Формирование профессионально-педагогической компетенции студентов


Система современного профессионального педагогического образования претерпевает значительные изменения. Основой подготовки будущих специалистов становится компетентностный подход, который предполагает не простую передачу знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту, а формирование у будущих педагогов профессиональной компетентности. Данное понятие по-разному трактуется в современной литературе. 


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Профессиональная компетентность учителя, в первую очередь, связана с его умением решать профессиональные задачи и проблемы, возникающие в ходе учебно-воспитательного процесса, что соответствует и общим требованиям Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, а в частности образовательных программ по специальности 050202 «Информатика».

Становление профессиональной компетентности будущего педагога – это системный, единый, целостный, непрерывный и сложный процесс, который начинается с создания эмоционально-психологического комфорта при вхождении студента в новое образовательное пространство и, в первую очередь, с диагностики исходного уровня компетенций у первокурсников. Преподаватели-предметники на первых уроках определяют уровень общеучебных умений и навыков студентов нового приёма, чтобы в дальнейшем осуществлять личностно-ориентированный деятельностный подход к каждому студенту. Диагностические тесты педагога-психолога позволяют выявить степень адаптации и раскрывают возможности, потенциал личности, её творческую природу.

Одной из приоритетных образовательных стратегий учебно-воспитательного процесса мы считаем проектное обучениеПроектная деятельность, как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития человека. Это эффективное средство профессионально-личностного развития, усовершенствования окружающей действительности и себя. Проектная деятельность в обучении содержит в себе игровую сущность; потребность создания своей предметной среды и пробы своих сил; согласование с устремленностью в будущее и желанием самореализации.

Применение проектной технологии позволяет сформировать познавательную самостоятельность у студентов, которые бывают слабоинициативны в учении, боятся высказывать свое мнение. Использование метода проектов подтвердили эффективность в формировании познавательной самостоятельности студентов при изучении дисциплин как предметной подготовки, так и других. Систематизируя материал при написании рефератов, докладов уже на первом курсе студенты знакомятся с образовательными ресурсами Интернет. Начиная с третьего курса, идёт изучение дисциплин предметной подготовки, что позволяет студентам начать создавать персональное электронное портфолио.

Портфолио позволяет: объективно и максимально полно выявить актуальные и перспективные возможности, способности студента, продемонстрировать его наиболее сильные стороны, раскрыть его человеческий, профессиональный и творческий потенциал; сформировать у будущего специалиста навыки анализа собственной деятельности, самоорганизации, самоконтроля, самооценки, а также позитивного и конструктивного отношения к критике; содействовать личностно-профессиональному самоопределению студентов и проектированию на этой основе жизненной и профессиональной карьеры. Важно, что в методике портфолио акцент смещается не на то, что студент знает, а на то, что студент способен сделать, т.е. на его компетенции.

В ходе изучения предмета «Информатика в начальной школе» в портфолио помещается первый проект по Лого Мирам. Следующим проектом является рисунок в графическом редакторе Paint, который студенты выполняют на дисциплине «Компьютерная графика». При изучении программного обеспечения ЭВМ студенты выполняют сразу два проекта: мультфильм во Flash и коллаж в растровом редакторе PhotoShop. Изучение языков программирования позволяет студентам специальности, начиная с 3 курса, пробовать свои силы в создании Интернет страниц (предмет - «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии») Особой популярностью пользуются краеведческие темы. Лучшие работы размещены на сайте колледжа, информация на котором постоянно обновляется студентами-выпускниками.

Четверокурсники после изучения прикладного программного обеспечения ЭВМ, а в частности программы по созданию презентаций Microsoft PowerPoint в процессе изучения дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», создают учебно-методические пособия по предметам, презентации к урокам в школе, знают типологию телекоммуникационных проектов, умеют характеризовать виды развивающего обучения в Интернет. Портфолио студентов пополняет мультимедийная презентация с тестом, выполненным на языке вижуал бейсик фор апликейшен (VBA). Изучение предметов «Программирование» и «Практикум по решению задач на ЭВМ» позволяет создать ещё два проекта: тест на компьютерные темы на языке Visual Basic и проект на VBA (вижуал бейсик фор апликейшен) в Word, Excel и PowerPoint.

Другим видом учебной и внеурочной деятельности студентов является создание краеведческих сайтов. Нередко собранный материал ложится в основу выпускных квалификационных исследований. За созданные в ходе подготовки выпускной квалификационной работы сайты целого ряда школ южной зоны Нижегородской области студенты специальности получили благодарности от директоров и учителей образовательных учреждений.

Разработка проекта и обсуждение результатов деятельности приводит к саморазвитию личности и самореализации личности студента. Повышается интерес к дисциплине, желание принять участие в других проектах. В итоге все студенты включаются в проектную деятельность, продукты которой обладают личностной и социальной значимостью. Применение в образовании метода проектов поддерживает формирование ключевых и профессиональных компетенций студентов.

Системообразующим в оптимальной траектории развития информационной компетентности будущего учителя информатики посредством привлечения продуктивных педагогических технологий является курс «Практикум по решению задач на ЭВМ». Он интегрирует в себе две учебные дисциплины «Информатика» и «Дискретная математика», что позволяет студентам грамотно ориентироваться в вопросах получения, обработки, интерпретации информации; разработки, методической адаптации и применения соответствующих алгоритмов с целью подготовки содержания и оформления занятий на педагогической и производственной практике; принятия оптимальных решений в условиях неопределённости, риска и неполноты информации. Интеграция с изученными дисциплинами «Основы экономики», «Экономика образовательного учреждения», «Менеджмент», «Основы права» и данного курса позволяет развивать социально-трудовые, экономические компетенции, что помогает нашим выпускникам быть востребованными на рынке труда в непростых социально-экономических, постоянно меняющихся условиях.

Таким образом, учебно-воспитательный процесс в колледже ориентирован на личностные характеристики студента, и в конечном итоге на успешного, компетентного, востребованного на современном рынке труда специалиста.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: