Метод практикоориентированного преподавания математики


Существует множество методов и методических приемов преподавания. Несмотря на это, работники постоянно испытывают потребность в совершенствовании существующих методов и приемов, их продолжают волновать вопросы: как преподносить студентам учебный материал, в какой последовательности и т.д.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Я хочу предложить метод преподавания математики, основанный на некоторых психологических связях человека с про­изводственным процессом. Если учебный материал преподносить студентам в той же последовательности, в какой обычно происходит изготовление материальных предметов, то он, несомненно, будет легче вос­приниматься, усваиваться и прочнее закрепляться в памяти.

Вначале надо поста­вить студентов в проблемную ситуацию с тем, чтобы актуализировать у них потребность добывать новые знания, изготовить учебный материал в общем виде. После чего дать им возмож­ность порешать задачи на закрепление нового материала. И наконец, вновь вернуться к теме и объяснить ее, но уже более подробно, углубляясь в детали и тонкости. Изложив полно­стью материал темы, снова подключить студентов к решению задач и практическому использованию теоретических знаний, но уже в более глубоком и широком диапазоне.

Процесс усвоения материала той или иной темы будет еще успешнее, если вначале, перед ее изложением, попытаться сформировать у студентов психологическую готовность к вос­приятию и усвоению.

Психологическая готовность образуется под влиянием множества факторов, но прежде всего под воздействием пред­метно-практической деятельности. Поэтому подготавливать студентов к усво­ению того или иного материала следует путем вовлечения их в практическую деятельность. Наибольший эффект в этом пла­не могут дать практические действия, адекватные мыслитель­ным, которые приходится выполнять студентам в процессе усвоения той или иной конкретной темы.

Еще лучше, если в процессе выполнения практических действий студенты будут сталкиваться с трудноразрешимы­ми проблемами (при имеющемся у них запасе знаний).

Включать студентов в предметно-практическую деятель­ность с целью подготовки их к наилучшему восприятию и ус­воению материала той или иной темы необходимо за несколько дней до ее изложения.

  Рассмотрим, как практически можно реализовать предла­гаемый метод на примере изложения темы «Перпендикуляр­ность прямых и плоскостей в пространстве». В процессе изучения этой темы студен­ты имеют дело с прямыми, плоскостями, двугранными угла­ми и пр. Поэтому в процессе практической деятельности они должны манипулировать главным образом предметами, напо­минающими эти геометрические фигуры. Например, полезно дать студентам задание изготовить наглядные пособия, необ­ходимые для объяснения темы: различные модели пересече­ния прямых и плоскостей, двух плоскостей, набор двугранных углов и т. д.

При выполнении этих заданий студенты будут сталкивать­ся с некоторыми трудностями, которые могут быть успешно пре­одолены лишь посредством знания основных положений темы. Еще большую трудность студенты будут испытывать при скреплении двух ли­стов картона неправильной формы под заданным углом. Для успешного выполнения этого задания им необходимо знать, как измеряются двугранные углы, что является их мерилом.

Стимулировать практическую деятельность студентов можно следующим образом:

  • путем организации между ними соревнования на луч­шее изготовление той или иной модели;
  • посредством бригадной организации и оценки их дея­тельности;
  • с помощью многообразия игровых методов и т. д.

Параллельно с выполнением практических заданий пе­ред изучением темы полезно повторить со студентами прой­денный материал, который потребуется для раскрытия основ­ных положений темы. 

Об авторе: Пожидаева Светлана Васильевна, преподаватель математики, Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Высшая банковская школа».


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: