Миссия учителя. Как научиться понимать учеников и быть с ними в "плоскости доверия"


Интересно посмотреть на актуальные вопросы педагогики через аксиомы стереометрии. Стереометрия — это раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур в пространстве. Основными фигурами в пространстве являются точки, прямые и плоскости. Скажем, первая точка — это ученик. Логично предположить, что второй точкой станет родитель. Согласно аксиоме: "Через любые две точки проходит прямая, и притом только одна", мы получили прямую семейных отношений. На этой прямой изначально существуют взаимосвязи, ценности, ожидания, понимание друг друга.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал
Вот рядом с этой прямой я ставлю еще одну точку — это учитель. И согласно аксиоме стереометрии: "Через любые три точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость и притом только одна". Пока между ними нет тесных взаимосвязей, которые есть между ребенком и родителем.

И мне как учителю видится необходимым выстроить эти связи таким образом, чтобы они были продуктивны и способствовали развитию всех участников отношений.

Разрешите представить вашему вниманию теорему о плоскости доверия.

Теорема: "Если в плоскости выстроить комфортные связи между учеником, родителем и учителем, то данная плоскость является плоскостью доверия".
 

Доказательство:
  1. Изначально ребенок доверяет родителю.
  2. Родитель доверяет учителю обучать и принимать участие в воспитании своего ребенка.
  3. Миссия учителя не потерять доверие родителя и овладеть доверием ученика, тем самым создать плоскость доверия. Передо мной всегда стоит проблема понимания ученика, и она довольно сложная. Каждый ребенок имеет свой внутренний мир и выступает для меня "загадкой", которую необходимо отгадать. О чувствах, мыслях, желаниях, переживаниях ученика мы (взрослые) можем только догадываться по его поведению, словам и т.д. В своей практике я использую два метода, помогающие понять моих учеников.

Как понять учеников?

  • Метод интроспекции заключается в том, что учитель ставит себя на место ученика. А затем в своем воображении воспроизводит чувства, которые, по его мнению, ученик испытывает в данной ситуации. На основе анализа осуществляется общение с учеником.
  • Метод логического анализа (метод мыслителей). Чтобы понять ученика, я как учитель математики выстраиваю систему интеллектуальных представлений о нем и о ситуации, в которой находится ребенок. Это дает мне возможность создать комфортные связи между мной и учеником.

Мои правила общения с детьми

При общении с ребенком, я не начинаю со слов "Ты должен…"

Ты должен хорошо учиться!
Ты должен думать о будущем!
Ты должен уважать старших!
Ты должен слушаться учителей и родителей!

Я говорю детям так:

Я уверена, что ты можешь хорошо учиться
Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?
Ты знаешь: уважение к старшим — это часть общей культуры человека
Конечно, ты имеешь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться


Я направляю, веду, помогаю не оступиться, поддерживаю, сопереживаю, содействую, что, в свою очередь, вызывает у ребят доверие.

Мне видится необходимым и достаточным условием для достижения результата выстраивать отношения на основе правды (быть искренним и не боятся признавать свои ошибки), уважения (уметь слушать и слышать детей и их родителей) и возможности для творчества.

Следствия:

  1. Если установившиеся связи не комфортные, то это не плоскость доверия.
  2. Если хотя бы у двух участников отношений нет взаимоуважения, то это не плоскость доверия.
  3. Если в установившихся отношениях нет честности, то это не плоскость доверия.

Анализируя свой педагогический опыт, я пришла к выводу, что в моих отношениях между родителями и учениками существует плоскость доверия. Создавать и сохранять связи в плоскости доверия трудно, но для меня как профессионала это интересно.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
1 Попова Нина • 17:03, 16.02.2014
Гениально! И в то же время просто, доходчиво и интересно!Спасибо!