Возможности использования инфорграфики в преподавании: обоснование и классификация


В настоящее время наглядное представление информации, данных и знаний посредством иллюстраций и графики в целом считается актуальным, эффективным и выразительным. Это связывают с тем, что все больше людей ориентированы и легче воспринимают зрительные образы: изображения, схемы, коллажи, клипы, и в меньшей степени — текст.
В статье приводится классификация инфорграфических объектов, используемых преподавании и обучении.

Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Согласно Концепции модернизации российского образования, интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, выражается в компетентностном подходе к учебному процессу, что находит отражение в планировании занятий таким образом, чтобы, помимо развития деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, происходило воздействие на мотивационную и эмоционально-волевую сферу. Естественно, что интеграция процессов воспитания и обучения происходит более активно и результативно через использование современных технологий в процессе преподавания различных учебных дисциплин.

Каждый учебный предмет многофункционален, имеет многоцелевое назначение, но всегда есть ведущая функция — та, ради которой он введен в учебный план. Он предполагает обозначение его ведущего компонента. По функции и ведущему компоненту содержания физика относится к учебным предметам с функцией вооружения учащихся предметными научными знаниями. Целесообразно использовать коммуникативно-дидактическую модель организации урочно-внеурочных занятий, предполагающую субъект-субъектные отношения в совместной с обучаемыми жизнедеятельности, что позволяет оптимизировать педагогический процесс через взаимосвязь урочных и внеурочных занятий, гуманизацию отношений между участниками данной работы, индивидуализацию и дифференциацию обучения и воспитания обучаемых.

Сегодня одной из характерных черт образовательной среды является возможность студентов и преподавателей обращаться к структурированным учебно-методическим материалам, обучающим мультимедийным комплексам. Как известно в целом на образовательную технологию оказывают влияние факторы четырех групп:

  • внешняя среда учебного заведения
  • внутренняя среда учебного заведения
  • человеческие факторы
  • качество самой технологии.

Планируя учебные занятия необходимо учитывать, что студенты, даже обучающиеяся по одной специальности в одной группе, имеют разную базовую школьную подготовку, информационную культуру, интеллектуальный и общекультурный уровень, различную социальную среду. Следовательно, целевые ориентации, на которые должна быть направлена деятельность преподавателя, это:

  • предоставить обучающимся средства, позволяющие им личностно-саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей
  • осуществлять "самостроительство" своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.

Соответственно учебно-методический комплекс, создаваемый преподавателем, призван решать такие методические задачи, как:

  • выравнивание знаний по базовому курсу
  • формирование информационной культуры
  • развитие интеллектуальных способностей обучаемых.

Учебно-методический комплекс преподавателя и студента включает в себя такие блоки, как: нормативное обеспечение, дидактическое обеспечение, аппарат контроля, внеклассную работу по дисциплине.

Оптимальным является базирование комплекса на мультимедийных технологиях, компьютерно-ориентированном методе отображения информации, основанном на использовании текстовых, графических, звуковых и видеовозможностей компьютера в интерактивном режиме. При этом используются как готовые разработки образовательных фирм, так и собственные, часть из которых создается совместно со студентами в процессе проведения исследовательских работ. Важнейшими педагогическими средствами для личностно-ориентированного обучения являются образовательные ресурсы Интернет, гипертекстовые электронные учебники. Открытый и свободный доступ к информации предполагает создание единого информационного пространства, предоставление равных возможностей всем пользователям к получению доступа к информационным ресурсам, дает возможность каждому пользователю максимально развить свои личностные качества и оперативно получить необходимую ему информацию. В этом направлении ведется работа через образовательный портал Чебоксарского электромеханического колледжа.  Там используются все группы услуг: вещательные, интерактивные, поисковые, портал позволяет создавать позитивный морально-психологический климат, отношения взаимодоверия, уважения и поддержки, расширять интеллектуально-познавательное и коммуникативное пространство.

Появление Интернета, а также множества других электронных и цифровых ресурсов, поставило ряд новых вопросов. Некоторые студенты используют Интернет в качестве главной альтернативы традиционным литературным источникам. В этом контексте они сталкиваются с проблемами происхождения, точности и достоверности найденного материала. Качество информации, содержащейся в книгах, журналах и других видах печатной продукции, раньше обеспечивалось благодаря различным факторам: уважаемым издателям, имеющим признанные академические заслуги авторам, рекомендованным тьюторами текстам, расходами государства на библиотеки, призванным предоставить доступ ко всем необходимым материалам. Однако в отношении Интернет-ресурсов такие механизмы обеспечения качества не действуют. Поэтому, используя в процессе занятий ресурсы Интернет, мы должны воспитывать пользователя, способного самостоятельно критически их оценивать. Не последнюю роль в воспитании специалистов с хорошо развитой информационной культурой играет использование технологий инфографики.

В настоящее время наглядное представление информации, данных и знаний посредством иллюстраций и графики в целом считается актуальным, эффективным и выразительным для большинства источников информации. Это связывают с тем, что все больше людей ориентированы и легче воспринимают зрительные образы (визуалы): изображения, схемы, коллажи, клипы, и в меньшей степени — текст. Можно говорить о процессе формировании цивилизации, ориентированной на визуальные образы. В студенческой среде существует тенденция формирования "клипового мышления", для которого характерна поверхностная и упрощенная обработка визуальной информации через сканирование больших информационных блоков без тщательной проработки, предпочтение изображений или мультимедиа-объектов тексту.

Создание учебно-методического комплекса должно насыщать иллюстративные блоки дополнительной когнитивно-продуктивной информацией, направленной на генерацию нового знания, стимулируя производить анализ, устанавливать причинно-следственные связи, видеть тенденции и давать прогнозы развития учебной ситуации. Инфографичные объекты позволяют целенаправленно формировать навыки выделения главного и значимого посредством акцентирования, прививая потребности и способности к детальному анализу с помощью нюансировки и модуляции оформления фрагментов, формируют семантику иллюстративных материалов.

Проводимые в группах вычислительного отделения Чебоксарского электромеханического колледжа исследования показывают, что среди студентов преобладают визуалы, что позволяет максимально задействовать инфографику. Наибольшее востребованными являются такие объекты инфографики, как: трендовые диаграммы, разнообразные схемы, графы и инфографичные миниатюры. Нами создан конструктор инфограмм, позволяющий обучать студентов созданию инфографичных объектов.

Любой визуальный объект, представленный средствами инфографики, обладает большой информационностью, становится дополнением к текстовой информации, охватывающей тему в полном объеме, уточняя ее, позволяет создать средство указания на действие или дополнительный поиск других видов информации.

 

 

Виды инфографики, применяемые в образовании и обучении:

  • Для организации представления количественных (числовых) данных используются графики, диаграммы, гистограммы и номограммы, которые, в свою очередь, подразделяются на подгруппы (точечные, линейные круговые и т.д.).
  • Для организации представления совокупности (например, иерархий) объектов и качественных данных используют многочисленные типы схем, карт, изображений и их последовательностей.
  • Темы дисциплины, состав и организация устройства даются организационными диаграммами.
  • Наглядность стратегии процессов создают диаграммы трендов.
  • Последовательность решения задачи, проблемы, планирования представляется в виде планов- графиков.
  • Изучение стадий технологических процессов облегчают технологические диаграммы.
  • Тезисные планы включают рисунки, схемы (в том числе компьютерных сетей).
  • Связи процессов, понятий, событий визуализируют графы.
  • Движение мысли в процессе формирования материала, знакомства с проблемой способны напрямую отражать майнд-карты, которые являются прекрасной визуализацией сложных технических объектов или явлений (технологии, конструкции и даже их концепций, вариантов и т.д.).


Объекты информационной графики повышают информационную насыщенность и наглядность учебных материалов, как было сказано выше, обращаются к уже имеющимся знаниям и опыту пользователя, служат проводниками на пути выбора траектории восприятия информации. Исследования гемисферологии показали, что главные ресурсы интеллекта связаны с организацией активного взаимодействия правого и левого полушария мозга. Создание учебного комплекса, направленного на отработку этого взаимодействия, обеспечивает новое, более высокое качество технического образования. Инфографичные объекты, включенные в учебно-методический комплекс, стимулируют одновременную работу левого и правого полушарий, дополняя образные впечатления логикой и абстрактной моделью объекта, процесса, явления, то есть делая восприятие более "объемным" и всесторонним, мышление — глубоким и развитым, а обучение — увлекательным и результативным. Таким образом, применение при составлении учебно-методического комплекса описанного средства визуальной коммуникации дает двойной эффект: управление и стимуляция мыслительной деятельности обучаемого (или более широко — пользователя электронных ресурсов), и второй, не менее важный, — развитие когнитивных способностей, формирование практических информационных навыков, навыков эргономизации интеллектуальной деятельности.

Литература:

1. Байденко В. Компетенция в профессиональном образовании / К освоению компетентностного подхода // Высшее образование в России. – 2004.
2. Гавриленко Т. Обучение через желание // Учитель. – 2005.
3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: