Культурологический подход на уроках географии: приемы работы учителя


Формирование географической культуры молодого поколения как важной составной части общей культуры, представление о географической картине мира — одна из главных целей географического образования. В статье описывается опыт работы учителя географии в этом направлении, приводятся примеры заданий, тематика проектов и др.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Идея культурологического подхода в образовательном процессе не является новой. В определении данного подхода отражается главная задача в образовании, а именно, передача ценностей и смыслов культуры посредством интеграции четырех способов познания:

  • естественно-научного;
  • интуитивного;
  • философского
  • художественного.

Данный вид работы проводится как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности через элективные курсы и спецкурсы. Культурологический подход позволяет рассмотреть географическую среду через призму культуры, определяя влияние человека на природу, развивая духовность и гуманистические качества личности.

В этом случае изучаемые природные и социально-экономические объекты рассматриваются как целостные образования.

Культурологический подход в географическом образовании возможно реализовать в различных формах деятельности:

  • Интеллектуальная. Освоение географических знаний как элементов культуры. Такая работа выполняется учащимися при работе в тетрадях по географии, составлении и решении кроссвордов по различным темам и т.д.
  • Практическая. Закрепление практических навыков работы с географическими картами, умение ориентироваться на местности, знать местоположение географических объектов.
  • Художественно-эстетическая. Приобщение к культурным ценностям на уроке: использование музыки, стихов, картин художников, отражающих красоту природы, образа человека.
  • Исследовательско-поисковая. Через выполнение творческой работы на спецкурсах и элективных курсах.
  • Игровая. Активная форма учебных занятий, в ходе которой моделируется ситуация прошлого или настоящего, вызывающая у учащихся эмоциональное отношение к происходящему.

В чем же проявляется культурологический подход?

На уроках физической географии очень хорошо прослеживается связь с живописью. В русской пейзажной живописи много произведений, посвященных временам года. В России они очень хорошо выражены. Изучение природных зон, описание физических явлений: извержения вулкана, восхода и заката Солнца, волн в океане — можно проследить через картины великих художников. Художественный пейзаж очень важен в географии как основа зрительных впечатлений учащихся. При повторении темы "Гидросфера" в 6 классе учащимся было предложено самостоятельно изобразить водные объекты и дать им характеристики. Ученики рисовали моря, озера, водопады, сочиняли стихи о воде, сказки о жизни организмов в воде, и таким образом познавали учебный материал.

При изучении экономической географии России культурологический подход проявляется через приобщение школьников к народному творчеству.

При изучении темы "Население" мы рассматриваем традиции, приметы, обычаи, обряды народов России. Культурные традиции народов должны сохраняться и передаваться от поколения к поколению. Сейчас школьники мало интересуются культурными истоками своего народа, не знакомы с народными промыслами народов России. В процессе исследовательской деятельности мы затрагиваем истоки промыслового дела на Руси, знакомимся с историей возникновения обрядов, рассматриваем влияние истории на современность. Также по этой теме организуются внеклассные мероприятия на неделе географии, КВН, игры с элементами культуры народов России.

Темы культурологических проектов по географии России

Предлагаются творческие проекты по темам:

  • Народные промыслы России
  • Тульские мастера
  • Народы Севера
  • Как играли свадьбы на Руси
  • По российскому тракту
  • И многие другие

Полученные результаты дают большой иллюстративный материал, позволяют улучшить зрительскую культуру, восприятие географических процессов.

Проект по изучению своего села

Большая работа была проделана в этом направлении ученицами 10 класса по истории своей местности под названием: "История и экология сельца Красное". Отбор и систематизация большого количества материала, создание наглядности, сбор и обработка видеоматериала — вот тот неполный перечень работ, проделанных учащимися. Хорошо прослеживается практическая направленность творчества учеников. Оценка, сравнение истории и современности района проводилась как в стенах школы, так и в ходе выездных мероприятий. Производился видео опрос жителей района с целью узнать об истории сельца Красное. Ребята фотографировали объекты социальной и экономической инфраструктуры, визуально оценивали транспортную нагрузку в этом районе. Был проведен экологический мониторинг состояния древостоя в пределах школьного двора, входящего в состав изучаемой территории.

Работа "История и экология сельца Красное" в 2010 году была представлена на регистрацию как авторская работа в Государственную Академию наук РАО. Сейчас продолжается работа по изучению современной инфраструктуры района Чертаново-Центральное и его экологического состояния.

Работа по использованию культурологического подхода ведется не только через школьное образование, но и через экскурсионную деятельность. Учащиеся школы посещают музеи Москвы и других городов, где знакомятся с историей города, творчеством населения. Нами были посещены города: Псков, Петрозаводск, Смоленск, Санкт- Петербург, Ярославль, Кострома, Тверь, Суздаль.

Результатами таких экскурсий можно считать творческие проекты учеников в виде видеофрагментов и презентаций, где отражена культура народа и история города. Конечно, хотелось бы, чтобы это направление развивалось, но есть проблемы. Во-первых, недостаточно методической литературы по данной теме. Во-вторых, учащиеся охотнее посещают зарубежные страны, а города России не вызывают у них большого интереса. Мало посещают выставки, театры.

Еще одним видом работы с учащимися по данному направлению можно назвать создание рекламы и видеороликов к урокам географии. Здесь хорошо прослеживается умение учащихся применять навыки работы с ИКТ. Большую помощь нашим детям дают мастер-классы, проводимые в рамках Медиафестиваля. Так, при изучении темы "Реклама" в 9 классе по экономике, те учащиеся, которые посетили мастер-класс "Эффективная реклама", создали интересную и грамотную рекламу. В работе были учтены все необходимые требования к созданию рекламы, а также, созданный продукт показывает зрительскую культуру восприятия изображенной информации.

Другой пример. Все мы видим рекламу по телевидению. Она, как правило, ставит перед собой узкую задачу привлечения аудитории к конкретному виду продукции, кинофильму и т.д. А мы попробовали с учащимися использовать видеоролики ведущих компаний в обучающем процессе. Как ученик 9 класса смонтировал, изменил и произвел собственное озвучивание рекламных роликов. Он назвал эту работу "Россия в мире", и информация предстала совсем в другом виде.

Этот пример показывает, что можно создать такой медиапродукт, который позволит по-другому посмотреть на рекламу, заинтересовать, правильно применить информацию и таким образом развить зрительскую культуру.

Работа по формированию культурологического подхода очень важный элемент в развитии духовного начала учащихся. Важно не только обеспечить учащихся определенной суммой знаний, но и развивать способность личности к творчеству.

Используемая литература:

  1. Н.В. Шишова, Д.В. Грожан "Культурология", 2002 г.
  2. И.В. Душина, Г.А. Понурова  "Методика преподавания географии", 1996 г.
  3. Сборник статей "Культурологический подход в образовании", 2004 г.
  4. С.В. Клобина "Формирование культурологического подхода на уроках географии"


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: