Технология продуктивного чтения


Каждый учитель мечтает, чтобы по возможности каждый ученик приходил на его урок подготовленным: прочитал то или иное произведение, параграф, сделал задания. Но в век новых технологий среди школьников распространен синдром "комикса": учащиеся заинтересованы в чтении текстов маленьких по объему. Однако реальность современной жизни требует от человека умения ориентироваться в большом потоке информации, умение ее интерпретировать и использовать в жизни. Именно это и актуализирует новый федеральный стандарт (ФГОС).

Обсудить статью (уже 4 коммент.)
Опубликовать свой материал
Международные исследования показали, что большинство детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов.

 

Как научить наших детей эффективно читать тексты на уроках по разным предметам?

 

Диагностика коммуникативных умений среди учащихся 5-6 классов нашей школы подтверждает выводы международных исследований. Такие умения, как вычитывание информации, данной в явном виде, объяснение смысла слов — имеют достаточно высокие показатели. Но достаточно сложно учащимся даются умения вычитывать информацию, данную в неявном виде, понимание смысла текста в целом, истолковывание текста.

Во-первых, что такое чтение?

  • Учебный предмет
  • Процесс освоения текста
  • Общеучебное умение (компетенция)

 

«Сквозная цель образования — воспитание грамотного, компетентного читателя,
человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления»
Из образовательной программы "Школа 2100"

Ключевая фраза в этом определении — это "воспитание грамотного, компетентного читателя".  Кого можно назвать "грамотным читателем"?

Грамотность чтения — это способность:

  • Понимать письменные тексты
  • Рефлексировать на содержание текстов:
  • Размышлять над содержанием
  • Оценивать прочитанное
  • Излагать свои мысли о прочитанном
  • Использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)

Что такое полное понимание текста?

Это вычитывание трех видов текстовой информации:

  • Фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде.
  • Подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается "между строк").
  • Концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы.

 

Виды чтения

  • Просмотровое

Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет.

  • анализ заголовка, подзаголовка
  • просмотр схем, таблиц, оглавления
  • Ознакомительное

Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать).

  • чтение по абзацам
  • графические пометки
  • Изучающее

Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации.

  • выделение смысловых частей
  • вычитывание подтекста

Этапы работы с текстом. Как научить ребенка работать с текстом?

I этап. Работа с текстом до чтения.

Цель: прогнозирование будущего чтения.

Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:

  • Названию
  • Имени автора
  • Иллюстрациям (перед текстом)
  • Выделенным словам (просмотровое чтение)
  • Привлекая предшествующий читательский опыт

Результат — мотивирование чтения. Используется на уроках литературы, истории.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.

1. Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

2. Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение. Используется прием диалог с автором.

  • Видеть в тексте прямые и скрытые вопросы (выход на подтекстовый смысл)
  • Прогнозировать ответы на эти вопросы
  • Проверять свои прогнозы по ходу чтения

Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведется по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.

2. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

Например, отрывок из рассказа Джека Лондона "Любовь к жизни":

"Прихрамывая (Вопрос к автору — Почему? Что случилось?), они спускались к речке, и один раз тот, что шел впереди, зашатался, споткнувшись посреди каменной россыпи. Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность — след долгих лишений. (Прогнозирование ответа — Ради чего герои терпят долгие лишения?) Плечи их оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями.

Каждый из них нес ружье.

  —Хорошо бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике, — сказал один". (Проверка своих предположений — у них
кончились патроны, а запасы хранились в тайнике, к которому они так терпеливо стремились.)


III этап. Работа с текстом после чтения.

Цель:  корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

1. Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.

Задания:

  • Осмысление содержания (рассказ о герое, событии, выборочный или краткий пересказ, составление плана).
  • Реакция на художественную форму (стилизация, наблюдение над языком, стилистический эксперимент).
  • Эмоциональная сфера (выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства).
  • Сфера воображения (творческий пересказ, иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов, чтение по ролям, инсценирование).

В технологии продуктивного чтения самая сложная работа у учителя, она заключается в подготовке к подходящим отрывкам текста, иллюстрации, вопросов к ним.

Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке:

  1. Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию.
  2. Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту).
  3. Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.).
  4. Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа).
  5. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту).

Поначалу формирования навыков продуктивного чтения много времени учителю приходится уделять на подготовку к уроку. Но по мере освоения технологии учитель может использовать самостоятельную работу учащихся по составлению вопросов к автору, комментарии к тексту, работу в парах и группах.

Таким образом, технология продуктивного чтения помогает большинству наших учащихся вычитывать информацию из текстов разных видов, этот навык необходим при изучении различных учебных предметов, будь то литература или история, биология, география.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 darima9215 • 15:50, 28.02.2015
Да, статья актуальна и интересна.
avatar
3 valzyitseva2012 • 19:40, 22.12.2014
В учебниках русского языка совершенно отсутствуют занимательные, стимулирующие интерес, задания. А учащимся необходим постоянный регулярно обновляющийся, интригующий, если хотите, стимул к познаниям. Важна общественно-значимая оценка: не то захваливание, которое зачастую бытует в настоящее время, а достойные требования и соответствующая им оценка, подтверждающаяся уровнем знаний - как фактор улучшения качества чтения. Еще один момент повышения качества чтения регулярная многократная практика чтения со всевозможными казусными способами проверки.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 Тыкорез • 14:35, 02.09.2014
Хочу научиться читать)
avatar
Елена Викторовна, благодарю вас за статью. Проблема чтения "по диагонали" знакома мне не понаслышке. Спасибо за этапы работы, пояснения и примеры упражнений. Уверена, что многие учителя должны не считать работу над формированием навыка продуктивного чтения чем-то не нужным, слишком легким и само формирующимся. Здесь нужна система работы.