Создание модели совместного образования детей, не имеющих нарушений развития, и детей с ОВЗ


Современная школа, как и любая система, для своего эффективного функционирования нуждается в постоянном обновлении. Система образования — это открытая система, впитывающая информацию, тенденции и направления школ всего прогрессивного мира. Школа сегодняшнего дня — это школа для всех.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" так определила один из своих приоритетов: «Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени» [3].

Руководствуясь содержанием документов о новом подходе к образованию:

  • Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года[1];
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года[2];
  • Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"[3];

в которых большое внимание уделяется образованию детей с ограниченными возможностями, наша школа в 2013-2014 учебном году активно включилась в опытно-экспериментальную работу по теме: «Создание модели совместного образования детей, не имеющих нарушений развития, и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы».

На первом этапе: вхождения в ОЭР, необходимой процедурой являлась проведение входной диагностики.

В этой статье вашему вниманию представлены материалы по подготовке диагностического инструментария и результаты, полученные в ходе проведения исследования.

Целью диагностических исследований было определение уровня готовности учащихся общеобразовательной школы к взаимодействию с детьми с особенностями в развитии.

Мы хотели получить ответы на следующие вопросы:

  • Насколько наши дети готовы к общению. Воспринимают ли они общение как неотъемлемую часть жизни.
  • Как оценивают сами свой уровень знаний и умений коммуникативных навыков, коммуникативной толерантности и эмоционального интеллекта.

Диагностическая деятельность была направлена на определение следующих показателей:

  • Уровень школьной мотивации
  • Уровень развития коммуникативных навыков учащихся
  • Коммуникативная толерантность
  • Уровень развития эмоционального интеллекта

Диагностический материал был подготовлен с использованием следующих методик:

  • Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой [4]
  • Анкета для анализа развития коммуникативных навыков В. Бойко [4]
  • Диагностика коммуникативной толерантности В. Бойко [4]
  • Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта [5]

Материалы были адаптированы конкретно для наших детей, вопросы сформулированы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Для выявления динамики были сформированы экспериментальные и контрольные группы. Экспериментальные группы были сформированы на базе 5-А и 9-А классов. Контрольные — на базе 5-Б и 9-Б классов. Поскольку сравнительные характеристики и определение динамики можно провести только при рассмотрении промежуточной и итоговой диагностик, в данном материале речь пойдёт о результатах только экспериментальных групп.

Исследования показали, что все дети экспериментальных групп готовы к общению. 35% из числа опрошенных в 5-ом классе и 5,5% из 9-го класса считают, что внутри школы общение должно касаться только учебной деятельности. 50% из 5-го класса и 50% из 9-го класса считают, что общение в равной степени должно касаться как учебной деятельности, так и не учебной. 15% из 5-го класса и 11% — из 9-го учащихся от числа опрошенных считают общение самой важной школьной деятельностью.

5 класс (85+10) 99% и 9 класс (72,2+22,3) 94,5% имеют высокий и средний уровни сформированности коммуникативных навыков.

1% учащихся от числа опрошенных в 5-ом классе и 5,5% - из 9-го оценивают уровень сформированности коммуникативных навыков, как низкий.

5 класс (25+50) 75%, 9 класс (5,5+50) 65% достаточно высоко оценивают свой уровень эмоционального интеллекта. Они имеют широкий спектр представлений и знаний о чувствах и эмоциях человека. Определяют и различают эмоциональные состояния у себя и у других. Способны управлять своими эмоциями.

25% от числа опрошенных в 5-ом классе и 35% — в 9-ом считают, что они имеют недостаточную информацию о чувствах и эмоциях. Не всегда могут самостоятельно определить эмоциональное состояние партнера и свое, не владеют умениями саморегуляции.

5 класс (70+10) 80%, 9 класс (45+33) 78% оценивают свой уровень толерантности как высокий и средний.

5 класс 15%, 9 класс — 11% имеют повышенный уровень толерантности. Данный показатель говорит о том, что глубокое проникновение в проблемы детей с ограниченными возможностями может принести вред на уровне психосоматики как детям из экспериментальных групп, так и детям-инвалидам. Дети, имеющие повышенный уровень толерантности нуждаются в предварительной подготовке перед встречей с детьми с ограниченными возможностями и в реабилитации после.

Вывод

Таким образом, полученные результаты показали, что дети из экспериментальных групп имеют высокий и хороший уровни мотивации: они серьёзно относятся к учебной деятельности, воспринимают школу как модель общества, осознают значимость общения и плодотворного взаимодействия с участниками учебно-воспитательного процесса. Это говорит нам о том, что они готовы к налажиаванию делового сотрудничества с окружающими.

Практически всегда взаимодействуют со всеми участниками группы, имеют полную включенность в совместную работу, чувствуют ответственность за качество работы, испытывают психологический комфорт в процессе совместной деятельности.

Достаточно большое количество детей из числа опрошенных низко оценивают свой уровень эмоционального интеллекта. Нуждаются в оказании помощи со стороны взрослых в получении информации об эмоциональных состояниях личности, в системной работе по выработке умения по определению эмоционального состояния у себя и у партнеров по взаимодействию. В тренинге по эмоциональному саморегулированию.

Участники опроса осознают, что все люди разные. Все имеют право на общение. Понимают, что необходимо проявлять терпимость к некоторым проявлениям, не противоречащим условиям бесконфликтного общения. Четко определяют границы этого общения.

Своими ответами дети показали, что большая часть опрошенных готовы к участию в ОЭР. Но предварительно для некоторых необходима работа, направленная на дальнейшее развитие эмоционального интеллекта и работа для установления и стабилизации психоэмоционального состояния до и после работы с детьми с ограниченными возможностями.

Источники:

  1. http://www.dvfu.ru/umu/zakRF/doktrin1.htm
  2. http://upr.1september.ru/2002/28/2.htm
  3. http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/
  4. http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/46-program/1111-osnovnye-napravleniya-raboty-psixologicheskoj-sluzhby-v-period-adaptaczii-detej-k-5-klassu?start=2
  5. http://preprod.insunrise.ru/booklets/n.hall-eq%20questionarry.pdf

Об авторе: Модзалевская Надежда Константиновна, педагог-психолог, ГБОУ СОШ № 232, ДДЮТ «У Вознесенского моста».


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 anna256820 • 16:42, 19.11.2014
Большое спасибо за статью! Я с вами совершенно согласна!