Как научить детей 7-10 лет понимать и использовать сравнения и другие средства выразительности речи?


Среди языковых изобразительных средств ярко выделяются сравнения. Образные сравнения — это один из ярких способов выражения мысли.

Сравнение помогает воспринять любое отвлечённое понятие более конкретно, неизвестное через известное. Поэтому важно не только обращать внимание учащихся на сравнения, встречающиеся в речи писателя, но и вырабатывать умение употреблять сравнения в своей речи.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Сравнение как выразительное средство в речи учащихся

Образные, поэтические сравнения индивидуальны. Поэтому нельзя бездумно насаживать "сравнения" в речь. Путь работы состоит прежде всего в том, чтобы обратить внимание детей на это явление, научить их воспроизводить сравнения, а затем осторожно приступить к выполнению более сложной задачи — формированию индивидуального стиля речи учащихся.

Различные конструкции сравнений многократно встречаются в текстах "Книг для чтения" для 1 – 4 классов.

Изучение сравнений ценно и в другом отношении. Раскрытие сущности сравнений даёт возможность осознать, по каким сходным признакам сравниваются предметы и явления. Такая работа способствует развитию логического мышления и внимания учащихся.

С рассматриваемой языковой категорией познакомить учащихся надо так, чтобы они могли обнаружить её в тексте, понять смысл и рассказать о своём понимании. Эта работа может быть проведена учителем при словарном анализе изучаемого произведения, при лексической и словарной работе на любом уроке. В этом случае учащиеся получают сведения о сравнении, о его значении для выражения мысли и чувства.

С первого класса я провожу работу, направленную на то, чтобы учащиеся овладели умением осмысленно употреблять сравнения в самостоятельной письменной и устной речи, в сочинениях.

Работу провожу в три этапа.

  • 1 этап. Знакомлю учащихся с ролью и значением сравнений на уроках литературного чтения при анализе языка и смысла произведений. Наиболее яркие и образные сравнения учащиеся записывают в тетрадь по чтению.
  • 2 этап. Предлагаю учащимся на уроках русского языка специально составленные упражнения, способствующие выработке навыка строить словосочетания и предложения с разными видами сравнений. Например, предложения для синтаксического разбора: "Зимний лес походит на серебристо-белые морозные заросли на замёрших окнах", "Под песцовым малахаем спрятал кудри тёмный бор".
  • 3 этап. Самостоятельное употребление в письменной речи тех или иных видов сравнений, которые, с точки зрения учащегося, наиболее выразительны.

Сущность сравнений раскрывается в коллективной беседе:

  • Что с чем сравнивает автор?
  • Почему?
  • Какую мысль (или чувство) автор желает усилить с помощью этого сравнения?

Такие вопросы вызывают живой отклик учащихся, побуждают их высказывать то, что они думают о художественном образе.

Анализ творческих работ учащихся показывает, что после выполнения целенаправленных упражнений, дети довольно часто используют сравнения в своих сочинениях. Увеличение этой конструкции в письменной и устной речи учащихся объясняется тем, что дети поняли её смысловое значение и познакомились на практике с ёё основными речевыми формами.

Например: "Наша Земля маленькая. Она, как синий мячик, и её надо беречь!", "Листья кружатся в воздухе, словно бабочки" и т.д.

Умение пользоваться сравнениями способствует более яркому выражению личного отношения к явлениям действительности, о которых говорят или пишут. Сознательное использование сравнения требует от говорящего или пишущего активности мысли, формирует у него умение бережно относится к слову, к языку, учит отличать настоящую красоту речи от ложной красивости, способствует формированию индивидуального стиля речи.

Зимний лес
Пришла красавица Зима!
Леса укрыла белым снегом.
На сосны шапки белые надела.
На ёлках варежки висят.
Трещит мороз! И радуется глаз!

Ученица 3 "А" класса ГБОУ СОШ № 603 Голубева Валерия

Осенние листья
Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём.
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят!

Ученик 3 «А» класса ГБОУ СОШ № 603 Афанасьев Сергей


Литература:
1. М.Р. Львов «Работа над сочинением в начальных классах», Москва, «Просвещение», 1972
2. В.П. Канакина «Радость познания – в слове» Москва, «Новая школа», 1996
3. Под редакцией Ладыженской «Речь, речь, речь» Москва, «Просвещение», 2003
4. Под редакцией Рамзаевой «Методические основы языкового образования», Москва, «Просвещение», 1996


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Татьяна Александровна, спасибо за интересную статью. Сейчас, когда почти все общение между дети "утекло" в социальные сети, а чтение стало очень поверхностным, очень важно развивать речь детей, учить их использовать выразительные средства языка. Вы говорите об "образном сравнении". Мне как не филологу это понятие не знакомо, но кажется, что в приведенных стихотворениях не совсем сравнения, то есть нет сопоставления, а есть метафоры. Это тоже хорошо, и тоже выразительное средство языка. Пусть филологи нас рассудят, мне было бы интересно узнать, как же на самом деле правильно это называется.