Алина Сергеевна Бикеева, 11.05.2014 12

Игра учителя "Я — Знайка, ты — Незнайка". Почему учителям так трудно признать свои ошибки?


Афоризм нашего времени: Мир выжил, потому что учился! Учителям почему-то неудобно, неловко, да просто немыслимо признать своё незнание или свои ошибки перед учеником. А перед своими коллегами? Да ещё больше! Но перед ними-то почему? А должен ли учитель знать всё? Возможно ли это? Да и нужно ли? Вот постоянно учиться — это да. Это, действительно, нужно, можно и обязательно для учителя!


Обсудить статью (уже 12 коммент.) Опубликовать свой материал

Афоризм нашего времени: Пока учусь — надеюсь!

Не раз я наблюдала такую комичную ситуацию: речь заходит о какой-то книге или публикации и, не желая показать своих незнаний, своей неосведомлённости, учителя говорят: «Ах да, припоминаю. Что-то такое я читала. Но это не произвело на меня впечатления!» И это произносится с подтекстом: «Уж я-то знаю толк в литературе (педагогике, методике, искусстве и т.п.)».

Пожелание своим коллегам и себе самой: умейте знать знание и не знать незнание! По себе знаю, как это трудно.

А, между тем, многие учителя ничего не читают. Считаю, это для учителя делом чести — обязательно читать, ну хоть самую малость. Причём, не надо от корки до корки. Если некогда, можно книгу «сканировать», можно читать «по диагонали», но непременно читать, а следовательно, учиться.

Афоризм нашего времени: Учиться никогда не стыдно!

С ошибками у учителей тоже большие сложности. Часто учитель считает своё мнение единственно правильным. Допускаем ли мы, что наше мнение может быть ошибочным? Или мы — Знайки, и не можем ошибаться? Согласны ли мы с правом другого человека иметь своё собственное мнение, не совпадающее с нашим? Или наш тезис таков: «Есть два мнения: моё и неправильное»?

А уж с ошибками в речи или на письме, или в фактическом материале дела обстоят и вовсе «архисложно». Попробуйте сказать учителю, что он допустил ошибку или поправить его в чём-то. Нет, лучше не рисковать.

 Да, очень трудно ошибаться ошибками! Ещё труднее признаваться признаниями в этом. Но разумнее всё-таки уметь это делать.

А ещё учителя — великие комментаторы

Надо признать, мы — большие любители комментировать всё подряд в действиях наших учеников. Ведь мы же — Знайки и, следовательно, знаем всё и про всех.

Ученик уронил ручку на пол. Комментарий учителя: «Ты так крутишься, что всё даже на пол летит». Ученик зевнул. Комментарий учителя: «Ну вот, смотришь телевизор до ночи, не высыпаешься, потом зеваешь на уроках». Ученица смотрится в зеркало. Комментарий учителя: «Всё любуешься собой, прихорашиваешься, потом с мальчиками заигрывать начнёшь». Здесь присутствует не только комментарий, но ещё и прогноз.

Мы ещё и большие «мастера» прогнозов

Не слишком ли часто мы комментируем комментарии и прогнозируем прогнозы?

Комментарии и прогнозы учителей зачастую нелепы, некорректны, да и просто оскорбительны. Произносятся они на многочисленную аудиторию слушателей с интонацией Знайки: «Уж я-то знаю, почему ты так поступаешь, и что потом из этого получится».

Кроме того, мы забываем о том, что наши комментарии могут запрограммировать ребёнка. Такое явление психологи называют НЛП (нейро-лингвистическое программирование). Это — воздействие словесными формулами на психику человека и его дальнейшее поведение.

Вообще, нам, учителям, свойственно то, что психологи называют коммуникативной доминантностью. Говорим, обычно, больше и громче всех, считаем, что всё знаем и не терпим при этом никаких возражений.

Интересно наблюдать за учителями на семинаре, на лекции, на занятии, где они сами выступают в роли учеников. Выступать перед учителями всегда очень трудно. Они часто начинают спорить, подлавливать лектора, задавать провокационные вопросы, показывать, что они всё это уже знают и ничего нового для себя не открыли. Причём демонстрировать всё это можно и молча — своим видом, мимикой и выражением лица.

Кстати сказать, дисциплина на учительской учёбе бывает настолько плохой (слушатели постоянно болтают, всё комментируют, обсуждают друг с другом и т.п.), что не просто затрудняет работу лектора, а даже иногда повергает его в шок. Но, если учителя на своей учёбе вдруг что-то не поняли, переспрашивают не всегда. Ведь страшно и стыдно показать своё незнание перед другими. Зато мы любим демонстрировать свои знания, делая это охотно, часто и самозабвенно.

Они часто начинают спорить, подлавливать лектора, задавать провокационные вопросы, показывать, что они всё это уже знают и ничего нового для себя не открыли

Если же коллеги добиваются профессионального успеха (завоевали диплом, организовали особые профильные классы, открыли частную школу или их ученики стали победителями олимпиад и т.п.), то некоторые учителя говорят: «Подумаешь, ничего особенного в этом нет. И я могла бы, если захотела бы, но мне это совершенно неинтересно». Или так: «Ну, вот лезет, выставляется, как будто умнее других. Скромнее надо быть». Тут возможны варианты.

Коллеги! Неужели мы с вами завидуем?! Это же бессмысленно и вредно для здоровья. А критиковать можно, но только корректно и конструктивно.

Зато, мы очень любим замечать ошибки других. Иногда мы будто подлавливаем детей, опрашивая их. «А вот такой тебе вопросик подброшу, а вот такое задание дам. Ух-ты, справился! Так, что же ещё такое придумать, чтобы он понял, что ничего не знает, а я — знаю». С радостью мы бросаемся исправлять ошибки других, смакуя при этом свои знания.

За одну ошибку в российской школе принято ставить «хорошо», т.е. у нас ребёнок не имеет право на ошибку. И подобную же шкалу оценивания мы переносим на себя. Нам стыдно сделать ошибку, допустить оплошность самим, и мы не терпим этого у своих коллег. Нам неловко признаться в своих ошибках и показать собственные незнания.

И ещё одно. Нужно ли (можно ли) учителю сомневаться в своих действиях, поступках, словах? Или во всём, что он делает должна быть непоколебимая уверенность? Не знаю. Но, давайте вспомним русского гения Пушкина. Вы видели фотографии его черновиков и рукописей? Сколько зачёркиваний, исправлений, сомнений автора, сколько переделываний и правок!

Наверное, нам можно (нужно!) иногда сомневаться сомнениями, и не надо бояться боязни ошибок!
Так кто я? Знайка? Или просто человек, которому ничего человеческое… ну, дальше вы знаете. «Я знаю лишь то, что ничего не знаю», — сказал великий мудрец. А что знаете вы?

По книге: Алина Бикеева Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель.

Читайте также:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
12 Sichjova-Elena • 00:40, 02.04.2015
Кроме того, мы забываем о том, что наши комментарии могут запрограммировать ребёнка. Такое явление психологи называют НЛП (нейро-лингвистическое программирование). Это — воздействие словесными формулами на психику человека и его дальнейшее поведение. (из статьи)
_________
Ну, по этому поводу сказано проще: "Если человека слишком часто называть свиньей, то он в конце концов захрюкает. )))
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
11 mama3 • 19:15, 12.02.2015
Мне интересны все статьи.Спасибо.
[Материал]
avatar
10 Ledi2173 • 20:13, 11.01.2015
Учиться никогда не поздно! А главное-нужно! Учение - это сила, а выжить безоружным -это не для нашего времени!
[Материал]
avatar
9 Ira15 • 15:32, 11.01.2015
Учителя не признают своих ошибок, страшно боятся показать, что они чего-то не знают. Чем старше и опытнее учитель, тем тяжелее показать свою несостоятельность. Это комплексы, специфика работы, а у некоторых - мания величия "я-то всё знаю".
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
8 svetbalt64 • 14:22, 09.01.2015
Спасибо, Алина Сергеевна, за статью... Где-то радость, а где-то и стыд испытала. Обязательно коллегам покажу (с Вашего позволения)))
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
7 selin2410 • 16:21, 11.11.2014
Лишний повод задуматься о взаимоотношениях между педагогами и учениками, критическому видению собственных поступков и слов.
[Материал]
avatar
6 Фомина_Инна • 18:20, 17.05.2014
Алина Сергеевна! Очень интересная статья. Каждый учитель найдет в ней частичку себя.
[Материал]
avatar
5 AlinaSergeevna • 06:05, 16.05.2014
Коллеги, спасибо за ваши отзывы!

Коллеги, если вы захотите почитать мою книгу «Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель» полностью, я высылаю книгу в электронном виде бесплатно. Напишите мне, пожалуйста, личное сообщение с электронным адресом, по которому можно отправить книгу.
[Материал]
avatar
Спасибо, Саш) Надеюсь, ты не против.
[Материал]
avatar
3 nonallknown • 15:05, 27.04.2014
я бы добавила: "Я знаю чуть больше, чем ученик".
[Материал]
avatar
2 лингвист5975 • 18:19, 24.04.2014
Большое спасибо автору за статью. Да, к сожалению, во многом узнала себя и своих коллег. Мы, действительно, такие. Но, наверное, это издержки профессии. Стараюсь в себе это изживать, если в чем-то сомневаюсь, не без труда, но признаюсь в этом. Дети реагируют нормально, даже рады, когда мы вместе что-то ищем в словаре или интернете. Не нужно строить из себя ходячую энциклопедию, мы нормальные, живые люди.
[Материал]
avatar
Алина Сергеевна, спасибо за публикацию статьи. Да, я раз преподавала учителям в классе компьютерную грамотность. Такой "дисциплины" у меня не было даже у учеников, вообще не давали сказать слова, перебивали, спрашивали. Я, будучи чуть не в 2 раза младше своих слушательниц, даже сказала вслух о плохой дисциплине, о том, что даже с детьми у меня не было таких ситуаций. И потом уже я неоднократно видела это на других лекциях. Спасибо! Но и для меня некоторые вещи актуальны, благодаря вашей статье, посмотрю на себя со стороны.
[Материал]