В чем проявляется новизна в искусстве?


Размышления о новизне в искусстве, на мой взгляд, стары как мир. Но открывая для себя этот мир, я воспринимаю его как нечто новое, как мое открытие. Для меня это поиск истины, дверь в понятие красоты, гармонии, вечности. Путь в собственное бессмертие души. Ибо только с искусством, которое вечно, мы приобретаем духовное бессмертие.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Искусство — образное осмысление действительности, выражения внутреннего или внешнего мира в художественном образе. "Искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Когда развиваются способности, идет отбор материала, когда формируется духовный склад личности — творчество начинается с подражания. Художники, поэты или композиторы сначала подражают уже признанным людям, являются чьими-то последователями или учениками, поскольку сначала воображение не располагает обширным материалом. В стремлении постичь полного совершенства автор глубоко погружается в свой внутренний мир и, разрывая с привычными образцами, он уходит в неизведанные пространства мысли, чувств, сюжетов и событий. Толчком для этого могут стать не отпускающие ни на минуту внешние обстоятельства и внутреннее чувство". В творчестве чувство новизны — это мистическое ощущение.

Новизна — это обновление. У каждого человека есть изменчивая и противоречивая совокупность восприятия прошлого настоящего и будущего, которая взаимодействует и взаимопереходит из одного временного качества в другое, являясь одновременно и глубоко забытым, и новым. Мы пытаемся понять смысл, сделать тайное явным, глубоко личностное — общественным, а старое, давно забытое — новым. Другими словами, сознание того, что вокруг нас, отраженное в призме художника-новатора, вызывает чувство удивления, восхищения, а может быть и раздражения, но вместе с тем ощущение нового и неизведанного. Вот принцип новизны в искусстве.

Любая изображаемая личность в живописи, музыке, литературе, ее ощущения, переживания, восприятие мира содержат в себе чувство реальности. Чем глубже художник изображает различную роль конкретных чувств и проблем и их связи, тем ярче он вскрывает особенности данного времени, а значит суть нового, того, что способно увлечь, заставить углубиться, понять, сделать частью собственного "Я", а значит по-новому взглянуть на реальность возможностями искусства. Все массовые движения в исторических процессах, в объединениях людей, в мыслях и чувствах личности являются новыми и одновременно индивидуально-общественными.

Искусство воспроизводит неповторимость обстоятельств, личностей средствами своего языка. Для него главное индивидуальное, которое переходит в массовое, увлекает умы, формирует идеалы красоты, рождает гармонию внутри человека и с пространством, которое его окружает. Поэт новизну своих душевных состояний выражает словами, музыкант — звуками, художник — кистью. И здесь проявляется новизна не только на уровне чувств и образов, но и также на уровне художественных средств и языка их проявления. Важнейшая задача искусства — это осознание человеческих интересов для проявления истины духа, отраженного в искусстве.

За свою творческую жизнь любой художник создает много творений, и все они рождаются как результат поиска нового. Значит, для создания оригинального произведения искусства необязательно уничтожать сложившиеся формы, нормы и каноны, а желание поразить любой ценой не является путем к созданию шедевра. В чем же суть новизны? Она в душе художника. Каждый автор индивидуален, а значит нов, если творчество идет от души.

Любой вид искусства, включая слово или фотографию, картину или музыку, ждет новой души, нового взгляда. И любое новое мнение создает пространство новизны в значении того, что увидел или услышал зритель. Момент новизны в искусстве — это встреча с новым произведением и с новой душой. Это единство и борьба двух противоположностей — зрителя и художника. Это поиск соприкосновения творения с миром, в который оно пришло. Каждая индивидуальность, воспринимающая искусство, и каждое новое искусство формируют и совершенствуют друг друга. И любая истина основывается на старых канонах и новизне восприятия. Творения Рафаэля, Леонардо, Микеланджело отражают не только свою эпоху, но суть самой жизни. Созданные по давним канонам они поражают новизной, которая будит мысль, будит осознание, будит своим поиском совершенства.

Действительность, как источник вдохновения, удерживает и сохраняет искусство для развития личности человека, вечно стремящегося к изменениям содержания и формы, которые опираются на понятия "идеал", "гармония", "красота", "совершенство формы". Связь искусства с действительностью, с реальностью вокруг человека уже усматривает новизну, ибо в одну и ту же реку по имени человеческая жизнь дважды вступить нельзя. Осознавая различия идеалов красоты разных времен, народов и эпох, каждый ищет свой неповторимый идеал, путь духовного совершенствования, способного сформировать новый взгляд на мир, на человека, на искусство, которое старо как мир. Но, меняясь вместе с человеком, формирует его духовную сущность, а значит, обрекает человека на постоянный поиск новизны и способов ее проявления.

Искусство существует с того времени, как появилось человечество. И с каждой новой идеей человека оно совершенствуется и развивает искусство, как вид деятельности. Так в чем же проявляется эта новизна искусства?

Граффити на стене, г. Рим, Италия

Всем известны представители видов искусства, такие как: картины, скульптуры, театральные постановки. Казалось бы, что ничего нового нельзя придумать, но это не так. Люди придумали музыку. Сегодня мы видим, как она изменяется, а именно: появляются новые музыкальные инструменты, новые способы создания музыки, её улучшения. Или же, например, возьмем картины. Художники пишут портреты, пейзажи, натюрморты, но кто бы мог подумать что появится такой вид рисунков, как граффити?! Это изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти всё: от простых написанных слов до изысканных рисунков. Вроде бы нельзя было изменить прежние способы создания картин, но нет: все возможно, пока существуют гениальные люди. Несомненно, в нашем мире появится ещё очень много изменений в искусстве. Ведь пока существуют люди, фантазия и гениальность, искусство будет меняться к лучшему!

История искусства, конечно же, история самых разнообразных новаций: тематических, технических, композиционных. Их новизна действительна только в момент возникновения. И у новизны существует своеобразие восприятия. Это качество путают с оригинальностью, которая характерна для импрессионизма, футуризма, дадаизма, сюрреализма… а сколько приемов для проявления новизны! И прежде всего это сознание. Новизна — это не застывшая форма, это явление возрастное, поскольку для каждого возраста существует своя новизна. Новизна возможна в творчестве как проявление мысли или поиск приемов для ее выражения. Это явление начинается с открывания, с изобретения, с проявления новых форм.

Великие творцы различных эпох, стилей и народов сказали новое слово в искусстве, но новаторами их назвать нельзя, поскольку новизна не являлась одержимостью. Крайне редкое и трудное явление в творчестве — это показать свое лицо. Но это не значит, что важно быть первым, поскольку видение мира и понимание красоты уже в каждом человеке ново и отражает мнение не только личности, но и целого народа, культуры, индивидуальности.

Художественное воздействие любого произведения искусства может быть старым как мир, а может быть новым, неповторимым, индивидуальным в зависимости от внутреннего состояния человека. Новизна как своеобразие в искусстве — это единственный путь гармонии, красоты, величия духа, совершенства формы, технических и художественных приемов для выражения мысли. Это явление временно, но ничто не бывает так ново, как хорошо забытое старое.

Новизну можно воспринимать как что-то революционное и необычное. Возможно, неповторимость внутреннего проявляется в связи с внешним. У настоящего художника свое видение связей внешних и внутренних, проявление формы и содержания, а также их единство. Уникальность новизны в неповторимости видения мира и художественных средств, использованных художником для его отражения.

Мои размышления о новизне в искусстве, на мой взгляд, стары как мир. Но открывая для себя этот мир, я воспринимаю его как нечто новое, как мое открытие. Для меня это поиск истины, дверь в понятие красоты, гармонии, вечности. Путь в собственное бессмертие души. Ибо только с искусством, которое вечно, мы приобретаем духовное бессмертие.

Фото: Alterego, Википедия.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Татьяна Николаевна, спасибо за публикацию. Интересно было прочитать вашу статью.