Елизавета Анисимова, 14.09.2015 0

Интеграция как категория методики школьного образования


Многие исследователи отмечают, что именно начальная школа является самым благоприятным временем для интегрированного подхода. Считается, что осуществляется переход «от целостного семейного или детсадовского воспитания к целостному обучению в школе». Еще одним доводом за возможность использования интеграции в начальном обучении является опыт освоения младшими школьниками такой учебной дисциплины как «окружающий мир», которая, по своей сути, является интегрированной.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Идеи интеграции в начальном звене нашли свое отражение в первом печатном учебнике по математике — здесь были объединены знания по арифметике, алгебре, геометрии, тригонометрии, мореходной астрономии и навигации; в применении К.Д. Ушинским аналитико-синтетического метода при построении курса обучения грамоте. Метод Ушинского — это обучение грамоте посредством интеграции письма и чтения, практического постижения ребенком приемов соотнесения устной и письменной речи.

На современном этапе обучения в школе внедряют комплексный подход, который находит свое отражение в «интеграции учебных предметов по близким областям знаний и разработки интегрированных курсов, а также в эпизодическом проведении интегрированных уроков по сходным темам из разных предметов. При этом интеграция не заменяет классически сложившееся предметное обучение, а лишь соединяет получаемые знания в единую систему.

Некоторые исследователи проблемы интеграции школьного образования описывают опыт зарубежных педагогических систем.

«Характерной чертой начальной школы большинства зарубежных стран стало обучение по интегрированным курсам. Так, чтение, письмо, устная речь объединены в «искусство языка», сведения по истории, географии,  граждановедению — в обществоведение, сведения по физике, химии, биологии, астрономии — в естествознание. Этот же способ интеграции применяется в неполной и полной школе».

Методика и практика развития человека как единого целого выработана в Вальдорфских школах Швеции. В этих школах день делится на три части. Первая часть дня посвящена урокам — то есть занятиям умственным трудом. Вторая — отводится для отдыха, в это же время осуществляется эстетическое воспитание: дети занимаются музыкой, живописью, скульптурой, архитектурой. Обязательными в этот период дня являются иностранные языки, театр, эвритмия (особый вид искусства, синтез мысли и слова, цвета и музыки, движений тела и души). Третья часть дня включает в себя занятия ручным трудом (шитьем, вязанием, столярным делом), причем в это время не происходит разделения детей на мальчиков и девочек: все без исключения дети принимают участие в каждом виде работы. «Такой троичный ритм учебного времени основан на трех сферах внутренней деятельности человека — мышлении, чувстве и воле. Человек только тогда гармонично развивается, когда воспитываются все эти стороны одновременно и равномерно. Поэтому в Вальдорфских школах у каждого ребенка в системе упражнений работают голова (мозг, зрение, слух), сердце, руки и ноги».

Н. Воскресенский описал опыт английских школ: «Наиболее интересным является организация содержания образования, а также методы и формы обучения. Дети изучают примерно те же области знания, что и традиционно в начальных классах — родной (английский) язык, математику, получают сведения о естествознании, обществоведении, занимаются физической культурой, рисованием, изготовлением поделок. Однако содержание образования не разбито на предметы, а представлено в виде комплексных программ и проектов. Английские педагоги считают, что дети младшего школьного возраста воспринимают мир как нечто целостное, им легче заниматься по таким программам».

Учителя московских школ предлагают разнообразные варианты интегрированных уроков. В частности они отмечают, что «можно сынтегрировать не только два, но и три, и даже четыре, пять предметов на одном и нескольких уроках. Например, урок окружающего мира на тему «Дикие животные» можно сынтегрировать с уроком технологии по теме «Лепка диких животных» и уроком изобразительного искусства — рисование с натуры чучела птицы. А урок литературного чтения, на котором изучается текс С. Аксакова «Буран», можно сынтегрировать с уроком русского языка и уроком музыки, используя «Времена года» П.И. Чайковского, а также с уроком изобразительного искусства — рисование пейзажных зарисовок степи во время и после бурана».

Следует отметить, что в системе преподавания предметов художественно-эстетического цикла имеется больше возможностей для разработки уроков на целостно-интегративной основе. Причина данного явления кроется в том, что на ранней стадии исторического развития искусство вообще не делилось на виды, было синкретичным и лишь постепенно происходило разделение его на виды, обладающие своим специфическим языком. Несмотря на разделение, сохранились межвидовые связи, проявляющиеся на разных уровнях (содержательном, структурном, уровне отдельных средств), что явилось предпосылкой к возникновению синтеза искусств.

Экскурс в историю художественной культуры показывает, что живопись и музыка не имели между собой очень тесной связи, как, например, живопись и архитектура или музыка и поэзия, но, тем не менее, между ними есть определенное взаимовлияние, просматриваются тенденции к синтезу. Одной из важнейших основ для интеграции музыки и изобразительного искусства служит ритмическое начало, хотя в музыке речь идет о так называемом «временном» ритме, а в живописи — о «пространственном». И в музыке, и в живописи активно используется целый ряд общих понятий: «цвет», «краска», «тональность», «светотень», «композиция», «рисунок», «форма», «рельеф», «горизонталь», «вертикаль» и т.д. Известна роль линии в изобразительном искусстве, которая и в музыке занимает особое место (речь идет о линии мелодического развития).

Очень тесно взаимосвязаны между собой такие виды искусства как музыка и хореография. Танцевальность в музыке является одной из первооснов музыкального жанра. Музыкальное сопровождение обогащает любое хореографическое произведение. Важное значение в обоих видах искусства приобретает метроритмическое начало.

Связь между данными видами искусства осуществляется и более опосредовано. Так, в музыкальной терминологии в названии музыкальных произведений находит свое отражение пластика различных движений (термины — «грациозно», «изящно», «кружение мелодической линии», произведения — М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» («Балет невылупившихся птенцов», «Баба Яга»), Р. Шуман «Карнавал» («Бабочки», «Пьеро», «Арлекин») и т.д.

В результате можно сделать следующие выводы: интеграция  находит применение в рамках школьного образования: она может представлять собой и цель, и средство обучения, способствуя целостному восприятию картины окружающего мира. При интеграции отпадает проблема синхронизации материала двух независимых предметов во времени, возрастает темп изложения учебного материала, что способствует концентрации внимания учащихся, стимулирует их познавательную деятельность. Во многих случаях существенно облегчается система контроля, так как все разделы интегрированного курса равноправны.

При рассмотрении опыта зарубежных и российских школ, применяющих интегрированный подход в обучении, видно, что наиболее оптимально процесс интеграции реализуется в процессе изучения дисциплин художественно-эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство, литература). Нередко данные дисциплины интегрируются с такими предметами, как окружающий мир, технология и даже математика (в начальной школе).

Список используемой литературы:

  1. Ванслов В. Изобразительное искусство и музыка// Эстетика и жизнь: Сборник статей. – Вып.4. – 1975.
  2. Гребенникова Н.Л., Мустафина Р.З. Интеграция в начальном обучении: Учебное пособие по спецкурсу для студентов факультета начальных классов. – Стерлитамакский гос.пед.ин – т. – Стерлитамак, 1994. – 86 с.
  3. Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах// Начальная школа. – 1989. – №9.
  4. Колягин Ю.М., Алексенко О.Л. Интеграция школьного обучения// Начальная школа. – 1990. - №9.
  5. Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении // Начальная школа. – 1990. – №5.
  6. Шишлянникова Н.П. Интеграция искусств на уроках // Начальная школа. – 1999. – №10. 

Об авторе: Анисимова Елизавета Александровна, учитель начальных классов и музыки, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №33" городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?