумать и нарисовать орден для друзей. И, собирая листки с заданиями на следующий день, опять делала диагностику, как родители воспринимают учебную жизнь детей, интересуются ли они тем, что происходит в классе, как общаются с ребёнком.

Прочитав рассказы детей, записанные взрослыми, делала выписки из каждой работы и составляла коллективное сочинение, затем по каждому дню оформлялись листки в «Книгу нашей жизни». Один такой лист помог нам составить план воспитательной работы. Он отразил предложения ребят и родителей, как сделать жизнь класса замечательной.

Во вторую неделю прошла презентация уроков математики, чтения, письма, окружающего мира, музыки, физкультуры. И в конце недели в нашей книге появился лист «Салют школьным наукам».

Последний, десятый день у нас прошёл как праздник «Посвящение в первоклассники». Основа праздника - это уроки в лесной школе, на которые мы пригласили родителей, а затем музыкально-игровая программа с участием детей и взрослых.

В результате проведения курса «Введение в школьную жизнь» практически все дти достаточно хорошо прошли первый период адаптации к школе. Из опроса родителей после шести недель обучения 20 ребят идут в школу с хорошим или очень хорошим настроением, двое – когда с каким.

Во время курса не только учащиеся приобрели некоторые общеучебные умения и навыки, но и я лучше узнала личностные качества первоклассников, их способности и склонности, что помогает мне более продуктивно проводить уроки.

Этот курс необходим и родителям. В классе 23 ученика, 17 родителей посетили наши занятия. Во – первых, они знакомились с коллективом, в котором будет учиться их ребёнок. Во – вторых, каждый получает информацию о своём ребёнке: как он работает на занятиях, общается с одноклассниками. В - третьих, в совместной работе сплачивается и родительский коллектив. Отношения между ним и детским коллективом налаживаются быстрее и становятся более тёплыми.

И, конечно же, я быстрее познакомилась с каждым родителем, узнала его возможности и творческие способности, что теперь помогает лучше организовывать внеклассную работу.

После проведения курса «Введение в школьную жизнь», я попросила родителей написать отзывы о том, нужен ли курс их детям. И вот коллективное письмо родителей:

«Первое впечатление о школе очень важно и остаётся надолго, и от первого учебного месяца будет зависеть настроение на учёбу на весь год, а возможно и на всю жизнь.

Начало школьных будней наших детей не было резким рывком к настоящим упражнениям и задачам, а протекало как плавный переход от дошкольной жизни к учёбе в школе. Нагрузки возрастали постепенно и не снижали интерес ребёнка к учёбе. Хорошо, что в первые дни работы дети были поделены на маленькие группы, что позволило им быстрее познакомиться и сблизиться. Каждый ребёнок почувствовал себя членом коллектива, начал работать в контакте с другими детьми. И задания, которые предлагал учитель, были направлены на выработку сотрудничества и взаимопомощи.

Игра-главный элемент этого периода, легко вводит детей в школьную жизнь, так как первые в их жизни уроки проходили в игровой форме. За эти две недели первоклассники познакомились друг с другом, узнали, как вести себя в школе и правила работы в коллективе, учились работать парами, группами и все вместе, учились обсуждать с товарищами способы выполнения заданий.

Постепенно ребёнок привык к мысли, что он уже школьник, а значит, сам отвечает за свои поступки. Он втянулся в более сжатый режим, нет проблем с подъёмом по утрам (в отличие от детского сада), стал взрослее, самостоятельнее, раскованнее, интереснее, речь стала более связанной. Научился запоминать домашнее задание и выполнять его. Ребёнок с радостью идёт в школу, с нетерпением ждёт новых заданий и вообще считает, что школа это здорово!»

И я считаю, если тест на изучение учебной мотивации, проведённый в конце декабря психологическим центром, показал, что 18 учеников из 20-ти протестированных идут в школу с удовольствием, хорошим настроением, то это заслуга и курса «Введение в школьную жизнь».

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: