Педагогические технологии на службе у физики, или Опыт повышения мотивации у студентов СПО


Перед средним профессиональным образованием России поставлена задача подготовки специалистов и рабочих, способных переключаться с одного вида профессиональной деятельности на другой, совмещать различные трудовые функции, обладать совокупностью знаний в разных областях. Чтобы сформировать знающих, ищущих, критически мыслящих, свободно ориентирующихся в быстро изменяющемся обществе специалистов, необходимо как можно шире использовать различные педагогические технологии.

В статье автор описывает свой опыт повышения мотивации студентов в обучении физики на примере обучающихся по специальности "Кинология" (СПО). Приемы будут интересны и преподавателям других специальностей.

Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Я преподаю физику в политехническом колледже. Анализ трудоустройства выпускников позволил определить перечень востребованных специальностей в СПО. Помимо традиционных специальностей ("Строительство и эксплуатация зданий и сооружений", "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", "Программирование в компьютерных системах", "Рациональное использование природохозяйственных комплексов", "Право и организация социального обеспечения"), у нас есть специальность — кинология.

Проблемы СПО

Сейчас, когда страна находится в сложных условиях государственного и политического переустройства, а в экономике развиваются рыночные отношения, система среднего профессионального образования претерпевает изменения: в колледж приходит слабо подготовленный, не имеющий желания учиться и не умеющий учиться контингент. Часто это сопровождается сложностями в семье (среди наших студентов много сирот, малообеспеченных, многие проблемы в воспитании). У детей нет знаний, умений, ответственности, мотивации к учению. Это большая проблема для педагогов колледжа.

Как заинтересовать студентов?

Как мотивировать их к учёбе? "Вхождение" студентов-первокурсников специальности "кинология" в мир физики начинается с анкетирования.

Я прошу студентов ответить на следующие вопросы:

1. На какое место среди общеобразовательных дисциплин вы бы поставили физику?

2. Нужна ли физика в вашей будущей профессии?

3. Какой раздел физики вы знаете лучше всего?

а) механика;
б) постоянный ток;
в) оптика

4. Кто оказывал вам помощь при возникновении трудностей с домашним заданием по физике?

а) родители
б) братья, сестры, другие родственники
в) одноклассники
г) друзья
д) другие
е) никто

5. Сколько времени вы выполняете домашнее задание по физике?


В конце изучения дисциплины физика проводится повторное анкетирование. На вопрос "Нужна ли физика в вашей будущей профессии?" более 97% студентов отвечают "Да" (во входном анкетировании ответ "Да" был у 63% опрошенных).

Высокая квалификация специалиста возможна лишь при сформированном мотивированном отношении к учёбе, к каждому предмету. Мотивация у студентов на протяжении учебы может меняться, и мы, педагоги, должны уделять этому свое внимание, например, проводя нестандартные уроки.

В начале обучения уровень мотивации учебной деятельности по физике невысок. Познавательные интересы аморфны (как известно, сильные и слабые студенты различаются не по уровню интеллекта, а по мотивации учебной деятельности). Педагогу необходимо работать над сменой неустойчивой мотивации ученика и его боязни неудачи к ситуации успеха. Для этого необходимо развивать интерес к дисциплине.

Я считаю, что особое внимание на занятиях при обучении физике следует уделять активным формам и методам обучения.

Урок-представление (например, "День ученого")

Группа разбивается на 3 команды. На уроках-представлениях "День ученого" студенты знакомят остальных с собранным материалом (М. Фарадей, М. В. Ломоносов, Н. Тесла и др.)

В ходе творческого этапа студенты, объединившись в группы по интересам и возможностям, выполняли работу по плану:

  • биография ученого;
  • составление картотеки статей об ученом;
  • составление краткой монографии открытий;
  • знакомство с практическим опытом (с возможного воспроизведения одного из экспериментов).

Важными составляющими занятия были создание психологического настроя и мотивационный этап, работа над портретом ученого, сообщение темы и цели занятия, практическая деятельность (проведение эксперимента).

В результате проведения таких уроков-представлений ученых у студентов появился неподдельный интерес к личности ученых, их открытиям. Студенты, стараясь как можно полнее и интереснее представить ученого, оформляли творческую работу оригинально и красочно, с использованием фото- и видео материалов, выставок книг и т.д.

Практическая часть уроков-представлений ученых содержит эксперимент. Иногда это демонстрация, иногда небольшая практическая работа, иногда занимательные опыты. На таких занятиях каждый студент в зависимости от своих способностей проявил творчество и испытал ситуацию успеха.

Бинарные занятия

Так, например, бинарный урок по физике и кинологии на тему "Движение и собаки". В ходе этого занятия студенты-первокурсники увидели непосредственную связь физики с их будущей профессией.

В ходе творческого этапа студенты, объединившись в группы, выполняли подготовительную работу по направлениям:

  • различные породы собак, их назначение;
  • собаки-бегуны, сфера их деятельности;
  • собаки и охота;
  • собаки в Великой Отечественной войне;
  • режим собаки (роль движения в самочувствии собаки);
  • собаки-пастухи;
  • составление кинологических задач;
  • сравнительный анализ движения транспорта и собак;
  • подготовка показательных выступлений собак.

Важнейшими составляющими занятий были саморазвитие, самообучение, перенос акцентов обучения в практическую плоскость, ориентация на успех, формирование социального капитала, включающего умение общаться, формулировать свои мысли, формирование инновационного капитала.

Бинарный урок начинается с физики: рассматриваются вопросы кинематики, основные величины: скорость, ускорение, перемещение, путь, различные виды движения. После теоретической части студенты решают задачи кинологической направленности.

Задача 1
Определить среднюю скорость ротвейлера, если он пробежал, пася овец, в течение 2-х часов 38 км.
Задача 2
Определить ускорение московской сторожевой, которая, занимаясь на площадке, пробежала 25 м, имея конечную скорость 0,75 м/с, за 9 с?
Задача 3
Собака, бегая за своим хвостом, совершила 6 оборотов (кругов). Определить путь собаки, если радиус круга 65 см (считать бег собаки равномерным).

Вторая часть занятия — движение собак — содержит творческие отчеты студентов. В результате студенты учатся:

  • умению выстраивать аргументацию, связанную с добыванием информации;
  • умению решать конкретные задачи;
  • умению осваивать новые технологии, методы деятельности, отношения;
  • способности ориентироваться в информационной среде;
  • склонности и потребности в непрерывном образовании, творчестве, профессиональном росте.

Самым ярким событием на бинарном уроке для студентов являются показательные выступления "Двигательные возможности собак". На таком бинарном уроке присутствуют и гости: представители питомников, работники кинологических служб. Студенты приводят своих собак, демонстрируют их двигательные возможности.

В ходе подготовки и проведения бинарных уроков студент учится сам формировать задачи, выдвигать и обосновывать причины их возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы, формулировать предложения.

Такая работа способствует формированию у студентов знаний по общим и локальным проблемам, используется для достижения развивающих целей обучения, является мощным инструментом формирования навыков мышления, позволяет найти свое место в этом мире.

Урок-эксперимент

К примеру, уроки из цикла "Физическая лаборатория. Опыт и эксперимент" пользуются особой любовью студентов.

В ходе творческого этапа студенты:

  • ищут и выбирают интересные опыты;
  • ищут и подбирают необходимые приборы, составляют описание эксперимента;
  • составляют инструкцию по технике безопасности для своих опытов.

На уроках "Физическая лаборатория. Опыт и эксперимент" студенты иногда проводят эксперимент сами, а выводы делают другие группы, иногда по описаниям, составленным в ходе творческого этапа, эксперимент проводит другая группа, иногда все эксперименты связаны с одним предметом, например, с пластиковой бутылкой. Вариантов много.

Результаты, получаемые на уроках "Физическая лаборатория. Опыт и эксперимент", связаны с активностью студентов, инновационной деятельностью, успешной реализацией образовательных задач.

Уроки-эксперименты отличает:
  • личностно-ориентированный подход к обучению;
  • ориентация на продуктивное достижение результата;
  • проблемное обучение как инструмент развития опыта творческой деятельности;
  • креативная организация учебного процесса, максимальное насыщение его творческими ситуациями;
  • создание ситуации совместного достижения цели;
  • детализация учебного процесса;
  • вооружение студентов рациональными приемами познавательной деятельности;
  • формирование стимулов к самообразованию, учению;
  • широкое использование технических и наглядных средств обучения;
  • внедрение в практику работы и систематическое использование компьютерных технологий;
  • разработка творческих заданий, требующих нестандартных решений и самостоятельного поиска источников информации.

Использованные источники:
1. Роль учебно-познавательной деятельности в изучении естественных наук. Паршутина Л.А. - к.п.н., Самойленко П. И. – д.п.н. - Ж. "Специалист, 2011 №10"
2. "Современные образовательные технологии", Г.К. Селевко.
3. "Занимательные задачи и ответы", Я. И. Перельман .
4. "Не уроком единым", И. Я. Панина.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Любовь Андреевна, спасибо за публикацию. С удовольствием прочитала вашу статью: ее отличает описание вашего собственного опыта. Это очень важно и нужно для других коллег. Вы совместили несовместимое: и задачи о собаках, и урок-физики и одновременно урок-показательные выступления.
Пожалуйста, если у вас есть, вышлите фотографии для иллюстрации вашей статьи.