Развитие социальной компетенции одаренных учащихся среднего школьного звена на уроках английского языка

Фото: С.С. Юсупова

Сохранение и развитие одаренных детей является актуальной проблемой в настоящее время. У таких детей зачастую слабо развита социальная компетенция, которая является составляющей коммуникативной компетенции, что в свою очередь определяет цель обучения иностранным языком.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Интеллектуальные ресурсы общества рассматриваются сейчас как единственный надежный гарант национального процветания.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Психологи выделяют три категории одаренных детей:

  1. Дети с высокими показателями по уровню общей одаренности. Общую одаренность в зарубежной литературе обычно отожествляют с интеллектом.
  2. Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Эту категорию детей чаще называют талантливыми.
  3. И дети, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность») (Савенков А.И., 2002).

Одаренные дети отличаются не только от своих сверстников, но и друг от друга по видам одаренности. К основным видам одаренности относятся: художественная одаренность, общая интеллектуальная одаренность, творческая одаренность, социальная одаренность.

Психологические исследования, проводимые в средних школах, свидетельствуют об уменьшении количества одаренных учащихся с 25% в младших классах до 3-4% в старших классах. Причина этого – в не эффективности среднего образования, а так же в тех психологических трудностях, с которыми сталкиваются подростки во время взросления. Непринятие их одаренности на среднем этапе обучения приводит к нежеланию выделяться, заниматься дополнительно, развивать свои способности. Одарённые дети в силу личностных особенностей с трудом реализуют свои способности и адаптируются к социальной среде из-за недостаточного уровня развития социальной компетенции. В процессе обучения одаренных детей иностранному языку можно способствовать развитию их социализации, так как социальная компетенция является одним из компонентов коммуникативной компетенции, формирование которой является целью обучения иностранному языку.

Социальная компетенция - это способность вступать в коммуникативные отношения с другими людьми. Желание вступить в контакт обуславливается наличием потребности, мотивов, определенного отношения к будущим партнерам по коммуникации, а также собственной самооценкой. К области социальных умений можно отнести следующее: умение адресовать свое сообщение; умение привлечь внимание собеседника; умение предложить свою помощь; умение слушать собеседника и проявлять заинтересованность в том, что он говорит и т.п. Умение вступать в коммуникативные отношения требует от человека способности ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции будет способствовать развитию социальной компетенции одаренных детей.

Одаренным учащимся среднего школьного возраста необходимо создать условия для их полноценного развития, которое возможно в рамках факультатива на основе проектной методики и ролевых игр, учитывающей основные поведенческие и деятельностные особенности одаренных учащихся и базирующейся на следующих принципах:

  • углубленное изучение тех проблем, которые выбраны учащимися;
  • развитие умения самостоятельно работать;
  • насыщенность заданиями открытого типа;
  • поощрение использования разнообразных форм предъявления материала и внедрения в жизнь результатов работы (Попова, 2000).

В состав группы факультатива на среднем этапе обучения должны входить не только одаренные дети, но и их одноклассники, для того чтобы первые смогли наладить контакт со своими сверстниками. Факультатив предлагается проводить в параллели 5-6 классов. Так как учащиеся из разных классов могут быть не знакомы друг с другом, в начале обучения предлагается проведение психологического этапа, который направлен на снятие эмоционального напряжения, знакомство учащихся, установление психологического контакта в группе, изучение интересов обучающихся, формирование умений работать в группе.

Второй этап – развивающий – обучение происходит с использованием ролевых игр и иноязычной проектной деятельности под руководством преподавателя. Ролевая игра, по мнению методиста Фр. Лейзингера, наиболее точно воссоздает атмосферу общения. За её участниками закрепляется определённый характер, они находятся в определённых отношениях в рамках какой-либо конкретной ситуации, что предполагает разнообразную речевую реакцию, включая эмоциональную, которая приводит к положительному взаимодействию участников. У учащихся возникает потребность выразить радость или огорчение, восторг или негодование, и они должны найти средства для выражения своих эмоций, – все это дает возможность преодолеть социальный барьер между одаренными детьми и их сверстниками и благотворно сказывается на результатах обучения.

Успешность игры достигается лишь в том случае, если преподаватель сможет: создать атмосферу, свободную от страха перед каждым высказыванием; участвовать в игре, идентифицируя себя с учащимися; проявить уважение и доверие к участникам игры, учитывать индивидуальные особенности обучающихся (цит. по Компанеевой Л.Г., 2007). Занятия с использованием ролевых игр и заданий проходят живо, эмоционально, при высокой активности учащихся в благоприятной психологической атмосфере.

Проектный метод является не только активным методом, но и способом развития одарённых детей, поскольку межличностное общение, построенное по определённым принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика (Дереклеева, 2001).

Проектная деятельность требует большой подготовки. Необходимо продумать весь ход работы, методы и формы, промежуточный и итоговой контроль, просчитать результат, распределить роли и обязанности, обозначить сроки проекта.

Для проведения презентации своих проектов учащихся необходимо познакомить со стратегиями и тактиками успешной иноязычной презентации: смотрите на одноклассников во время вашего выступления; используйте жесты, которые помогут лучше выразить себя, паузы, приемлемый темп речи; привлекайте внимание аудитории, используя интересные цитаты и примеры, используйте наглядность; если вы допустили ошибку во время выступления, не смущайтесь, продолжайте свою речь; попросите учителя прослушать ваше выступление заранее, оценить и подсказать, что можно улучшить (Компанеева, 2007).

Таким образом, целесообразно развивать социальную компетенцию одаренных учащихся на факультативах в 5-6 классах, используя ролевые игры и проектную деятельность, выполняя проблемные или творческие задания в сотрудничестве. В малых группах дети быстрее находят общий язык, а достижение общей цели делает их еще более дружными. В результате, исчезает социальный барьер между детьми, одаренные дети чувствуют себя комфортно среди себе равных и остальных учащихся. Во время диалога младшие подростки налаживают контакт друг с другом, в следствии чего происходит развитие социальной компетенции.

Список литературы
1. Алесина Е.В. Учебные игры на уроках английского языка. Журнал «Иностранные языки в школе». №2 – 2002.
2. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности. – М., 1970.
3. Артемьева Т.И. Проблема способностей: личностный аспект // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5, № 3.
4. Боломестнова Н.А. Использование проектной методики на уроках иностранного языка. – М., 2000.
5. Власова Е.И. Актуальные проблемы построения компетенции социальной одарённости. - К., 1998.
6. Гладилина И.П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе. Журнал «Иностранные языки в школе». №3 – 2003.
7. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М., 1993.
8. Дворник М.В. Игра и игровая ситуация на начальном и среднем этапе обучения. Журнал «Иностранные языки в школе». №6 – 1980.
9. Дереклеева Н.И. «Научно – исследовательская работа в школе», Москва, 2001 г.
10. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996.
11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2000.
12. Дружинин В.Н. Ситуационный подход к психологической диагностике способностей // Психологический журнал - 1991. - № 2.
13. Кашина Е.Н. Ролевые и лингвистические игры. - С., 1992.
14. Козырева В.А. Компетентностный подход в педагогическом образовании. СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005.
15. Компанеева Л.Г. Методика обучения иностранному языку одаренных старшеклассников дисс. канд. пед. наук . Волгоград, 2007.
16. Коптелова И.Е. Игры со словами. Журнал «Иностранные языки в школе». - №1., 2003.
17. Красильщикова В.С., Грошева З.Н. Детские игры в Великобритании. М.,-1992.
18. Лейтеса Н.С. Психология одаренности детей и подростков. Просвещение - М., 1996.
19. Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность., Просвещение, М.-1996.
20. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1972. - № 6. - с.29-33.
21. Терасье Ж.К. Сверходаренные дети. - М., 1999.
22. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – №4.
23. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. – М., 1994.
24. Паросова И.А. Игра на уроках немецкого языка. Журнал «Иностранные языки в школе». №4 – 2003.
25. Романова З.П. КВН для учащихся вторых классов, изучающих английский язык с первого класса. Журнал «Иностранные языки в школе». №2 – 2002.
26. Савенков А.И. Развитие детской одарённости в образовательной среде // Развитие личности.-2002.-№3. - 113-146.
27. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М., 2000. – 231 с.
28. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. – 2005.-№5.
29. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека: мотивационно-эмоциональные аспекты. – М.: Наука, 1975.
30. Слемзер И.Дж. Социология: пер. с англ.- М.,- 1994.
31. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. – М., 2002. – 232 с.
32. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М., - 1981.
33. Теплов Б.М. Проблема индивидуальных различий. М., - 1961.
34. Фримен Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997.
35. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2001г.
36. Хуторский А.В. Развитие одарённости школьниковов: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 320с. – (Педагогическая мастерская).
37. Хуторский А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. – 2003. – № 2.
38. Штерн В. Умственная одаренность - СПб., 1997.
39. Даль В.Л. Словарь живого великого русского языка. – М., 1989.
40. Краткий словарь по социологии. Под общей редакцией Лагина И.И. – М., 1998г.
41. Одаренные дети / Пер. с англ.; Под общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 376 с.
42. Одаренные дети / Под ред. М. Карне. - М., 1991.
43. Одаренные дети: выявление, развитие, поддержка. - Челябинск, 1996.
44. Одаренные дети: проблемы и перспективы / Под ред. А.З. Иоглевич. - Челябинск, 1995.
45. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
46. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1987.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
1 Имэйла • 18:51, 23.06.2014
Полностью солидарна с автром данной статьи,одарённый ученик-наше будущее!