Описание педагогического опыта

Фото: С.С. Юсупова

Проблемы образования, воспитания и обучения веками волнуют человечество. Как создать условия для детей, чтобы они учились общаться, изучая окружающий мир, открывая для себя законы природы и общества, побеждая страх любого происхождения, формируя в себе основы коммуникативной культуры?


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Актуальность опыта

Учебно-воспитательный процесс в школах не остается раз и навсегда данным. Напротив, он на определенном этапе развития общества возникает, изменяется по своему содержанию и по форме организации. Формы организации учебного процесса охватывают весь учебный процесс, они составляют его материальную основу, они являются формами существования процесса обучения, а их применение в соответствии с конкретными целями обучения дает нам множество конкретных форм организации учебных занятий.

В соответствии с ФГОС второго поколения основным результатом образования в начальной школе является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитания умения учиться, способности к самоорганизации с целью решения учебных задач. Достигнуть данного результата помогает работа в парах постоянного (ППС) и сменного (ПСС) состава.

Младшие школьники постепенно включаются в работу в сменных парах, приучаются к самостоятельной деятельности, к пониманию того, что учеба – это настоящий труд, требующий максимальных усилий, таланта и творчества. Именно в коллективной работе они начинают понимать значимость каждого ученика своего класса, учатся слышать друг друга и помогать себе и другим преодолевать те трудности, которые появляются на пути познания.

Условия возникновения, становления опыта

Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. Этого возможно достичь путем представления школьникам значительной степени свободы в образовательном процессе. Ориентация на механическое усвоение знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности. Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важнее научить учиться, уметь самим добывать знания. Это заставляет нас, учителей начальной школы, задуматься о том, как учить и чему учить.

Таким образом, на этом этапе моей педагогической работы возникли условия становления, изучения и внедрения в мою практическую деятельность новых форм организации деятельности учащихся – работа в парах постоянного и сменного состава. Важно и то, что новые формы организации обучения не разрушают традиционную систему обучения, а преобразовывают ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных стандартов.

Диапазон опыта

Опыт работы реализуется через использование на уроках работы в ППС и ПСС с учащимися 1-4 классов.

Длительность работы над опытом

Еще в начале 90-х годов, столкнувшись с противоречиями в традиционной системе обучения и встретившись с носителями-энтузиастами новых форм работы, я стала пробовать работать по-новому. Ведь именно при организации работы в парах возникает атмосфера сотворчества, позволяющая решать одну из основных задач современного обучения, которая состоит не просто в сообщении знаний, но в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира.

Описание технологии опыта

Ведущая идея опыта, постановка целей и задач
Я убедилась, что систематическое и методически правильное применение работы в парах и приемов работы по развитию общеучебных умений в начальной школе развивает способности ученика самостоятельно добывать знания в процессе обучения (задавать вопросы и самому на них отвечать, формулировать проблемы и искать пути их решения, приводить убедительные доводы, опираясь на конкретные факты), совершенствует процессы восприятия, осмысления, понимания информации, тренирует способности к само- и взаимооценке. Ведь истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими, в процессе их диалогического общения.

Цель
Я считаю, что основной целью является целесообразное использование работы в парах на уроках в начальной школе, которое позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, сделает учебу в школе радостной и увлекательной.

Задачи
Согласно этому я попыталась определить необходимые задачи:

  • через развитие навыков парной работы повысить у обучающихся качество образования;
  • определить возможности использования работы в парах на уроках в начальной школе;
  • показать специфику использования и применения работы в парах в начальной школе;
  • способствовать повышению учебной мотивации, снижению дидактических затруднений;
  • применяя приемы работы в парах, обеспечить дифференцированный подход к обучению детей;
  • развивать навыки самообразования и самоконтроля у учащихся;
  • рационально организовывать учебный процесс, повышать эффективность уроков, активность и инициативность учащихся на уроках;
  • разработка рекомендаций для учителей начальных классов по применению работы в парах в образовательном процессе младших школьников.

Описание сущности опыта
Автором данных форм работы является А.Г. Ривин, опыт которого открыл и описал в своей книге «Сотрудничество в обучении» В.К.Дьяченко. Личный опыт и вся предшествующая практика убедили А.Г. Ривина в следующем: ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим, да еще, если нужно, то и не один раз. В.К.Дьяченко с учениками и последователями продолжил и развил идеи А.Г.Ривина в современных условиях.

Я использую в своей работе при изучении различных тем следующие приемы работы:

  • взаимодиктант;
  • взаимоопрос;
  • взаимообмен заданиями;
  • устное и письменное выполнение упражнений в ППС и ПСС.

Каждый прием работы в парах требует определенных навыков и умений как у учащихся, так и у учителей. Эти умения сначала вырабатываются в постоянных парах, и только после определенной подготовки класс приступает к работе в парах сменного состава.

На первом этапе учителю предстоит научиться работать в «рабочем шуме», т.е. научиться слушать и слышать сразу несколько пар, направлять работу отдельных учащихся и управлять процессом в целом.

У учащихся иные задачи: учиться работать в шуме, научиться регулировать громкость своего голоса так, чтобы партнер хорошо слышал, а другим ученикам голос не мешал, слушать товарища и слышать его.

Раскрою алгоритм организации деятельности класса на примере фрагмента урока русского языка во 2 классе по теме «Состав слова». Данной темой я занимаюсь с начала 90-х годов. В те годы я вошла в состав экспериментальной группы, которая занималась разработкой и апробированием методик парной работы на базе школы №297 Пушкинского района. Результатом стала разработка методических рекомендаций для учителей начальной школы по математике, чтению и русскому языку, публикация статьи в журнале «Начальная школа» №11, 1990 г. 

В дальнейшем в своей работе я пользовалась этими разработками, старалась совершенствовать свой опыт, делилась с коллегами через:

  • открытые уроки;
  • выступления на МО и педсоветах;
  • публикации в сборнике опытно-экспериментальной площадки на базе нашей школы №303;
  • публикации на сайтах «Про школу», «Продленка»,

Результативность и эффективность опыта
В результате обобщения своего опыта работы я могу подвести следующие итоги. Мною было выдвинуто предположение, что использование работы в парах на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, сделать учебу в школе психологически комфортной. Это предположение доказано. Доказательством являются: повышение качества образования, понижение уровня заболеваемости в классе, итоги анкетирования родителей класса.

В результате использования парной работы в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Все это способствует развитию творческих способностей школьников, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление и речь.

Заключение

XXI век – век высоких информационных технологий. Современный ребенок и учитель живут в непрерывно увеличивающемся потоке информации, что требует перехода от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главная проблема учителя – поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы и подготовки его к жизни в новом информационном обществе.

Формы работы в ППС и ПСС помогают достичь этих целей. Рекомендации по их применению не случайно заложены во всех УМК по новым стандартам второго поколения.

Планирую совершенствовать свой опыт с учетом индивидуальных особенностей класса и опубликовать материалы в сборнике опытно-экспериментальной площадки на базе школы, на сайтах в Интернете.

На сегодняшний день данные формы работы активно разрабатываются, о чем свидетельствуют публикации в сборниках АППО Санкт-Петербурга, в журналах «Начальная школа», «1 сентября», на образовательных сайтах в Интернете.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: