Ольга Кийко, 12.07.2014 3694 0

Использование опорных схем, таблиц, наглядных пособий на уроках английского языка в коррекционных классах


В течение долгого времени в педагогической науке преобладало правило, согласно которому ученик был объектом в учебном процессе, а учитель выполнял роль главного действующего лица. На сегодняшний день эта схема является малоэффективной, потому что время диктует свои правила во всех сферах современной жизни, в том числе и в сфере образования.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

В последнее время появилось огромное количество педагогических технологий, которые основаны на активизации деятельности учащихся, это так называемые активные методы обучения. Существует несколько принципов обучения иностранному языку, которыми я пользуюсь на каждом уроке. Это принципы сознательности, доступности, активности, наглядности, прочности и другие. Они работают на уроке на главную цель — овладение коммуникативной деятельностью на иностранном языке. Схематично я бы выразила наглядность = доступность + сознательность + интерес = активность.

Принцип активности был и остаётся одним из основных в педагогике. Он заключается в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых явлений. Этот принцип подразумевает такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений.

Активность присутствует во всех формах деятельности человека: преобразовательная, познавательная, коммуникативная и т.д. Активность учащихся на занятиях достигается путём использования современных форм и методов обучения. На своих занятиях я использую наглядные пособия (таблицы, схемы, раздаточный материал).

Ещё факт, который, на мой взгляд, является важным — нежелание писать конспект. И в этом я частично соглашусь с учащимися, потому что эта работа неинтересная и нудная, поэтому таблицы решают эту проблему успешно, так как в таблицах не нужно много писать. Работа над грамматическим материалом по таблицам и схемам очень удобна при повторении материала, например, при подготовке к самостоятельной или к контрольной работе или просто на уроках обобщения изученного материала. Учащиеся открывают тему и находят таблицу по тому материалу, который они должны вспомнить на данном уроке, Такой способ, я уверена, экономит время. 

Ещё один приём, который я использую на своих уроках — выражение теоретического материала через игру «Нарисуй!». Я объясняю грамматику, а ученики записывают материал только в тезисах (на черновиках), после этого я прошу их выразить эти тезисы в таблице или схеме, такую работу можно проводить и в парах, и группах, и в индивидуальном режиме. Лучше такую работу проводить в группах потому что, работая в коллективе, дети помогают друг другу, и их схемы получаются более подробными и правильными. Затем каждая группа показывает свою таблицу или схему. После проведения такой работы мы обсуждаем каждый из предложенных вариантов, и та группа, которая лучше справилась с заданием, получает дополнительный балл. А какая схема или таблица оказалась лучше, решают сами ученики. Такой вид работы очень нравится детям — здесь срабатывает эффект соревнования и, кроме того, это активизирует их мыслительную деятельность. Им это интересно! А когда на уроке интересно, то эффективность усвоения грамматического материала будет гораздо выше.

Часто при объяснении нового материала, я использую схемы, которые я назвала «схем- минутки»: я черчу на доске схему за 1 минуту и предлагаю учащимся рассказать грамматический материал с опорой на эту схему. Такую работу я предлагаю нескольким учащимся (можно разделить учащихся на группы), при этом я не критикую за то, что они неправильно излагают материал, я хвалю их за то, что они начинают думать, анализировать, учатся делать выводы, этим самым я пробуждаю их интерес, а значит, активность, что и является залогом успеха в усвоении любого лексического или грамматического материала.

Наглядность может быть выражена не только в схемах, таблицах и картинках, наглядность я могу выразить и через действие, которое я совершаю на глазах у учащихся, например, при объяснении времён английского глагола (когда я своим движением выражаю действие). Они с интересом наблюдают за моими движениями и зачастую делают правильные выводы. Это интересно и доступно!

Существует технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала: на уроках используются средства наглядности (схемы, таблицы, знаки, рисунки, модели). Автор этой технологии — Виктор Фёдорович Шаталов. И эта технология даёт хорошие результаты при введении, усвоении, закреплении и использовании на практике полученных знаний.

В своей статье я поделилась своими наработками в изучении грамматического материала, потому что уже в течение многих лет я работаю над проблемой «Обучение учащихся коммуникативной деятельности на английском языке через осознанное понимание грамматического материала». Главная задача учителя иностранного языка — научить детей говорить, а это возможно только тогда, когда дети, даже с ограниченными возможностями, понимают, что они говорят, а самое главное, как они говорят. Поэтому я убеждена в том, что главное в овладении языком является осознанное понимание грамматического материала. Без знания и понимания грамматических явлений невозможно достижение главной цели изучения языка — практической, то есть использование иностранного языка для общения с другими людьми.

Принцип наглядности является одним из самых эффективных, он вытекает из сущности процесса восприятия (слухового и зрительного), что облегчает процесс понимания и использования полученных знаний в развитии всех видов речевой деятельности.

Фото: Надежда Чернеева.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: