Использование знаний по русскому языку в реализации программы вокального кружка

Фото: О.А. Реброва

Русский язык именно тот предмет, знания которого позволяют более эффективно организовать работу на занятиях по обучению младших школьников вокалу. Внедрение русского языка в образовательный процесс кружка помогает расширить и углубить знания, полученные на уроках, и повысить мотивацию к обучению в школе.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы учреждение дополнительного образования, если оно действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начало строить принципиально новую модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Это означает, что основное и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребёнка.

Необходимость полного цикла образования обусловлена, прежде всего, новыми требованиями к образованности человека. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными знаниями (знаниями учебного предмета), сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации, к самообразованию и к самосовершенствованию.

В условиях дополнительного образования дети могут удовлетворять свои индивидуальные потребности, развивать творческий потенциал, что положительно сказывается на результатах общего образования. Поэтому интеграция общего и дополнительного образования становится необходимостью, которая позволит обеспечить всестороннее развитие ребенка, его личностный рост и саморазвитие.

В связи с этим Центром внешкольной работы «Планета взросления» был разработан проект экспериментальной площадки по теме «Личностный рост младшего школьника в интегрированной системе основного и дополнительного образования».

Мы считаем, что эффективное взаимодействие школы и учреждения дополнительного образования в едином педагогическом пространстве возможно, если:

  1. дидактические единицы школьного обучения станут объектом творческой деятельности учащихся в процессе дополнительного образования;
  2. творческий опыт учащихся, полученный в дополнительном образовании, станет основой для развития школьной воспитательной системы;
  3. между школой и учреждением дополнительного образования будет создана профессионально-образовательная информационная сеть, обеспечивающая гибкость и своевременность решения вопросов личностного роста младших школьников.

В подготовительный период экспериментальной деятельности были проведены организационные встречи с администрацией и учителями начальных классов МБОУ СОШ № 49 г. Хабаровска. Ознакомившись с календарно-тематическим планированием по школьным предметам и планированием воспитательных мероприятий, была разработана образовательная программа, включающая в себя дидактические единицы школьного обучения.

Являясь педагогом вокального кружка «Веселые нотки», я разработала образовательную программу, в которой предлагается усвоение русского языка в доступной форме, через занятие музыкой. Для этого совместно с учителем были выбраны наиболее актуальные темы из общеобразовательной программы, такие как: «Алфавит»; «Деление слов на слоги, перенос слов»; «Предложение повествовательное, вопросительное, восклицательное»; «Твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные, гласные» и др. Вот несколько примеров, как музыка способствует усвоению учебного материала. Использование на занятии вокальных и речевых упражнений позволяет закрепить правильное произношение букв алфавита. Во время распевок «Дин-дон», «Та-та, два кота», «На лугу пасутся кони…» (в попевке используются различные окончания) и др. на занятии я использую музыкально-дидактические игры: «Эхо», «Допой слово», которые позволяют применить полученные знания общеобразовательной программы о делении слов на слоги. Пропевание скороговорок «Бык-тупогуб», «Аш, аш, аш, у Вовы карандаш», «Вез корабль карамель» помогает закреплению характеристик звуков. Так, детям дается задание из нескольких предложенных скороговорок выбрать ту, в которой часто используется тот или иной согласный звук. Для мотивации детей к обучению в школе и в кружке я использую различные методы и средства проведения занятий (видеопрезентации, музыкальные кроссворды, викторины, караоке и др.). 

Зачастую дети приходят в первый класс с низким уровнем речевого развития. Конечно, невозможно полностью устранить причины нарушения речи, но улучшить качество речи ребенка в моих силах. Например, в начале занятия очень хорошо использовать артикуляционную гимнастику, которая способствует правильной постановке языка и точному произношению звуков. Разучивание забавных стишков, прибауток, скороговорок позволяет обогатить словарный запас, а также развить детскую память, внимание, способствовать лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению.

Важным фактором мотивации младших школьников к обучению является тесная взаимосвязь с классными руководителями, которая позволяла совместно решать вопросы индивидуального подхода к каждому учащемуся.

С целью отслеживания мотивации младших школьников к обучению мною были проведены наблюдения за детьми в течение года на занятиях, беседы с учителями, которые показали, что желание воспитанников посещать кружок «Веселые нотки» к концу учебного года составило 78%, проявляют инициативность – 66%, активную познавательную позицию проявляет 69% детей.

Я считаю, что занятия в вокальном кружке способствуют творческому самовыражению ребенка, раскрепощению, повышению самооценки, развитию сценического мастерства. Это именно те умения, которые обусловливают готовность ребенка к продуктивному школьному обучению. Повышение же эффективности школьного обучения возможно через интеграцию предметного школьного знания с дидактическим ресурсом обучения ребенка в системе дополнительного образования. При этом важно сохранить самоценность дополнительного образования как пространства яркого детского творчества и самобытной детской мысли.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
1 Я-Оксана • 16:43, 24.06.2014
С интересом прочитала Вашу статью. Очень правильно, на мой взгляд, использовать интеграцию русского языка и музыки при изучении тем по "Фонетике". Я в этом с Вами полностью согласна. Это интересно, уместно и полностью оправданно. Спасибо! Попытаюсь в своей практике воспользоваться Вашими рекомендациями.