Культурологический подход на уроках географии: приемы работы учителя


Формирование географической культуры молодого поколения как важной составной части общей культуры, представление о географической картине мира — одна из главных целей географического образования. В статье описывается опыт работы учителя географии в этом направлении, приводятся примеры заданий, тематика проектов и др.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Идея культурологического подхода в образовательном процессе не является новой. В определении данного подхода отражается главная задача в образовании, а именно, передача ценностей и смыслов культуры посредством интеграции четырех способов познания:

  • естественно-научного;
  • интуитивного;
  • философского
  • художественного.

Данный вид работы проводится как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности через элективные курсы и спецкурсы. Культурологический подход позволяет рассмотреть географическую среду через призму культуры, определяя влияние человека на природу, развивая духовность и гуманистические качества личности.

В этом случае изучаемые природные и социально-экономические объекты рассматриваются как целостные образования.

Культурологический подход в географическом образовании возможно реализовать в различных формах деятельности:

  • Интеллектуальная. Освоение географических знаний как элементов культуры. Такая работа выполняется учащимися при работе в тетрадях по географии, составлении и решении кроссвордов по различным темам и т.д.
  • Практическая. Закрепление практических навыков работы с географическими картами, умение ориентироваться на местности, знать местоположение географических объектов.
  • Художественно-эстетическая. Приобщение к культурным ценностям на уроке: использование музыки, стихов, картин художников, отражающих красоту природы, образа человека.
  • Исследовательско-поисковая. Через выполнение творческой работы на спецкурсах и элективных курсах.
  • Игровая. Активная форма учебных занятий, в ходе которой моделируется ситуация прошлого или настоящего, вызывающая у учащихся эмоциональное отношение к происходящему.

В чем же проявляется культурологический подход?

На уроках физической географии очень хорошо прослеживается связь с живописью. В русской пейзажной живописи много произведений, посвященных временам года. В России они очень хорошо выражены. Изучение природных зон, описание физических явлений: извержения вулкана, восхода и заката Солнца, волн в океане — можно проследить через картины великих художников. Художественный пейзаж очень важен в географии как основа зрительных впечатлений учащихся. При повторении темы "Гидросфера" в 6 классе учащимся было предложено самостоятельно изобразить водные объекты и дать им характеристики. Ученики рисовали моря, озера, водопады, сочиняли стихи о воде, сказки о жизни организмов в воде, и таким образом познавали учебный материал.

При изучении экономической географии России культурологический подход проявляется через приобщение школьников к народному творчеству.

При изучении темы "Население" мы рассматриваем традиции, приметы, обычаи, обряды народов России. Культурные традиции народов должны сохраняться и передаваться от поколения к поколению. Сейчас школьники мало интересуются культурными истоками своего народа, не знакомы с народными промыслами народов России. В процессе исследовательской деятельности мы затрагиваем истоки промыслового дела на Руси, знакомимся с историей возникновения обрядов, рассматриваем влияние истории на современность. Также по этой теме организуются внеклассные мероприятия на неделе географии, КВН, игры с элементами культуры народов России.

Темы культурологических проектов по географии России

Предлагаются творческие проекты по темам:

  • Народные промыслы России
  • Тульские мастера
  • Народы Севера
  • Как играли свадьбы на Руси
  • По российскому тракту
  • И многие другие

Полученные результаты дают большой иллюстративный материал, позволяют улучшить зрительскую культуру, восприятие географических процессов.

Проект по изучению своего села

Большая работа была проделана в этом направлении ученицами 10 класса по истории своей местности под названием: "История и экология сельца Красное". Отбор и систематизация большого количества материала, создание наглядности, сбор и обработка видеоматериала — вот тот неполный перечень работ, проделанных учащимися. Хорошо прослеживается практическая направленность творчества учеников. Оценка, сравнение истории и современности района проводилась как в стенах школы, так и в ходе выездных мероприятий. Производился видео опрос жителей района с целью узнать об истории сельца Красное. Ребята фотографировали объекты социальной и экономической инфраструктуры, визуально оценивали транспортную нагрузку в этом районе. Был проведен экологический мониторинг состояния древостоя в пределах школьного двора, входящего в состав изучаемой территории.

Работа "История и экология сельца Красное" в 2010 году была представлена на регистрацию как авторская работа в Государственную Академию наук РАО. Сейчас продолжается работа по изучению современной инфраструктуры района Чертаново-Центральное и его экологического состояния.

Работа по использованию культурологического подхода ведется не только через школьное образование, но и через экскурсионную деятельность. Учащиеся школы посещают музеи Москвы и других городов, где знакомятся с историей города, творчеством населения. Нами были посещены города: Псков, Петрозаводск, Смоленск, Санкт- Петербург, Ярославль, Кострома, Тверь, Суздаль.

Результатами таких экскурсий можно считать творческие проекты учеников в виде видеофрагментов и презентаций, где отражена культура народа и история города. Конечно, хотелось бы, чтобы это направление развивалось, но есть проблемы. Во-первых, недостаточно методической литературы по данной теме. Во-вторых, учащиеся охотнее посещают зарубежные страны, а города России не вызывают у них большого интереса. Мало посещают выставки, театры.

Еще одним видом работы с учащимися по данному направлению можно назвать создание рекламы и видеороликов к урокам географии. Здесь хорошо прослеживается умение учащихся применять навыки работы с ИКТ. Большую помощь нашим детям дают мастер-классы, проводимые в рамках Медиафестиваля. Так, при изучении темы "Реклама" в 9 классе по экономике, те учащиеся, которые посетили мастер-класс "Эффективная реклама", создали интересную и грамотную рекламу. В работе были учтены все необходимые требования к созданию рекламы, а также, созданный продукт показывает зрительскую культуру восприятия изображенной информации.

Другой пример. Все мы видим рекламу по телевидению. Она, как правило, ставит перед собой узкую задачу привлечения аудитории к конкретному виду продукции, кинофильму и т.д. А мы попробовали с учащимися использовать видеоролики ведущих компаний в обучающем процессе. Как ученик 9 класса смонтировал, изменил и произвел собственное озвучивание рекламных роликов. Он назвал эту работу "Россия в мире", и информация предстала совсем в другом виде.

Этот пример показывает, что можно создать такой медиапродукт, который позволит по-другому посмотреть на рекламу, заинтересовать, правильно применить информацию и таким образом развить зрительскую культуру.

Работа по формированию культурологического подхода очень важный элемент в развитии духовного начала учащихся. Важно не только обеспечить учащихся определенной суммой знаний, но и развивать способность личности к творчеству.

Используемая литература:

  1. Н.В. Шишова, Д.В. Грожан "Культурология", 2002 г.
  2. И.В. Душина, Г.А. Понурова  "Методика преподавания географии", 1996 г.
  3. Сборник статей "Культурологический подход в образовании", 2004 г.
  4. С.В. Клобина "Формирование культурологического подхода на уроках географии"

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: