Виктор Захаров, 02.03.2014 2473 1

12 приемов эффективного обучения


Однажды мне на глаза попала статья, в которой утверждалось, что успешные люди и неудачники по-разному думают, по-разному относятся к жизни. Я стал разбираться и понял, что успешные люди  еще и по-другому учатся. В результате я сформулировал эти эффективного обучения.

Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Сила примера

Одна бывшая студентка мне сказала, что она теорию вообще не воспринимала, помнит только примеры, на основе которых принимает производственные решения. В годы советской власти провели эксперимент по антирелигиозной пропаганде. Среди студентов была распространена атеистическая книга, в которой приводились притчи из Библии и давалось их научное объяснение. Через некоторое время провели опрос, многие хорошо запомнили притчи, но никто не запомнил научного объяснения. На экзаменах тоже чаще приводят примеры, чем голую теорию. Иллюстрация примерами повышает качество усвоения на 30–60%, большое значение имеет еще и качество примеров.

Обобщение знаний

Успешные люди, которым удалось стать классными специалистами, обладают такой способностью как обобщение знаний. Они не запоминают все подряд, а выбирают только то, что может пригодиться на практике. Современные студенты имеют такое мощное средство как Интернет, который позволяет очень быстро найти информацию, но чтобы быстро разобраться в проблеме, нужно отобрать самое главное. В информации легко утонуть. Поэтому я практикую такой вид работ как микро рефераты, они имеют объем не более одной страницы. В Интернете можно найти реферат объемом 20–40 страниц или толкование термина в несколько строчек. Поэтому скачать такой реферат невозможно.

Системные знания

Системные знания — это упорядоченные знания, яркий пример —  таблица Д.И. Менделеева. Она позволяет предсказывать свойства новых элементов, и никто не пытается найти новые элементы между кислородом и азотом. При объяснении нового материала я даю по пунктам способы решения проблемы. Потом, при выполнении практической работы, дается ситуация, и студенту нужно выбрать, какой способ решения подходит лучше. При выполнении итоговой работы нужно составить список возможных вариантов и выбрать оптимальный. К системным знаниям предъявляются два критерия: связанность и практичность. Системные знания хорошо запоминаются и легко применяются на практике.

Постепенное усвоение

Усвоение сложных тем лучше проводить в следующей последовательности:

  • теоретические знания;
  • разбор практического примера у доски с активным участием студентов;
  • решение практического задания группами по 3–4 человека;
  • решение индивидуальных примеров.

Задания даются в разных вариациях, чтобы студенты не предполагали, что задания одни и те же. В результате курсовые и дипломные работы выполняются без лишнего напряжения.

Обучение по спирали

В начале изучения предмета даю общее представление — максимально обобщенные знания. Рассказываю для чего нужен данный предмет, показываю связи данного предмета с другими, раннее изученными. Здесь формируется общий образ предмета. На втором круге даю основные положения изучаемого предмета. На третьем круге детали и второстепенные факторы. В этом приеме активно используются приемы изложенные выше.

Повторение трудных мест

Студенты не очень хорошо знают термины и тяжело воспринимают научную речь. Поэтому при изложении новой темы я стараюсь говорить простыми словами, особое внимание уделяю терминам. Если термин проходили ранее, то я спрашиваю, что он означает, если термин встречается впервые, то подробно на нем останавливаюсь.

Задаю себе вопрос и сам на него отвечаю

Этот способ помогает передавать не только знания, но и способность к логическому мышлению и анализу. При этом в подсознание закладывается последовательность решения проблем.
Связываю текущую тему с предыдущими темами или предметами.
В этом случае у студентов создаются ассоциативные связи, что позволяет надежно запомнить новый материал. Чем разностороннее знания человека, тем больше информации он запоминает из одного сообщения.

Работа в группах

Как известно, человек — социальное животное, и студенты не исключение из этого правила. Работа по группам позволяет решать следующие проблемы:

  • развитие коммуникабельности (обучаются говорить и слушать друг друга);
  • развитие способности работы в команде (могут оценить сильные и слабые стороны друг друга и оптимальным образом распределить работу между собой);
  • повышается качество обучения (друг другу объясняют непонятные моменты).

Самостоятельная работа

Чтобы студенты не скачивали из Интернета курсовые и дипломные работы, я применяю простой способ: просто даю задание немного отличающееся от общепринятого, в основном, в другой формулировке. Дополнительно в курсовые и дипломные работы включаю задания из смежных предметов, стараюсь сделать так, чтобы в курсовых и дипломных работах было как можно меньше теории.

Новая форма сдачи экзаменов

В настоящее время практически все студенты имеют доступ в Интернет — это можно использовать в процессе обучения. Во время изучения предмета студенты выполняют практические задания: здесь можно пользоваться конспектами и литературой, на предпоследнем занятии  по теме студенты пишут контрольную, демонстрируют степень освоения полученных знаний. Перед экзаменом я выдаю по два вопроса каждому, с условием, что они найдут ответы в Интернете и не будут повторять того, что я уже рассказывал. Чтобы получить хорошую оценку за экзамен, нужно еще задать два вопроса своему товарищу. При этом оцениваются не только ответы, но и вопросы. Студенты знают, что будут задавать вопросы, поэтому основательно изучают предварительно заданный вопрос. Ответ должен занимать не более 5 минут. Здесь опять же нужно выдать самое главное. В результате студенты не только изучают предмет, но и получают навык самообучения.

Завышенные оценки

На промежуточных аттестациях я ставлю завышенные оценки, с тем, чтобы повысить самооценку студентов. Я считаю, что данный подход дает положительный результат: на защите дипломных работ комиссия ставит достаточно высокие оценки, ребята держатся более уверенно, чем у других преподавателей. По моему мнению, преподаватель ставит заниженные оценки в том случае, если он не пользуется уважением или плохо знает свой предмет.  

Список вопросов

Защита дипломной работы резко отличается от сдачи обычного экзамена. Во-первых, в дипломной работе обычно освещаются знания из нескольких предметов. Во-вторых, члены комиссии могут задать вопрос, который не проходили или в непривычной формулировке. В-третьих, необходимо сразу же отвечать. Для повышения качества ответов можно составить список вопросов, которые могут задать на защите, студенты не готовят на них ответы, просто они морально готовы на них отвечать.

Об авторе: Захаров Виктор Викторович, преподаватель, Екатеринбургский монтажный колледж

Литература

  1. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/obuchenie.html Обучение
  2. http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/16/page123.html  Прием обучения
  3. http://fb.ru/article/4430/priemyi-i-metodyi-obucheniya----faktoryi-vliyayuschie-na-kachestvo-znaniy-razvitie-tvorcheskih-i-umstvennyih-sposobnostey-uchebnoy-deyatelnosti Приемы и методы обучения -- факторы, влияющие на качество знаний, развитие творческих и умственных способностей, учебной деятельности- Читайте подробнее на FB.ru:
  4. http://www.ido.rudn.ru/ffec/psych/ps13.html  Развивающие педагогические технологии

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Спасибо за статью! Интересно было познакомиться с вашими приемами.