Формирование профессионально-педагогической компетенции студентов


Система современного профессионального педагогического образования претерпевает значительные изменения. Основой подготовки будущих специалистов становится компетентностный подход, который предполагает не простую передачу знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту, а формирование у будущих педагогов профессиональной компетентности. Данное понятие по-разному трактуется в современной литературе. 


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Профессиональная компетентность учителя, в первую очередь, связана с его умением решать профессиональные задачи и проблемы, возникающие в ходе учебно-воспитательного процесса, что соответствует и общим требованиям Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, а в частности образовательных программ по специальности 050202 «Информатика».

Становление профессиональной компетентности будущего педагога – это системный, единый, целостный, непрерывный и сложный процесс, который начинается с создания эмоционально-психологического комфорта при вхождении студента в новое образовательное пространство и, в первую очередь, с диагностики исходного уровня компетенций у первокурсников. Преподаватели-предметники на первых уроках определяют уровень общеучебных умений и навыков студентов нового приёма, чтобы в дальнейшем осуществлять личностно-ориентированный деятельностный подход к каждому студенту. Диагностические тесты педагога-психолога позволяют выявить степень адаптации и раскрывают возможности, потенциал личности, её творческую природу.

Одной из приоритетных образовательных стратегий учебно-воспитательного процесса мы считаем проектное обучениеПроектная деятельность, как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития человека. Это эффективное средство профессионально-личностного развития, усовершенствования окружающей действительности и себя. Проектная деятельность в обучении содержит в себе игровую сущность; потребность создания своей предметной среды и пробы своих сил; согласование с устремленностью в будущее и желанием самореализации.

Применение проектной технологии позволяет сформировать познавательную самостоятельность у студентов, которые бывают слабоинициативны в учении, боятся высказывать свое мнение. Использование метода проектов подтвердили эффективность в формировании познавательной самостоятельности студентов при изучении дисциплин как предметной подготовки, так и других. Систематизируя материал при написании рефератов, докладов уже на первом курсе студенты знакомятся с образовательными ресурсами Интернет. Начиная с третьего курса, идёт изучение дисциплин предметной подготовки, что позволяет студентам начать создавать персональное электронное портфолио.

Портфолио позволяет: объективно и максимально полно выявить актуальные и перспективные возможности, способности студента, продемонстрировать его наиболее сильные стороны, раскрыть его человеческий, профессиональный и творческий потенциал; сформировать у будущего специалиста навыки анализа собственной деятельности, самоорганизации, самоконтроля, самооценки, а также позитивного и конструктивного отношения к критике; содействовать личностно-профессиональному самоопределению студентов и проектированию на этой основе жизненной и профессиональной карьеры. Важно, что в методике портфолио акцент смещается не на то, что студент знает, а на то, что студент способен сделать, т.е. на его компетенции.

В ходе изучения предмета «Информатика в начальной школе» в портфолио помещается первый проект по Лого Мирам. Следующим проектом является рисунок в графическом редакторе Paint, который студенты выполняют на дисциплине «Компьютерная графика». При изучении программного обеспечения ЭВМ студенты выполняют сразу два проекта: мультфильм во Flash и коллаж в растровом редакторе PhotoShop. Изучение языков программирования позволяет студентам специальности, начиная с 3 курса, пробовать свои силы в создании Интернет страниц (предмет - «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии») Особой популярностью пользуются краеведческие темы. Лучшие работы размещены на сайте колледжа, информация на котором постоянно обновляется студентами-выпускниками.

Четверокурсники после изучения прикладного программного обеспечения ЭВМ, а в частности программы по созданию презентаций Microsoft PowerPoint в процессе изучения дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», создают учебно-методические пособия по предметам, презентации к урокам в школе, знают типологию телекоммуникационных проектов, умеют характеризовать виды развивающего обучения в Интернет. Портфолио студентов пополняет мультимедийная презентация с тестом, выполненным на языке вижуал бейсик фор апликейшен (VBA). Изучение предметов «Программирование» и «Практикум по решению задач на ЭВМ» позволяет создать ещё два проекта: тест на компьютерные темы на языке Visual Basic и проект на VBA (вижуал бейсик фор апликейшен) в Word, Excel и PowerPoint.

Другим видом учебной и внеурочной деятельности студентов является создание краеведческих сайтов. Нередко собранный материал ложится в основу выпускных квалификационных исследований. За созданные в ходе подготовки выпускной квалификационной работы сайты целого ряда школ южной зоны Нижегородской области студенты специальности получили благодарности от директоров и учителей образовательных учреждений.

Разработка проекта и обсуждение результатов деятельности приводит к саморазвитию личности и самореализации личности студента. Повышается интерес к дисциплине, желание принять участие в других проектах. В итоге все студенты включаются в проектную деятельность, продукты которой обладают личностной и социальной значимостью. Применение в образовании метода проектов поддерживает формирование ключевых и профессиональных компетенций студентов.

Системообразующим в оптимальной траектории развития информационной компетентности будущего учителя информатики посредством привлечения продуктивных педагогических технологий является курс «Практикум по решению задач на ЭВМ». Он интегрирует в себе две учебные дисциплины «Информатика» и «Дискретная математика», что позволяет студентам грамотно ориентироваться в вопросах получения, обработки, интерпретации информации; разработки, методической адаптации и применения соответствующих алгоритмов с целью подготовки содержания и оформления занятий на педагогической и производственной практике; принятия оптимальных решений в условиях неопределённости, риска и неполноты информации. Интеграция с изученными дисциплинами «Основы экономики», «Экономика образовательного учреждения», «Менеджмент», «Основы права» и данного курса позволяет развивать социально-трудовые, экономические компетенции, что помогает нашим выпускникам быть востребованными на рынке труда в непростых социально-экономических, постоянно меняющихся условиях.

Таким образом, учебно-воспитательный процесс в колледже ориентирован на личностные характеристики студента, и в конечном итоге на успешного, компетентного, востребованного на современном рынке труда специалиста.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: