Наталья Шивкова, 30.06.2015 1

Ликвидация пробелов в знаниях по математике у обучающихся в исправительной колонии


В исправительных колониях обучаются учащиеся до 30 лет (Положение ст. 112 УИК РФ). За парту садятся ученики  с большим перерывом в учебе, некоторые закончили только начальную школу, либо учились в коррекционных школах. У большинства проблемы с математикой. Многие в связи с многочисленными прогулами и неуспеваемостью слабо владеют основными учебными умениями и навыками. 


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

Уровень образования учащихся достаточно низкий. Каждому ученику необходим индивидуальный подход в процессе обучения.  Каждому учителю, работающему в исправительной колонии, приходится разрабатывать специальный инструментарий, отбирать содержание и методы обучения. Здесь возникает проблема. Нужно дать  те же знания, что в общеобразовательных школах, но за меньший промежуток времени. Мы имеем дело со слабо подготовленным контингентом, пробелы в знаниях тянутся с начальной школы. Эти пробелы нужно ликвидировать и компенсировать.

В большинстве своем у учащихся нет интереса и мотивации к изучению математики. Нужно создавать условия для учебы, и, что важно, открытую и комфортную среду.

В начале учебного года сталкиваешься с проблемами: ученики не умеют считать, не знают таблицу умножения (обязательно — таблица умножения должна быть на каждой парте). Большие затруднения испытывают при работе с обыкновенными и десятичными дробями. Не умеют делить десятичные дроби, не могут найти общий знаменатель обыкновенных дробей. Не знают как работать с положительными и отрицательными числами. На повторение отводится очень мало часов (6-8 ч.), нужно обязательно повторить все правила выполнения действий с рациональными числами. Правила можно представить в виде таблицы, либо алгоритм записать на фарзаце тетради. (Например, + * -  = -  «плюс на минус равно минус»; - * - = + «минус на минус равно плюс») Эта работа должна поддерживаться в течении всего учебного года. Обязательно использовать устный счет.

Нужно научить  учащихся тождественным преобразованиям, они используются в решении уравнений и неравенств, выводе формул, дифференцировании и интегрировании и т.д. Поэтому  важно сформировать у учащихся прочные знания, умения и навыки использования алгоритмов основных тождественных преобразований. Чтобы предупредить ошибки в будущем нужно вести учет типичных ошибок допускаемых учащимися.

Учителю сложно справится с проблемами, которые возникают при работе с учащимися, имеющими пробелы в знаниях. Для учащихся можно подготовить инструктивные карточки, которая будет содержать изложение темы, основные формулы, образцы решения задач. Большинство учащихся охотно работают не с учебником , а карточкой. По карточке они выполняют задания по образцу. Нужно выбирать формы и методы учения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Приложение
Инструктивная  карточка 

Задание ученику 7, 8 класса

Тема  «Решение линейных уравнений».

Решим уравнение: 5(х-10) = 2х+10.

Решение.

1. Раскроем скобки в левой части уравнения (5 умножим на х и 5 умножим на (-10), получим  5х —  50 = 2х + 10.

2. Сгруппируем в левую часть уравнения слагаемые содержащие х, а в правую часть  слагаемые без х, т.е. «с х в одну сторону без х в другую сторону» относительно знака =.

!!! Не забудем менять знаки на противоположные, перенося слагаемые в другую сторону.

Итак, 5х — 2х = 10 +  50, Приведем подобные 5х — 2х = 3х; 10 + 50 = 60, т.е.

3х = 60,

Х = 60:3,

Х = 20.

Ответ: х=20.

Задание. Решить по алгоритму(выше), следующие уравнения:

  • 6(х — 11) = 3х — 12.
  • 4(х — 7) = 3 — х.
  • 2х — 9 = 13 — х.

Об авторе: Шивкова Наталья Михайловна, учитель математики, Государственное Казенное Общеобразовательное  Учреждение "Краевой Центр Общего Образования" г. Чита, Забайкальский край.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Екатерина_Пашкова • 10:25, 30.06.2015
Интересно, зачем контингенту колоний, не знающим таблицы умножения и вообще имеющим низкий уровень знаний по математике решать уравнения, а не научиться бы нормально решать бытовые математические задачи. Приведенное приложение-инструкция, на мой взгляд, написана не для учащихся с минимальными знаниями, если они могут ей пользоваться, значит, все-таки знания и понимание у них есть.
[Материал]