Система работы по предупреждению пробелов в знаниях младших школьников


Любое негативное явление лучше предупредить, чем позже переучивать ученика. Одни ученики усваивают материал после первого его объяснения, другие нуждаются в том, чтобы он был повторен не один, а несколько раз. Как правило, такой материал я даю постепенно, усложняя его от урока к уроку. Таким образом, вводя новый материал, определяю перспективу в обучении детей по той или иной теме.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Большое внимание уделяю процессу усвоения новой информации, своевременному установлению того, что детям непонятно. Чтобы этих неясностей было меньше, даю систему подготовительных упражнений, которые подбираю на основе уже изученного материала. Такие подготовительные упражнения включаю в изучение нового материала, опираюсь на них, стараюсь использовать так, чтобы повысить активность всех детей в процессе восприятия и осмысления. В результате уроки проходят живо, материал усваивается прочно, что ведет к уменьшению пробелов в знаниях.

Одна из задач учителя состоит в том, чтобы как можно раньше выявить имеющиеся у отдельных обучающихся проблемы в овладении программным материалом. Формы выявления могут быть следующими :

  • дидактические тесты;
  • устный выборочный контроль;
  • письменный контроль и т. д.

Свою работу по предупреждению пробелов в знаниях учащихся я начинаю с тетрадей. Веду их регулярную проверку, испробовала разные приемы исправления ошибок. Пришла к выводу: нужно классифицировать ошибки. Использую личные карточки обучающихся, листы индивидуальных достижений по предметам. Конечно, такая работа должна вестись систематически. Анализ и учет ошибок провожу в каждой четверти. Пробелы в знаниях учащихся иногда появляются из-за пропусков учебных дней. Я также веду их учет.

Особое внимание обращаю на строгую последовательность выполнения заданий и готовность ученика объяснить их выполнение. После пропуска уроков по болезни стараюсь не спрашивать ученика два дня, даю возможность войти в ритм занятий, а домашние задания распределяю индивидуально, с учетом текущего материала по предметам. На основе полученных результатов составляю «Сводный лист пробелов». По горизонтали в таблицу вписывается количество ошибок определённого вида, допущенных каждым учеником. Такая таблица может косвенно отобразить качество работы учителя (сумма по вертикали), помочь при решении вопроса об использовании соответствующих методических приёмов для ликвидации недостатков в работе. Сумма показателей по горизонтали отражает недостатки усвоения знаний отдельных учеников.

Итак, выявили, зафиксировали, приступаем к ликвидации с помощью разнообразных форм. Принцип работы с технологическими картами можно посмотреть в газете «Начальная школа» №14 , 2008 г. Учитель организует индивидуально-дифференцированную разно уровневую подачу материала и контроль. Каждый обучающийся имеет памятку «Работы над ошибками». При проверке письменных работ я выношу на поля тетради номер орфограммы (условно), в которой была допущена ошибка. Ученик находит указанную орфограмму и следует по пути, указанному для исправления ошибочных написаний.

Думаю, что правильно организованная, систематическая работа по предупреждению и исправлению ошибок является одним из путей повышения качества обучения.

Список использованной литературы
1.Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. М.:Просвещение, 1996
2.Козырева О.А. Как помочь ребёнку с трудностями в обучении?//Начальная школа, 2004. №4
3.Лепнина И.М. Технологическая карта// Начальная школа, 2008. №14
4.Русский язык: 3 класс: Учебник: В 3 ч./М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова. – 3-е изд. – М.:Академкнига/Учебник, 2011


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: