Из опыта работы по использованию проектной технологии в учебной, внеурочной и в воспитательной работе


На протяжении последних 5 лет работы активно использую в педагогической деятельности проектную технологию. За данный период времени мной накоплен большой опыт, которым я хочу поделиться. Проектную технологию применяю в урочной, внеурочной деятельности и в воспитательной работе, сочетая при этом учебную и воспитательную работу, как учитель-предметник и как классный руководитель. На мой взгляд, данную технологию просто невозможно не использовать на уроках гуманитарного цикла, где существуют благоприятные условия для ёё реализации.

Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал
Актуальность моего опыта состоит в том, что проектная технология - новая технология обучения, которая является важнейшим средством повышения эффективности работы педагога. Она способствует решению задач, поставленных перед учителями истории и обществознания стандартами образования.

Метод проектов – это эффективное современное средство обучения, разработанное американским философом и педагогом Джоном Дьюи, наиболее активно внедряющееся в практику обучения и воспитания в мире и в России. Это технология XXI века, предусматривающая, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Сущность технологии проектной деятельности школьников заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения проблем, способствующая развитию познавательного интереса к предмету, умению систематизировать материал, выдвигать идеи и т.п.

Освоение проектной технологии, как и всё новое, вызывало немало трудностей. Например, трудности с постановкой идеи, подбором материала, его обработкой, освоение компьютерных технологий для его презентации, отсутствие опыта публичных выступлений. Трудности преодолевались в процессе работы, путём осмысления накопленного опыта, в ходе совместного обсуждения с коллегами, участия в семинарах, научно-исследовательских конференциях, путём изучении специальной литературы.

Особенности моей работы по использованию проектной технологии заключаются в том, что я работаю над масштабными проектами: коллективными и индивидуальными. Тематика проектов в основном историческая, краеведческая, тип проектов – социальный.

Примеры школьных проектов

Так, например, активно использую метод проектов на уроках истории и обществознания. На уроке истории при повторении темы «Древний Восток» в 5 классе проводила урок-путешествие. Актуализация темы проводится с помощью презентации. На слайдах вещи, которые изготавливали в разных странах Востока. Обучающиеся должны определить, в какой стране эта вещь была произведена, какие «сувениры» они привезут, и что смогут рассказать о стране, в которой побывали. Обучающиеся, работая в группах, составляют рассказ по плану. При подготовке ответа получается мини-проект, содержащий основную информацию о стране. Далее идёт защита проекта.

При изучении темы «Психологический портрет личности» на уроках обществознания в 7 классе учащиеся составляют собственный психологический портрет, используя данные диагностик или портрет своего одноклассника, любого человека из своего окружения и учатся выделять достоинства и недостатки, направления деятельности, способы коммуникации. Изучение данной темы вышло за рамки урока, и был подготовлен проект «Психологический портрет одноклассника» для научно-исследовательской конференции. Обучающиеся 8 класса составили психологический портрет одноклассника, используя диагностики.

Несколько иным направлением нашей исследовательской деятельности стала разработка бизнес-плана «Выращивание хрена на фермерском участке». Данное направление проектной деятельности можно использовать после изучения темы «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности» по обществознанию в 11 классе. Суть проекта заключалась в выращивании огородной культуры хрена в промышленных масштабах на фермерском участке. Противоречие, которое побудило нас к написанию именно этого проекта, заключается в том, что такая распространённая, неприхотливая, охотно употребляемая в пищу, огородная культура хрен выращивается в России только одним фермером, а на переработку экспортируется из Украины и Беларусии. Проект занял II место в конференции бизнес-проектов, проводимой на базе колледжа бизнеса г. Урюпинска и был рекомендован для участия в областной олимпиаде по основам предпринимательской деятельности среди старшеклассников, где стал победителем в номинации «Реальный бизнес».

Метод проектов во внеурочной деятельности

Во внеурочной деятельности в рамках краеведческого кружка, научно-исследовательской работы, на предметных неделях и в творческой работе использую проектную технологию практически регулярно. Работа ведётся по нескольким направлениям: история семьи, история села, известные люди нашего края и многое другое. Одним из первых проектов был проект «Моя родословная», написанный на основе семейного архива и по воспоминаниям моих родственников с моими детьми. Он позволил создать генеалогическое древо нашей семьи, проследить взаимосвязь истории нашей семьи и истории страны. Проект презентовался на лицейской конференции проектных и исследовательских работ, был рекомендован для презентации на районной конференции проектных и исследовательских работ «Эврика», где стал призёром. Работа над проектом продолжается и сегодня. Проект презентовался на конкурсе «История моей семьи в истории района» (к 85-летию Урюпинского района Волгоградской области), где стал победителем конкурса. Историческая ценность данного проекта заключается в том, что изучение родословной это не только интересная и полезная работа, но и долг каждого человека, знак уважения к предкам. Проект является образцом для подражания всем семьям.

На основе данного проекта к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне мною был разработан проект «Книга памяти нашей семьи», где был собран материал о моих родственниках – участниках Великой Отечественной войны. Написание проекта своего рода дань памяти и уважение к предкам, вынесшим на своих плечах все тяготы военного времени. Проект презентовался на лицейской конференции, где был награждён грамотой «За лучшую презентацию», на районной конференции исследовательских работ «Великая Отечественная война в истории моей семьи», где стал призёром, а также на lll областном конкурсе социальных проектов в лицее «Олимпия» г. Волгограда, где занял I место в номинации «Благодарность внуков».

Создание проекта стало толчком для сбора информации об участниках войны жителях и родственниках жителей нашей станицы Добринки. Фотогалерея участников войны, прадедов и прабабушек учащихся нашего лицея, была оформлена к празднованию 9 мая 2013 г. и презентовалась в лицее. К юбилею Сталинградской битвы был оформлен стенд «Наши земляки – участники Сталинградской битвы». Кроме того, 9 мая в нашей станице состоялось открытие мемориальной доски и учащиеся лицея использовали портреты родственников для участия в митинге. Это стало нашим своеобразным участием в акции «Бессмертный полк», проходившей во многих городах России. Продолжением работы в данном направлении стали работы «Воспоминания о прадедах» на конкурсе «Вклад Азербайджана в Победу в Великой Отечественной войне», «Рябов Николай Иванович» размещённая на сайте Мирознай, «Овеянные славой флаг наш и герб», отмеченные сертификатом участника областного краеведческого конкурса «Моя малая родина», III место в районном конкурсе сочинений «Они творят историю», победитель районного конкурса исследовательских и творческих работ «Овеянные славой флаг наш и герб».

Проектная технология в воспитательной работе

Применяю проектную технологию в воспитательной работе. Проекты, разработанные на уроках, во внеурочной деятельности использую как классный руководитель. Направления воспитательной работы тесно перекликаются с материалом учебников по обществознанию. Например, проект «Психологический портрет одноклассника» содержит в себе не только учебную информацию, но и позволяет наметить пути индивидуального воспитательного маршрута обучающегося.

Являясь классным руководителем 9 класса, я разработала Программу воспитания школьников «Я-концепция», которая является личностно-ориентированным проектом. Целью программы является воспитание социально адаптированной личности посредством формирования познавательных интересов, повышение интеллектуального уровня и привития духовно-нравственных ценностей посредством решения ряда задач.

Работа над проектами продолжается. В настоящее время я собираю материал по истории нашей станицы, т. к. к сожалению, сохранилось мало фактического материала, позволяющего изучить её глубже. Этот проект я назвала «Летопись станицы Добринки», будет создан проект «Книга памяти станицы Добринки», «История одного храма». Возможно, жизнь подскажет и иные направления работы.

Несомненно одно, использование проектной технологии на уроках способствовало развитию познавательного интереса к изучению истории и обществознания, формированию у учащихся умения проводить поиск информации, анализировать источник исторической информации, различать факты и мнения, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для осознания себя гражданином России. Следовательно, можно утверждать, что проектная технология является важнейшим средством повышения эффективности работы в условиях реализации стандартов.                                          

   Список использованной литературы:

1.​ Стратегия модернизация содержания общего образования. М., 2001г.

2.​ Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под. ред. Полат Е.С.. М.: “Академия”, 2002г. – 272с.

3.​ Лазукова Н.Н. Формирование учебных умений на уроках истории. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2002г. №1 – с.34-41.
 
 


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Владимировна3260 • 08:31, 28.09.2014
Хороший материал. Я также использую в работе метод проектов. Кое-что из опыта Вашей работы я буду использовать на своих занятиях. Спасибо!