Светлана Чуева, 24.03.2015 638 0

Опыт работы учителя "Через развитие творческих способностей учащихся к формированию духовно богатой, творчески мыслящей личности"


Мне, как и всем моим коллегам, войдя в класс, хочется видеть заинтересованные детские глаза, горящие жаждой новых открытий. Но, к сожалению, все чаще перед нами сидят дети, уставшие от полуночных компьютерных игр, пустой переписки в «Одноклассниках», оглушительной музыки в наушниках, постоянно держащие руки на кнопках своих мобильных телефонов. 


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Необходимость воспитательного воздействия возрастает вместе со стремительной компьютеризацией общества, на фоне бесконтрольного приобщения детей и подростков к «виртуальному» миру игр и развлечений, далеких от нравственных ценностей. И как бы не менялись времена, все же традиционными источниками нравственности являются искусство, литература, язык — как раз те школьные дисциплины, которые я преподаю.

Хочу отметить и тот факт, что наш район — один из самых отдаленных от краевого центра, у нас нет возможностей приобщать детей к миру искусства, организуя посещение театров, музеев, выставок, нет возможности развивать их творческий потенциал в специальных студиях и объединениях. Все это берет в большей степени на себя образовательное учреждение, то есть, мы, учителя.

Понимаю, что любая методическая система учителя должна опираться на цели, задаваемые государственным стандартом и социальным заказом общества, на психолого-педагогические, индивидуальные особенности обучающихся, учитывать социокультурное образовательное пространство, специфику преподаваемых предметов. Соотнеся собственную педагогическую деятельность с требованиями новых образовательных стандартов, где в качестве главной цели образования предполагается развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин), а процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта, поняла, что иду в правильном направлении.

Большое внимание всегда уделяю началу урока, оно должно быть в какой-то степени интригующим, стимулирующим на активную познавательную деятельность. Чаще всего — это неожиданный вопрос, на первый взгляд, не имеющий отношения к уроку, или обращение к жизненному опыту детей. Уроки литературы, мировой художественной культуры, основ религиозных культур и светской этики часто начинаю с музыкального произведения, чтения стихов, что сразу настраивает обучающихся на восприятие темы. Иногда в качестве своеобразной разминки в самом начале урока провожу «словесные игры», прошу придумать рифмы к словам, подобрать синонимы, антонимы, предлагаю разгадать ребус и т.д.

Обязательный этап урока — целеполагание, которое чаще всего выстраиваю на основе самостоятельного выявления учащимися нового, незнакомого материала. Например, в начале урока провожу словарный диктант на изученную орфограмму, но включаю слова, которые не изучались, выясняю, были ли затруднения, почему, и таким образом учащиеся приходят к пониманию того, что у них появилось затруднение, ставят перед собой цели, как его и с помощью чего их преодолеть.

В конце урока — рефлексия, грамотное построение которой помогает учителю понять, достиг ли он тех целей, которые ставил перед уроком.

Стимулируя творческую активность детей, создаю на уроке для учащихся возможности проявить себя — в зависимости от умения и желания учиться — в различных видах и формах учебной деятельности: индивидуальной, групповой, фронтальной, игровой и других. Большое внимание уделяю групповым видам деятельности, у меня нет пар или групп постоянно состава, планируя данный вид работы, каждый раз создаю группы, исходя из вида деятельности, сложности темы, поставленных целей. Мне важно, как общаются дети в группе, наблюдаю, кому с кем комфортно, кто чувствует себя неуютно, учитываю совместимость, учу навыкам работы в группе, умению избегать конфликтов, разрешать возникающие разногласия.

Мыслительную деятельность учащихся стимулирую различными средствами и приемами, используя методы исследовательского, эвристического характера, широко практикую творческие задания, которые делятся на те, которые проводятся на уроке (работа со словом, использование ассоциаций, сравнения, высказывания на заданную тему по образцу (5-6 класс) и без образца, чтение по ролям, мини-сочинения и т. д.) и в качестве домашних заданий (рисунки к эпизодам произведения, создание красочных обложек к произведениям, создание иллюстрированных брошюр по творчеству полюбившихся писателей и поэтов, мини-сочинения и полноценные сочинения на заданную и свободную темы и др.) Никогда не даю всем одинаковые творческие задания, всегда есть возможность выбора, потому что кто-то не умеет хорошо рисовать, кому-то трудно сочинять. Каждый может реализовать себя там, где у него больше получается, что больше нравится. Такие виды деятельности дают свои результаты. Мои воспитанники постоянно участвуют в различных творческих конкурсах.

При проведении уроков стараюсь использовать нетрадиционные, нестандартные формы обучения. Так, например, одним из путей который позволяет поддержать интерес к предмету, развивает мыслительную, коммуникативную функции является проведение уроков-путешествий по литературным местам, хорошо помогает в этом компьютер. Мы совершаем виртуальные экскурсии в музеи, проводим конкурсы на лучшего экскурсовода; уроки-концерты, уроки-конференции и т.д. Главные принципы этих занятий — возможность попробовать себя в разных ролях, что тоже развивает личность ребенка.

Помимо всего вышеперечисленного, мною на уроках используются самые различные методы и приемы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть забавные рисунки к правилу, веселые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки. Прошу детей и самих придумывать стихи к разным правилам. В 5-6 классам они с удовольствием выполняют эту работу. Например: 5-классник придумал такое стихотворение: «Пред корнями с чередованием —лаг- и —лож- ты не дрожжи, видишь Ж — то О пиши».

«Приглашаю» на урок сказочных персонажей, конечно, только в 4–6 классах, которые просят помощи у школьников, могу стать капитаном и отправиться на корабле в страну Глаголию или Морфологию и приглашаю ребят с собой, потому что мне нужны верные друзья и помощники. Таким образом, изучая новую тему, мы говорим о дружбе, взаимовыручке. Как расцветают лица детей, когда в конце путешествия я говорю им о том, что без них я не смогла бы вернуться назад, что они настоящие друзья. Мы понимаем, что это игра, но понятие настоящей дружбы, взаимовыручки, поддержки остается в их душах.

На уроках литературы в старших классах сама много читаю стихотворений, делюсь собственными впечатлениями, чтобы вызвать обучающихся на разговор, ставлю проблемные вопросы, требующие размышления, сопоставления фактов, создаю ситуацию дискуссии, стараюсь, чтобы литературные произведения были и эталоном великого искусства, и источником нравственного, жизненного опыта. Обязательно 1-2 раза за учебный год со старшеклассниками проводим литературные гостиные со свечами, с музыкой, чтобы создать соответствующий настрой, почувствовать красоту звучащего слова. В 2010-2011 литературная гостиная по творчеству Вероники Тушновой, в 2012-2013 по творчеству поэтов серебряного века, в 2013-2014 по творчеству В. Высоцкого.

Третий год серьезно занимаемся с детьми проектной деятельностью. Особенно такой вид работы применяю на уроках основ религиозных культур и светской этики и мировой художественной культуры, потому что объем материала большой, а часов отводится мало. К сожалению, рамки урока ограничены временем, программой, поэтому работу над проектами продолжаем на факультативных занятиях, на кружках, внеклассных мероприятиях.

Хорошим результатом считаю выпуск литературно-художественного альманаха «Алые паруса». Это совместный проект ребят, которые занимаются в литературно-художественном объединении, которым руковожу я, и всех учащихся, с которыми работаю. Члены объединения собирают материал в альманах, редактируют, печатают, подбирают соответствующие фотографии, иллюстрации.

Считаю неотъемлемой частью работы с детьми привлечение местного материала, что способствует формированию нравственных качеств детей. Мною разработан цикл уроков внеклассного чтения по краеведению с 5 по 8 класс. В 5 классе после изучения сказов П.П. Бажова провожу урок «Легенды Горной Колывани», в 6 классе после изучения рассказов В.М. Шукшина — игру «Умники и умницы» по биографии писателя, в 7 классе — урок-концерт «Алтай в поэтической строке», в 8 классе — читательскую конференцию «Образ матери в сердце моем», посвященную матери В. Шукшина.

На уроках и внеклассной деятельности используется богатый инструментарий педагогических технологий: личностно ориентированного обучения, развития критического мышления через чтение и письмо, проектного обучения, и конечно, ИКТ.

Об авторе: Чуева Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Барановская СОШ" Змеиногорского района Алтайского края.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: