Использование интерактивных технологий при организации самостоятельной работы студентов на занятиях математических дисциплин


Организация самостоятельной работы студентов — важнейший инструмент реализации компетентностного подхода в изучении математических дисциплин. Как сделать каждое занятие интересным, увлекательным, и добиться того, чтобы оно развивало мыслительную активность студентов, познавательный интерес? Какие педагогические технологии позволяют раскрыть ему знания, которые преподаватель оценит справедливо? Один из эффективных приемов организации учебных занятий — интерактивные методы обучения.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Суть интерактивных методов обучения — в ориентации на мобилизацию познавательных сил и стремлений обучаемых, на побуждение самостоятельного интереса к познанию, становление собственных способов деятельности, в развитии умения концентрироваться на творческом процессе и получать от него удовольствие. Интерактивные методы обращаются к субъективному опыту обучающихся и помогают им в процессе обучения освоить свои способы открытия социального опыта.

Стратегия активного обучения — это множество способов организации активной учебной деятельности студентов. В этом множестве выбирается задание, адекватно способствующее активному участию обучающихся в учебной деятельности. Выбор сложности задания зависит от трех факторов:

  • цели, которую ставит преподаватель в курсе;
  • опыта преподавателя по организации взаимодействия в аудитории;
  • уровня опыта обучающихся.

Один из важных моментов выборе способа работы с обучающимися в аудитории — собственный стиль преподавания. Определения своих методов и способов организации взаимодействия в аудитории — отдельная работа преподавателя. Осваивая технологии интерактивного обучения, часто применяю компьютер, который может учесть индивидуальные психологические возможности студента (например, когнитивный стиль или темп деятельности, быстроту мышления) и выбрать оптимальный режим обучения. Для студентов специальности «Информационные системы (по отраслям)» естественна потребность использовать компьютерные технологии при решении различных задач, что является дополнительной мотивацией их познавательной активности.

На занятиях по дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика» на 2 курсе я использую компьютер на следующих темах: «Решение комбинаторных задач», «Непрерывная случайная величина», «Функция распределения вероятностей», «Функция плотности вероятности», «Статистические исследования». Они благоприятствуют интегрированию математических и информационных дисциплин.

Примером использования компьютера в организации интерактивной стратегии обучения я выбираю занятие по теме «Статистические исследования». Это первый урок в теме. Эго важность заключается в том, что на нем даются основные ключевые понятия темы, на основе которых будет строиться изучение последующего материала. Его особенностью является то, что для его восприятия не нужно никакой дополнительной подготовки, нет сложных формул и расчетов, но есть возможность простроить связи с информационными технологиями, показать важность для будущей профессии, использовать материалы средств массовой информации и самостоятельных исследований. Особенностью этого занятия является использование большого культурологического материала, позволяющего расширить кругозор студентов и решить не только образовательные, но и воспитательные задачи.

Цели преподавателя:

  • раскрыть роль математической статистики в жизни каждого человека;
  • познакомить с выборочным методом получения информации;
  • изучит графический метод представления статистической информации.

Для мотивации познавательных потребностей студентов формулируется проблема: «Какова роль статистики в жизни человека?» Для ее обсуждения и лучшего восприятия новых понятий применяется компьютерная презентация. С помощью слайдов студентам предъявляется план занятия, цели и задачи преподавателя. Дается краткая историческая справка о зарождении науки, задания для самостоятельного определения понятия «статистика», точные определения ключевых понятий, кластеры о месте статистики в ряде других наук и о видах статистических исследований. Презентация работает весь урок, организуя внимание студентов, мобилизуя их на выполнение заданий. Применение такой наглядности позволяет сделать изучение математики доступным, понятным, интересным. Вообще, компьютер на уроке играет двоякую роль — это средство наглядности и средство для решения задач.

Применение программы Excel для представления статистических данных в различной форме совершенствует информационную компетентность обучающихся. Были предложены практические задания:

  1. Построить полигон «Мониторинг успеваемости и качества знаний». Сравнить количество полученных отметок по годам (отдельно «2», «3», «4», «5»). Здесь используются результаты ЕГЭ, взятые из СМИ, тематика близка студентам, вызывает их интерес.
  2. Построить гистограмму «Динамика изменения числа участников экзамена»
  3. Проанализировать результаты и сформулировать выводы и рекомендации.

Для их выполнения создана инструктивная карта, к которой отражен весь алгоритм построения и предусмотрен самоконтроль. Ребята выполняют работу в двух вариантах в своем темпе. У тех, кто справляется с заданием быстрее, есть возможность повторить построение, но таблицу частот составить самостоятельно. На данном этапе возможно использование творческого потенциала студентов, результаты их самостоятельного социологического исследования.

К интерактивным методам относится игра. На этом этапе занятия используется блиц-опрос по типу игры «Да-нетка». Целью опроса было выявление степени усвоения ключевого понятия «репрезентативная выборка». Необходимо на слух ознакомиться с 5 ситуациями, осмыслить их и самостоятельно выяснить, используя словарь терминов, является ли данная выборка репрезентативной. Проверка в форме самоконтроля выявляет, как студенты справляются с этой задачей.

Для развития критического мышления предлагается проблема: «Как интерпретировать результат статистического исследования?». Для ее решения используется статистические материалы СМИ «Можно ли верить прогнозам?» и афоризм Бенджамина Дизраэли: «Есть три вида лжи: обыкновенная ложь, наглая ложь и статистика». Это всегда вызывает большой интерес у студентов.

Для развития информационной компетентности студентов создается набор раздаточного материала. Например, для облегчения формулировки индивидуальной цели предлагается вопрос: «Зачем мне нужно знать о статистических исследованиях?» и различные варианты ответов: для развития математического кругозора, для повышения культурного уровня, для совершенствования профессиональных способностей, для удовлетворения любопытства, другие. Для развития рефлексивных навыков в конце занятия предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Реализовали ли Вы свою индивидуальную цель?
  • На занятии Вам было интересно?
  • Вы узнали что-то новое на занятии?
  • Вы убедились в том, что статистика Вам пригодится в жизни?

Проводя такое занятие ежегодно, всегда получаю удовлетворение от результатов совместной деятельности с ребятами. Подготовка такого урока требует больших усилий и временных затрат, но они окупаются, так как студенты с удовольствием погружаются в самостоятельную деятельность.

Об авторе: Тюрикова Татьяна Леонидовна, преподаватель математических дисциплин, КГАОУ СПО "Кунгурский сельскохозяйственный колледж.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: